безопасность
4192

Может ли нас коснуться трагедия?

Обзор авиакомпаний, перевозящих жителей Бурятии

Фото pixabay.com

Самая крупная авиакатастрофа в истории России заставила задуматься многих о безопасности собственных перелетов.

Крушение самолета Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» унесло жизни 224 человек. До этого самой масштабной трагедией в воздухе была катастрофа Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот», летевшего из Ташкента в Ленинград 10 июля 1985 года. Из-за ошибки экипажа самолет вошел в штопор и разбился возле узбекского города Учкудук. Тогда погибли 200 человек. Пора ли проверять воздушные судна, на которых совершают полеты улан-удэнцы?

Бурятские авиаперевозчики

У нас в республике есть две местные авиакомпании, совершающие внутренние рейсы, – «Бурятские авиалинии» и «Панх».

«Бурятские авиалинии» — авиакомпания, базирующаяся в Улан-Удэ и выполняющая чартерные и регулярные пассажирские и грузовые перевозки. Основана в 1992 году. За все это время, насколько известно СМИ, произошло одно значительное происшествие. 1 октября 2010 года самолет Ан-2 «Бурятских авиалиний» выполнял полет Уакит — Багдарин. В полете на высоте 2300 метров экипаж попал в метеорологические условия ниже минимума, установленного по данному маршруту. Не имея возможности продолжить полет и возвратиться в пункт вылета из-за ухудшения метеоусловий и ограниченного запаса топлива, экипаж произвел посадку на подобранную с воздуха площадку. Пассажир и второй пилот получили травмы различной тяжести при оставлении самолета.

Ространснадзор за этот случай наказал «Бурятские авиалинии» рублем.

Внеплановая проверка показала 11 нарушений, в том числе авиакомпания грешила незаконными полетами. Один из командиров воздушного судна компании был уволен и оштрафован на 10 тысяч. Второй пилот оштрафован на 2 тысячи рублей.

Сейчас же, в условиях конкурентного рынка, «Бурятские авиалинии» производят в основном только грузоперевозки по заказу «Бурятзолото» и на территории Якутии. С прошлого года пассажирскими перевозками компания практически не занимается.

Тем не менее начальник авиационной технической базы «Бурятских авиалиний» Владимир Козулин прокомментировал состояние флота компании. В эксплуатации «Бурятских авиалиний» сейчас находятся три воздушных судна АН-24, четвертый самолет этой же модели проходит процедуру подтверждения необходимых параметров очередного этапа отработки ресурсов и сроков службы.

- Воздушное судно либо исправно, либо нет, в полете в воздухе его починить невозможно. Поэтому процедура сертификации ВС проходит тщательным образом. Процедура эта сложная: оценку производят независимые эксперты, дают заключение, на основе которого Росавиация выписывает или не выписывает сертификат летной годности, - объясняет специалист. - Возраст воздушного судна, безусловно, влияет на надежность и безопасность, происходит старение металла, накапливаются усталостные трещины, но возраст не является основным фактором опасности. Основную опасность составляют условия эксплуатации ВС, такие как квалификация и профессионализм летного состава, качество технического обслуживания, аэродром базирования и длительность пребывания самолета в регионах с влажным тропическим климатом, особые случаи нагружения самолета (перегрузки, грубые посадки и т.д.) и другие факторы.

«Бурятские авиалинии» в ближайшее время намерены обновить свой парк довольно-таки возрастных самолетов и закупить дорогостоящие самолеты Sukhoi Super Jet 100 для рейсов по России.

Об авиакомпании «Панх»

Еще одна бурятская авиакомпания - «Панх» - выполняет чартерные и регулярные пассажирские и грузовые перевозки. Основана в 2009 году.

На сегодня «Панх» совершает авиарейсы по территории Бурятии и по Иркутской области.

- Пассажирские рейсы у нас осуществляются на пяти новых воздушных судах. У нас три самолета Cessna 208В, им два года, они привезены из Америки. И два самолета L410, им меньше года, привезли их из Чехии, - сообщил директор авиакомпании «Панх» Константин Осин. – Имеются необходимые сертификаты, постоянно проводим техобслуживание, и раз в месяц-два проверяем техническое состояние в Красноярске.

Какие авиакомпании обслуживают улан-удэнцев?

Всего из международного аэропорта Байкал жители Бурятии могут вылетать по разным направлениям, используя услуги восьми авиакомпаний. Помимо перечисленных компаний «Панх» и «Бурятские авиалинии», это «ИрАэро», S7 Airlines, «Якутия», «Катэк Авиа», «Таймыр», «Уральские авиалинии».

Надежность этих перевозчиков возможно проверить с помощью рейтингов безопасности среди российских авиакомпаний и по отзывам клиентов. О «Когалымавиа», как сообщают СМИ, отрицательных отзывов и до печального события было подавляющее количество. В основном люди жаловались на «старые самолеты» и резюмировали: «страшно было жутко».

Пожалуй, самой надежной авиакомпанией в России является «Аэрофлот». Согласно официальному рейтингу компании Jacdec, которая занимается составлением перечня самых безопасных авиакомпаний в течение 13 лет, «Аэрофлот» находится на 35-м месте. И по итогам 2015 года это самая высокая позиция среди всех российских авиакомпаний. Не считая 17-го места обанкротившейся «Трансаэро». Возглавляет рейтинг, кстати, гонконгская компания Cathay Pacific Airways. С прошлого года «Аэрофлот» закрыл представительство в Бурятии из-за низкого пассажиропотока.

Вместе с Аэрофлотом в рейтинг Европейского агентства по авиабезопасности из интересующих нас в число лучших вошли «Уральские авиалинии» и «Сибирь» (S7 Airlines). За все время существования «Уральских авиалиний» аварий было три. Каждая из них обошлась без жертв – самолеты совершали только вынужденные посадки. Как сообщают СМИ, с самолетами за все время «Сибири» случилось три катастрофы – первый лайнер Ту-158 был по ошибке сбит над Черным морем. Тогда жертвами стали 178 человек. Затем разбился Ту-154 Б2 – погиб 51 человек. Третьей аварией является крушение А310 – 125 жертв. На счету Аэрофлота четыре катастрофы. Самая известная из них произошла в 1994 году. Тогда пилот лайнера посадил за управление своего 15-летнего сына. Тот нажал кнопку автопилота и самолет ушел в штопор. Погибло 75 человек.

«ИрАэро». На их лайнерах Ан-24, Ан-25, Bombardier CRJ-200LR можно улететь в Маньчжурию, Улан-Батор, Красноярск, Магадан и ряд других ближайших российских городов. Одно из последних известных в СМИ происшествий произошло в марте этого года. Самолет «ИрАэро», следовавший по направлению Иркутск - Казань, экстренно приземлился в Иркутске из-за неубравшихся закрылок. Впрочем, в отзывах клиенты чаще негативно отзываются не о технических данных лайнеров, а о том, что в полете их не покормили или задержали рейс. К слову, «ИрАэро» в 2015 году получили 2-е место в рейтинге Росавиации среди самых непунктуальных авиакомпаний.

Авиакомпания «Якутия» на сегодня осуществляет из Улан-Удэ рейсы только в Якутск. Отзывы об этом перевозчике, к сожалению, в основном не самые положительные, есть жалобы на сервис и задержку рейсов. Несмотря на это, представительства компания имеет в 30 городах России и зарубежья. Настораживает то, что она вошла список 13 авиакомпаний с самыми старыми самолетами, составленный Forbes после трагедии 31 октября. Средний возраст парка самолетов «Якутия» - 20,5 года, у «Когалымавиа» – 21 год.

Воспользовавшись услугами авиакомпании «Таймыр» (NordStar Airlines), улан-удэнцы могут слетать в Красноярск. Бренд был создан в 2008 году усилиями «Норильского никеля». Компанию уличали в незаконном ценообразовании, были случаи экстренной посадки самолетов, но в целом авиаперевозчик имеет в большей степени позитивные отзывы.

Вместе с «Катэк Авиа» (с 2015 года Azur Air) вы можете из Улан-Удэ через Читу добраться до Вьетнама. Эта российская чартерная авиакомпания, базирующаяся в московском аэропорту Домодедово, создана в 1995 году в красноярском городе Шарыпово. По состоянию на июль 2015 года средний возраст воздушного парка авиакомпании составляет 16,9 лет. Отзывы, как и у всех, разнообразные, но ничего внушающего страх и ужас не нашлось. В рейтинге лучших компании нет. В списках непунктуальных значится, но объясняют это эксперты капризами природы.

Авиакатастрофа в Египте стала определенной чертой, после которой на долгое время у многих изменится беззаботное отношение к полетам. Но не стоит забывать, что самолет по праву является самым безопасным видом транспорта, согласно мировой статистике, ежегодно из полета не возвращается лишь один человек из 12 миллионов.

Что известно о «Когалымавиа»

Это бывшая региональная авиакомпания, основанная в 1993 году. Самолеты авиакомпании до этого не падали, но с ними уже происходили инциденты. Разбившийся 31 октября на Синае самолет авиакомпании Metrojet Airbus A321 эксплуатировали 18 лет. До «Когалымавиа» он принадлежал турецкой Onur Air и ливанской Middle East Air. Основные рейсы осуществлялись из России в Египет. Несмотря на противоречивые отзывы о перевозчике, авиакомпания имеет ряд наград, в 2005 году она даже вошла в двадцатку лучших российских авиаперевозчиков. Ространснадзор на время выяснения обстоятельств катастрофы приостановил полеты аэробусов А321 компании «Когалымавиа» (после ребрендинга Metrojet) и начал ее внеплановую проверку.

"Часто попадали в зону турбулентности"

Лариса Вольская, журналист:
- В Москву летала на самолетах «Уральских авиалиний», «Сибири», «Аэрофлота» и «Якутии». Самыми комфортными мне показались «Боинг 737-800» (а/к «Сибирь»), это самые просторные самолеты, летающие по направлению Улан-Удэ - Москва. Самолеты «Аэрофлота», который сейчас не занимается авиаперевозками из Бурятии, и «Уральских авиалиний» можно оценить на «4»: самолеты компактные и явно не предназначены для перелетов на дальние расстояния, но не самые худшие варианты. Неуд можно поставить «Якутии» - помню, еще в 2011 году летала с этой авиакомпанией. Расстояние между креслами минимальное - не то что ноги не вытянешь, колени еле влезали между рядами. Часто попадали в зону турбулентности. Казалось, что самолет развалится - так сильно его трясло.

Автор: Ирина Нимацыренова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях