Общество
1994

<Технократы из ЮКОСа> и <демократы из Закамны>

все-таки встретились. Теперь персонально для закаменцев могут разработать еще один, четвертый, вариант трассы нефтепровода



Высший менеджмент ЮКОСа появился в Закамне благодаря назначенным по инициативе районной администрации на 6 декабря общественным слушаниям по проекту строительства нефтепровода . Однако в последний момент представители компании заявили, что это будет презентация ЮКОСа и ее проекта. Тем самым нефтяники дали понять, что мероприятие не имеет какой-либо юридической силы и их приезд означает лишь жест доброй воли, проявленный по отношению к жителям наиболее проблемного района по трассе нефтепровода. Зато местное население, уповая на референдум, назначенный районными депутатами на 22 декабря, дало волю своим чувствам и эмоциям.

Вступительная речь Александра Бурмистрова, вице-президента ЮКОС-РМ, содержала общие сведения об успехах бурно развивающейся компании, которая работает в тесном сотрудничестве с государством и субъектами федерации (являясь крупнейшим поставщиком нефтепродуктов в Бурятию, ЮКОС-РМ позволил сэкономить 1,7 миллиона рублей бюджету одного только Закаменского района). Поэтому, когда речь зашла собственно о проекте строительства нефтепровода, его управляющий Сергей Литвиненко подчеркнул, что компания осуществляет государственный проект, а ЮКОС и Транснефть являются всего лишь его исполнителями. Такая постановка вопроса явилась для многих из районных депутатов откровением. Тем внимательнее они стали слушать, когда Сергей Александрович довел до сведения присутствующих масштабы экономического эффекта, ожидаемого в районе. На чашу закаменских весов ЮКОС положил давно ожидаемые от него конкретные цифры. К примеру, непосредственно на строительстве планируется создание более 500 высокооплачиваемых рабочих мест для местных жителей, а бюджет района за весь срок действия проекта может рассчитывать на 73 млн. долларов налоговых поступлений.

Дальнейшие выступления представителей компании носили сугубо презентационный характер и знакомили присутствующих с социальными проектами, реализуемыми ЮКОСом в регионах России. В частности, речь шла о Федерации интернет-образования, филиал которой появился в конце прошлого года в Улан-Удэ и уже обучил более 1500 преподавателей со всех уголков республики.

Научная часть презентации началась с выступления представителя ОАО , напомнившего о технических решениях, применяемых при строительстве, при этом разработчики особо подчеркнули, что площадь земель, отводимых под нефтепровод, составит всего сотые доли процента от площади района во время строительства и что еще меньше - тысячные доли процента в период эксплуатации.

Далее со своим видением проблемы строительства выступали представители ученой и творческой общественности республики.

Эколог Ендон Гармаев бросил упрек в адрес ЮКОСа, сказав, что . В связи с этим он предложил рассматривать проблему нефтепровода как уравнение баланса, где с одной стороны - ущерб, наносимый природе района, а с другой - выгоды от проекта. Одним из его преимуществ он видит повышение уровня образования в районе. Связано это будет, по мнению ученого, с появлением в Закамне оптико-волоконной линии связи.

Поэт Баир Дугаров в своем выступлении щедро раздавал комплименты как закаменцам, чтящим и сохраняющим древние бурят-монгольские традиции, так и компании ЮКОС, разработавшей центральный вариант трассы в обход святых мест бурятского народа.

У ученого Анатолия Жалсараева сложилось впечатление, что компания грешит имперским мышлением. Он заметил, что . Бурятия или Приморский край - для нее нет разницы. Поэтому он предложил создать согласительную комиссию, в которую вошли бы члены правительства РБ и представители районов, по которым пройдет нефтепровод. Ее задачей был бы контроль как за соблюдением всех строительных решений, вплоть до маршрута, так и компенсационными расчетами и выплатами населению.

Главный редактор буддийского альманаха Доржо Мункуев заострил внимание собравшихся на геополитическом значении проекта. По его словам, это первый в мире нефтепровод, прокладываемый в сторону Востока. Его значение для Сибири и Дальнего Востока трудно переоценить, поскольку он привязывает экономику Китая к России, ставя ее в зависимое положение. Поэтому закаменцы должны подойти к этому трезво и взвешенно, чтобы принять мудрое решение. Так, как этому учит буддизм.

Выступление буддийского журналиста и попытки из зала его придало презентации эмоциональный оттенок, который продемонстрировал, что закаменцам ближе их конкретные, практические проблемы, нежели вопросы внешней политики. Один за другим на трибуну поднимались представители местной общественности, рассказывавшие о своих взглядах на проект. Их мнения были окрашены черно-белыми красками, полутонов не было - либо категорическое , либо столь же категоричное . У приехавших москвичей создавалось впечатление, что они попали на тот самый референдум, которого ждут в Закамне. Это была уже не презентация, но и не общественные слушания. Митинговость происходящему придала горячая речь главы буддистов села Санага, дедушки Ринчина Зундуева. Слова, произносимые им на бурятском языке, словно бальзам на раны, попадали в местную аудиторию. Зато у гостей, незнакомых с бурятским, его частые упоминания слова (закон - бур.) вызывали либо смех, либо недоумение. Впоследствии одна женщина из зала, видя эту реакцию, потребовала, чтобы переводчик специально объяснил его смысл присутствующим.

Взаимонепонимание, выплеснувшееся в языковых разночтениях, продолжало расти от выступления к выступлению. Его кульминацией стало появление у микрофона ветерана, бросившего угрозы в адрес управляющего проектом Сергея Литвиненко. Между тем Литвиненко даже преподнес местным жителям сюрприз, сказав, что может быть принят еще один, четвертый по счету, вариант маршрута, который проходит в максимальном удалении от сел района, но за пределами водораздельного хребта Байкала. На общем фоне все более или менее трезвые рассуждения и даже выступления местной элиты просто терялись и, похоже, закаменцы их не услышали. Гости из ЮКОСа, тем не менее, пытались все фиксировать и по окончании массового мероприятия сделали вывод, что жители имеют слабое представление о проекте.

Зато вице-премьер правительства РБ Леонид Турбянов показал глубокое понимание вопроса и предложил механизмы сотрудничества закаменцев и нефтяной компании. По его мнению, необходимо создание фонда будущих поколений, аналогичного тем, которые существуют на Аляске или в других странах.

Точку как на эмоциональных выступлениях закаменцев, так и на их надеждах сказать нефтепроводу на референдуме, поставил первый вице-премьер правительства РБ Владимир Гейдебрехт. Он настоятельно порекомендовал не путать демократию с демагогией и сказал, что не допустит такого, когда местнические интересы будут диктовать свои условия государству. У России есть стратегические интересы - это нефтепровод.

Таким образом, неудовлетворенные такой концовкой, но выговорившиеся закаменцы разошлись по домам, а удовлетворенные, но невыговорившиеся гости перебрались на торжественный банкет, где дали волю своим мыслям. Вот тут-то и прозвучали главные слова, объясняющие причины протеста в Закамне. По словам Анатолия Жалсараева, ЮКОС подошел к этой проблеме технократически, а местное население не умеет мыслить такими категориями. Поэтому назрела необходимость в привлечении к проекту психологов, социологов, культурологов, чье квалифицированное мнение может повернуть ситуацию в русло давно ожидаемого диалога между жителями и компанией.

Эффект от строительства нефтепровода

для Закаменского района (по данным компании ЮКОС)

= в период строительства более 500 жителей района получит работу с ежемесячной заработной платой свыше 12000 руб.;

= в период строительства автотранспортные предприятия района будут привлекаться к осуществлению перевозок;

= на территории района будут закупаться местные строительные материалы - гравий, песок, кирпич, лес, пиломатериалы;

= на территории района может быть налажено производство железобетонных изделий для нужд строительства, которое после завершения строительства может быть профилировано под нужды района;

= строительство новых дорог (как грунтовых и улучшенных, так и с твердым покрытием);

= улучшение старых дорог (расширение для увеличения их пропускной способности, а также их ремонт);

= строительство вдольтрассовой линии электропередач, которая при наличии соглашения с местными органами власти может строиться с учетом потребностей района;

= прокладка технологической оптоволоконной линии связи, избыточные мощности которой могут быть использованы для улучшения связи в районе;

= при наличии соглашения с местными органами власти объекты медицинского обслуживания района будут дооборудованы с учетом потребностей обслуживания строительства;

= вертолеты, облетающие трассу, в экстренных случаях могут использоваться для оказания помощи жителям района;

= при соглашении с местными органами власти или местными предпринимателями выбор мест для размещения поселка строителей и требования к их зданиям и сооружениям может быть произведен с учетом возможности их последующего использования в качестве дома отдыха, турбазы и т.п.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях