Общество
9255

<Красные> и <черные> зоны Бурятии

Этой публикацией  продолжает тему, поднятую в материале  ( от 7 февраля 2001 года).



Наша страна - мировой лидер по количеству заключенных на душу населения. В России каждый четвертый мужчина так или иначе хлебнул тюремной баланды. Причем от нее не гарантирован никто: в Москве это могут быть олигарх Гусинский и министр юстиции Ковалев, в Улан-Удэ - мэр Шаповалов и бизнесмен Фирсов. Об особенностях бурятской национальной , о жестокой борьбе между и в лагерях вы узнаете из этого материала.

Из истории вопроса

Первая каторга на территории современной Бурятии появилась около трехсот лет назад. В начале 18 века на Селенгинском солеваренном заводе работало до 300 каторжан. Сюда ссылали преступников со всей необъятной Российской империи. Многие, освобождаясь, оседали, но своего не оставляли - разбойничали. Вместе с уголовниками ссылались и спецпоселенцы - мятежные украинцы, поляки и декабристы. Как известно, в наших краях отбывали свой срок братья Бестужевы. А польские каторжане и здесь подняли восстание, когда в 60-е годы 19 века строили Кругобайкальскую железную дорогу.

Но подлинный расцвет Бурятии наступил с приходом советской власти. Островки архипелага ГУЛАГ тогда густо усыпали территорию республики. В лагерях сидели и уголовники, и заключенные по 58-й, , статье, и спецпереселенцы, отправляемые по указу. Список сосланных на наши земли народов пополнили немцы, которые поселились в Закаменске, литовцы, осевшие в Заиграеве, западные украинцы, русские харбинцы и японские военно-пленные, оставшиеся в Улан-Удэ или разместившиеся в близлежащих районах. Особенно крупным образованием с 1935 года стал Джидалаг. В Гусиноозерске также было образовано несколько лагерей: в него превратили и огромный Тамчинский дацан. Тогда бараки и конюшни расположили непосредственно в храмах. С 1934 года здешние зэки строили железную дорогу, работали в шахтах, прокладывали дорогу в Монголию.

На севере, по реке Витим и его притокам, рассыпались небольшие витимские лагеря. Группы зэков работали на золотых приисках и в - на лесоповале. Есть данные о существовании лагерей и в районе нынешнего БАМа, где люди работали на урановых рудниках, скрытых в таежной глухомани.

Строительство промышленных гигантов первых пятилеток тоже не обошлось без труда заключенных, которые после освобождения оставались на насиженных местах. И неслучайно в рабочих микрорайонах Улан-Удэ - на ПВЗ, , Машзаводе и Батарейке - всегда процветала и до сих пор жива криминальная культура. Это выражается в местном слэнге, внешнем виде и поведении здешних парней, среди которых - это .

Впрочем, криминальный мир наложил отпечаток и на периферию, особенно на Гусиноозерск и Закаменск. В Гусинке, возможно, самые серьезные криминальные корни в республике - здесь есть семьи, члены которых из поколения в поколение сидят в зонах, у них генетическая ненависть к любой власти. Они , или готовятся .

В зонах взрывоопасно

Уголовно-исправительная система (УИС) Бурятии имеет разветвленную сеть исправительных колоний. В августе 1998 года она перешла из-под контроля МВД в ведение Министерства юстиции.

В настоящее время в колониях республики отбывают срок более 10 тысяч заключенных. Средств на содержание такого количества людей катастрофически не хватает. В рационе мясо заменяется рыбой, макароны - картошкой. Между тем преступность в республике не уменьшается, а количество тяжких и особо тяжких преступлений (разбоев, грабежей и убийств) даже возросло. Зоны переполнены - не помогла и прошедшая амнистия, тем более, что значительная часть амнистированных недолго задержалась на воле, где их никто не ждал. По данным МВД, из почти 20 тысяч человек, совершивших преступления за прошлый год, около 5 тысяч - ранее судимые.

В условиях скученности и плохого питания в зонах свирепствует туберкулез: в колониях болен примерно каждый пятый, в СИЗО - каждый десятый. По этим причинам высокой остается смертность. Производственные программы в зонах регулярно перевыполняются, но тем не менее около 30-40 процентов заключенных не заняты трудом. Это напрямую влияет на состояние преступности, рост группировок и усиление воровского влияния в зонах.

когорта

В среднем в зоне около двух тысяч заключенных. Они разделяются на отряды по 150-200 человек, которые формируются по роду деятельности. В каждом существуют две группировки: одна вокруг старшины - это . Вокруг , или группируется когорта. Основную массу зэков составляют , на них держится вся основная работа в промышленной зоне. Они занимают нейтральное положение между и . На самой низкой ступени - , которые выполняют самую грязную работу. Такая иерархия получила свое название - жизнь по .

Кроме этого, зэки разбиваются на : небольшие группки от двух до пяти человек. В них сбиваются близкие по духу люди, чтобы вместе выживать. Отношения между могут быть намного крепче, чем между армейскими друзьями. Спаянная, дружная заступится за своего вынужденного собрата при любом - выяснении отношений.

придерживается , то есть живет по воровским традициям, или . Основное вора - это отрицание существующей власти. Он не должен работать и существует только за счет преступной деятельности, нагло обирая других. В зоне это может выразиться в распределении отрядных продуктов и табака, формируемых за счет долевых пайков с посылок. Они могут быть направлены на в изолятор или в - барак усиленного режима. также наркотой и водкой. Они отправляются через вольнонаемных водителей, мастеров, кладовщиков или просто перебрасываются через забор.

В тюрьме, в камерах есть отверстия в стенах, в полу и на потолке - . Через них идут почта, посылки, обычно упакованные в целлофан, это . Он переправляется по , в качестве которой для отправки чего-то запретного, например, наркотиков, широко используется канализация. Называется -

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях