Общество
2252

Перспективный дедушка Цыдып

Цыдып Будаев, выходец села Исинга Еравнинского района, вошел в литературную историю Иркутска как самый старый молодой поэт и художник. Свою первую книжку он издал на 72-м году жизни, вторую - на 73-м...



Сам Цыдып Цыбенович, три года назад оставшийся без жены, приехал на жительство в Бурятию. Сейчас он живет в Доме ветеранов на улице Мокрова, поскольку детей у Будаевых нет, а жить с родственниками дедушка наотрез отказывается. Творческим людям нужна свобода, объясняет он, только что вернувшийся из турпоездки в Париж. Именно сейчас, в 76 лет, Будаев понял, что искать свое призвание нужно всегда. И оно обязательно отыщется, пусть и на склоне лет. "Способности сидели у меня, видать, давно, а в связи с демократией раскрылись", - искренне считает Цыдып Цыбенович.

Две его тоненькие косички, заплетенные от седовласого чуба на макушке крепятся за ушами скотчем, но, то и дело падают на глаза - дедушка не может спокойно сидеть на одном месте. Но часами позировать иркутским художникам соглашается с удовольствием. Сейчас его портреты находятся в музеях Иркутска, Усть-Орды, села Исинги. Лепили с дедушки Цыдыпа и скульптуры: "Голову мне делали, - рассказывает он. - Сейчас ее будут формовать там, в Иркутске, а потом я в музее ее выставлю".

С образованием в семь классов Будаев никогда не писал и не думал о поэтическом поприще. Первые стихи появились, когда он ушел на пенсию. Дедушка Цыдып рисовал к ним небольшие карикатуры и ходил со своими творениями по иркутским газетам. "Своих поэтов полно, говорили мне, - вспоминает начало творческого пути Будаев. - Сначала отказывали, а потом куда деваться? Взяли:" Дед уверен, что в его рукописях ничего сокращать и убирать нельзя: "Я даже обматерил одного писателя в Иркутске. По уму, говорю, надо убирать, чтоб связь не терялась: Потом извинился. Я ж проводником работал, немножко к культуре стал приучаться, как поэтом стал".



За последние четыре года у Цыдыпа Будаева в соседнем областном центре вышло семь книжек. Первая в 1997-м году - "Восхваление жизни на земле с пламенем чистой любви" на русском и бурятском с карандашными рисунками автора, которые при желании можно раскрасить. Начинающий писатель дает советы читателям, как направить жизнь к лучшему: "Любовь и счастье если не приходят, Их надо найти и удержать". Или: "Имей выдержку всегда, на всех жизненных дорогах. Равный с равными, одобряя хорошее:"

Подлинным носителем бурятской народной мудрости назвала Цыдыпа Будаева искусствовед из Иркутска Татьяна Ясникова, а его белые стихи - страницами безмятежного покоя.

В том же 1997 году в Иркутске книжку издали и на английском. Спонсоров помог найти иркутский Союз писателей: затею дедушки Цыдыпа поддержало объединение любителей боевых искусств в лице Олега Елхоновича Евсеева, ООО "Исток" и бурятский культурный центр.

А в 2000 году вышло сразу два издания: "Родословно-наследственная книга, рассчитанная на пять столетий" и "Книга для маленьких детей" на бурятском языке, выпущенная при поддержке Усть-Ордынского округа. Первую, по словам Цыдыпа Цыбеновича, должны приобрести все порядочные люди - в нее записываются данные о членах семьи - и так сохранится память о предках на протяжении пяти столетий. На столько рассчитана книжка, утверждает дедушка Цыдып. Вторая - с загадками, стихами и фокусами, рисунками для детей, пытающихся узнать азы бурятской грамматики.

Свои книги дедушка Цыдып в магазинах не продает, а меняет на молоко, сметану, мясо в бурятских деревнях области. "Мне говорят: "Не ты написал, кто-то другой, ходишь, продаешь, хвастун такой!". Некоторые, наоборот, рады видеть писателя. "В Алари как-то за одну книгу три литра сметаны дали! Да еще деньгами!" - радуется Будаев.

Так за несколько лет своей писательской деятельности дедушка скопил кое-какие деньги на поездку в Европу - чтобы почерпнуть глоток вдохновения для дальнейшего творчества. Увидеть Эйфелеву башню, Лувр и Дрезденскую галерею в Германии помогли друзья и знакомые - Сергей Босхолов, академик ИГУ Смагин, директор ООО "Исток" Николай Хамгушкеев. "Не боишься один ехать?" - спрашивали деда перед поездкой. "А чего бояться-то? Там у-у-у какая культура!" - отвечал он.



Без конфузов в Париже не обошлось: в ресторане "Макдональдс" писателя поначалу приняли за нищего - скромная рубашка, китайские сандалии, синтетическая кепка: "Они смотрели на меня с жалостью, - рассказывает дедушка Цыдып. - И тут я достаю видеокамеру, мне ее дали на время спонсоры, эти официанты прям в лице изменились:За- шушукались". Цыдып Цыбенович считает, что они приняли его за подпольного азиатского миллионера.

Колоритная внешность не раз помогала деду оказываться в гуще событий: в прошлом году он поехал в Москву, чтобы познакомиться с Союзом писателей России. Ничего не вышло, зато дед попал на митинг Зюганова - дело было 7 ноября - и подарил ему свои книги с автографом. "Я у подметальщика спросил, где Зюганов будет выступать. Он мне кивнул, куда идти. Предупредил, чтобы я не бегал туды-сюды, а то все перекроют и никого потом не пустят:" Так Будаев оказался впереди всех, попав в группу почетных гостей, потом этот митинг показали все российские телеканалы - дедушка Цыдып рядом с Зюгановым на первом плане.

"Я вообще-то поддерживаю демократию", - объясняет сейчас молодой писатель. И радуется своим новым планам: в Доме ветеранов вместе с жильцами он хочет делать глиняные игрушки: свистульки, сувениры, чтобы потом открыть магазинчик и на доходы обустраивать их общий дом. "У-у-у, я какой перспективный! У меня много чего впереди!" - смеется дедушка Цыдып. И пишет в стихах:

Всегда человеку нужно

Жизненное пространство вдали:

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях