Общество
1967

Муки брюхатого омуля

Корреспондент  побывала на базе экспериментального Селенгинского рыбоводного завода.



А налево

Свежий ветер теребит гладь протоки Чащевитой. Неторопливо бредут по берегу вытягивающие невод рыбаки, чем-то неуловимо напоминая картину Репина . Улов на этот раз невелик: в сетях запуталось всего триста . А поймать за два месяца путины предстоит ни много ни мало 350 тысяч!

Из сетей рыба попадает на носилки, а затем в контейнер, который транспортирует ее на садковую базу. Два человека привычными движениями ловко пересчитывают и сортируют каждую рыбину: направо, налево. Наметанный глаз отличает их без большого труда: самочка покрупнее, брюшко у нее мягкое и пухлое. У самца оно жестче, и сам он более сухощавый, . Специалисты из числа рыбаков уверяли также, что ориентироваться можно и по запаху - дескать, самцы пахнут тройным одеколоном. Но это, скорее, относится к области поэтических преувеличений.

Чуть вдалеке виднеются поплавки электрозаградителя, где бешено плещет хвостом неожиданно встретивший на своем пути преграду омуль. На моторке мы подплываем почти вплотную к заградителю, о целесообразности которого за двадцать лет было сломано копий едва ли не больше, чем поймано рыбы. Вот он. Знакомьтесь.

Электрозаградитель

Это три кабеля, идущие по дну реки, через которые пропускается трехфазный ток - 380 вольт. Через определенное расстояние - 4-8 метров (на Чащевитой - 5 метров) - кабель имеет специальный замок со снабженным поплавком электродом. Напряжение между электродами - 220 вольт - создает электрическое поле. Если человек пустится вплавь невзирая на заградитель, его шандарахнет так, что мало не покажется. Но омулю, как утверждают специалисты, такой удар нипочем - сперва он чувствует легкое покалывание, а если плывет дальше вопреки всем неприятностям, получает и легкий паралич. Но как только течение вынесет рыбу из опасной зоны, подвижность и жизнеспособность к ней практически сразу возвращаются.

Генеральный директор Востсибрыбцентра Сергей Палубис, несколько непривычно выглядящий сегодня в кепке, штормовке и бахилах, вспоминает:

- 20 лет назад все городские предприятия функционировали достаточно плотно, и какая в ту пору была экологическая обстановка на реке, лучше не вспоминать. Выше города, где условия были получше, тогда выживало до 50 процентов икринок. От теперешнего же индустриального кризиса рыбе сплошная выгода - вода стала куда чище и сверху, и снизу.

Теперь главное - сможет ли омуль подняться до чистых вод верхних нерестилищ или его еще по дороге благополучно выловят браконьеры. В прошлые годы, по словам Сергея Эдуардовича, браконьеры вылавливали до 80 % популяции...

Незаконным ловом омуля, по словам очевидцев, зачастую занимаются именно те, кто должен его охранять. Рыбаки открытым текстом обвиняют рыбинспекторов в браконьерском промысле, а и.о. начальника отдела рыбного хозяйства Минсельхозпрода Любовь Шестопалова, сопровождающая меня сегодня, качает головой: .

Так это или нет, мы судить не беремся. Однако прецедент был - многие помнят достаточно громкое прошлогоднее дело, когда за незаконный промысел задержали заместителя начальника Коломина.

Нерест по-научному

Среди непосвященного люда часто можно услышать истории о том, как именно добывают икру и молоки на рыбозаводах: их якобы пальцами выдавливают из брюшка. Половина икринок при этом, разумеется, гибнет, а выжившие мальки вырастают в рахитичных и кривых уродцев. Потому рыба и мельчает, и вообще вырождается.

На самом деле этот метод - так называемый - давно уже устарел и на Селенгинском рыбоводном заводе больше не применяется.

Современная садковая база, созданная по проекту старшего научного сотрудника Востсибрыбцентра Николая Дзюменко, не имеет аналогов в мире.

Пойманная и отсортированная рыба попадает в бассейны-садки, где будет находиться до 15 октября, пока не начнется сбор икры. В один садок помещают 4,5 тысячи самцов и 5,5 тысячи самок.

Нерест происходит естественным путем, то есть рыба отдает икру совершенно самостоятельно и тогда, когда ей самой будет угодно. После инкубации из миллиарда икринок выживает как минимум 900 миллионов. В естественных условиях, особенно ниже города, выживает такое количество икринок, которое на заводе обычно идет в отход. Что же касается отработавших свое производителей, то они сдаются ...

В этом году, как говорит директор завода Сергей Колмаков, план - собрать миллиард икринок омуля - скорее всего будет выполнен. А это значит, что в следующем апреле очередная партия личинок пустится в самостоятельное плавание по Байкалу. В добрый путь!

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях