Общество
2901

Создатель пространства Владимир Бельгаев

Имя этого архитектора улан-удэнцам известно гораздо менее, чем его творения, украшающие улицы Улан-Удэ



Жители города наверняка помнят ту в 1999 году вокруг проекта мемориала Победы. В конкурсе, на который было представлено 11 проектов, победителями стали известный бурятский архитектор Владимир Бельгаев и скульптор Александр Миронов. К счастью (или, к сожалению), после долгих дискуссий не был утвержден, танк остался на месте, лестницу переделывают, а памятник-победитель ждет своего часа.

- Владимир Гомбожапович, наверное, было много неприятных минут: сначала победить, потом проиграть.

- Конечно. Мы ведь и камни уже искали для памятника. Но я не грущу, потому что верю в нашу идею.

- Можно наивный вопрос: что является главным в архитектуре?

- Если не говорить о творческом начале, то определяющим фактором нередко оказываются деньги, точнее, их нехватка. Главным условием создания самого большого дацана в Бурятии - Гэгэтуйского в Джидинском районе - было как можно более дешево и быстро его построить. Даже лама Матвей Чойбонов, при всей его энергии и умении находить средства, не сразу смог построить дацан.

- Проектирование дацанов предполагает знание канонов.

- Ламы говорят, что канон в письменном виде содержится в Данчжуре. Я специально просматривал его, но ничего не нашел. Может быть, в Улан-Баторе в библиотеке Гандана и можно найти какую-то информацию, но я ориентировался на имеющийся опыт.

Окнами на юг

- Я знаю, что вы не только практикующий архитектор, но и научный работник. Какой практический выход имеют ваши научные исследования?

- Меня интересует влияние различных факторов, в первую очередь климатического, на формирование современной архитектуры Бурятии. И для анализа я сопоставил контрольные и экспериментальные данные. Получил их, когда обошел сто квартир. В то время люди еще пускали незнакомого человека в дом.

Существует понятие , и связывают его почему-то только с холодами, забывая при этом о нашем жарком лете, когда, по данным метеорологов, в течение 57 дней бывает перегрев. Это превышение терпимой для человека температуры в 26 градусов. Наши односторонние квартиры обычно обращены на запад и юго-запад, в результате нет разницы давлений и условий для проветривания. Я предлагал переориентировать квартиры, особенно однокомнатные, на восток или на юг.

Стили в архитектуре, искусстве материальном и, казалось бы, малодинамичном, меняются не менее часто, чем в неосязаемом искусстве музыки или слова. На смену ампиру 50-х годов пришла , панельная архитектура 60-70-х, когда приветствовались строгость и функциональность. В 70-е же начал утверждаться постмодернизм с его свободой и вольностью обращения с опытом предшественников.

- Кстати, как цитируются классики в архитектуре?

- Определенные элементы перестают быть функциональными и начинают играть декоративную роль. В здании Мосбизнесбанка, скажем, они вполне серьезны, и потому здесь нет постмодернизма в чистом виде.

На мой взгляд, самые удачные здания Улан-Удэ в этом стиле - Комитет по метрологии и стандартизации на Ключевской в 20 квартале и Бикомбанк на улице Терешковой. Они и первые, и стилеобразующие.

Коттедж с ганджиром

- А как насчет национальных традиций?

- В 60-70-е годы боялись обращаться к национальным традициям, полагая, что они должны формироваться заново.

- Так у нас нет национально ориентированной архитектуры?

- Она есть, но эти работы сделаны раньше. Два архитектора, Минерт и Вампилов, заложили основы такой архитектуры: Дом радио, здание , жилой дом с магазином () на проспекте Победы и др. В них элементы архитектуры сочетались с национальной стилистикой.

- Если я хочу построить коттедж в национальном стиле, какие элементы стоит использовать?

- Это загнутые углы кровли, башенка, как китайская цитата, большие выносные карнизы, использование восточного ордера, декоративный элемент ганджир.

- Пока я не видела ничего подобного в частном секторе, нас все больше тянет на или .

Среда, которая нас формирует

- Каждый житель Улан-Удэ едва ли не ежедневно проезжает мимо праздничного Дворца детского творчества на улице Бабушкина. Что вас вдохновляло в этой работе?

- Мне было интересно приспособить типовой проект к нашим условиям, максимально индивидуализировать его. Развернули корпус зала, сделали действующую обсерваторию, дополнительный этаж, декоративные вставки. Мог бы еще быть очень интересный памятник высотой три метра и весом до двух тонн, выкованный художником по металлу Р. Самдитовым. Впечатляющий памятник, но побоялись, что он слишком тяжел. Насколько я знаю, его кто-то увез на дачу.

- А хранилище рукописей, наш великолепный Матенадаран?

- Это целая эпопея. Ездили в Ташкент и перенимали их опыт, нужен был армянский туф, но привезли только два вагона, потому что Армения стала суверенной. Удалось отделать только часть здания, да и то с трудом: государственные СМУ были в кризисе, нашли халтурную бригаду, она некачественно сделала штукатурку. Подкачали сантехники, поэтому в подвальном помещении, где хранятся рукописи, было холодно и сыро. До сих пор здание не обрело свой окончательный вид.

- В остальном сердце ваше спокойно?

- Меня очень волнуют наши проблемы. Нет контроля мэрии за самодеятельным строительством, особенно в новых поселках. Для получения официального разрешения застройщики прикладывают требуемые чертежи, но потом не придерживаются их. В дореволюционном Верхнеудинске всего два человека следили за жизнью немаленького города: городской глава и урядник. Урядник в определенный день отправлялся осматривать город, брал с собой рабочего, и если встречал нарушения - лишние ступеньки у крыльца или неположенный цвет забора, тут же устранял их. В советское время бульдозером также сносили немногочисленные несанкционированные сооружения.

- И меркантильный вопрос: как у архитектора с жилищем?

- Сапожник без сапог. Живу в старом доме на Ленина, в котором в свое время построили нечто вроде мансардного этажа без окон. Пришлось прорубать толщу стен и делать маленькие окошки, но это не решило проблем. Жена - она филолог - часто критикует.

- В каком месте-пространстве Улан-Удэ вам хорошо душевно?

- Это смотровая площадка за старым кладбищем, не доезжая до 102 квартала. Всю селенгинскую долину видно. В свое время там проектировался детский парк, потом все заглохло.

- Вот бы здесь поставить вашего Гэсэра!.. И напоследок: неужели мы так и будем жить без новой архитектуры?

- До сих пор жили. Наши соседи - Иркутск и Чита - всегда были в лучшем положении. Но, надеюсь, появятся инициативные и денежные люди. Вот предприниматель Асалханов построил комплекс . Так что можно предположить, что облик Улан-Удэ еще заметно преобразится...

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях