Общество
1176

Программа СЭР. «Оцениваем с долей условности»

Весьма нелестная характеристика исполнения программы СЭР (социально-экономического развития республики) прозвучала на состоявшихся парламентских слушаниях в Народном Хурале Республики Бурятия

- По причине отсутствия стабильности в подходах правительства республики к оценке эффективности реализации программы Народный Хурал оценивает исполнение индикаторов с известной долей условности, - жестко заявил Вячеслав Ирильдеев, глава парламентского Комитета по экономической политике.

Тем самым парламент Бурятии уже с первых минут слушаний дал понять, что недоволен тем, как идет реализация программы. Напомним, что такие парламентские слушания по СЭР проходят каждый год. Перед депутатами выступают представители министерств и ведомств, которые докладывают народным избранникам о том, что было сделано за год минувший. Но нынешние слушания были особенно интересны тем, что в 2015 году среднесрочная программа СЭР завершает свое действие. То есть пора подводить некоторые итоги 5-летнего цикла. К сожалению, на сегодня они не самые лучшие.

Бурятия «сжалась»

Судя по отчетам членов правительства, последние показатели социально-экономического развития Бурятии выглядят несколько удручающе. По итогам 2014 года из 147 поставленных показателей не были выполнены 10. Может показаться, что это не так и страшно. Но дело в том, что в эту роковую десятку вошли ключевые индикаторы, от которых и зависит будущее и программы, и самой Бурятии, например инвестиции и строительство. Объем инвестиций в основной капитал сократился до 83,2% (по сравнению с благополучным 2013 годом). Неисполнение этого индикатора составило 12,4 млрд рублей.

Кроме того, идет сокращение доходов населения, растет инфляция. К примеру, в Бурятии отмечен резкий рост цен на продовольственные товары. Соответственно, это тут же привело к тому, что потребительский спрос упал или, как говорят экономисты, «сжался». Итог - падение налоговых (а также неналоговых) доходов бюджета. Неисполнение индикатора в этой области составило 2 млрд рублей.

К сожалению, это не все. В 2014 году республика существенно отставала и по некоторым другим показателям. Еще один пугающий момент – в Бурятии резко выросла закредитованность населения.

Всеобщий кризис

Справедливости ради отметим, что Бурятия не единственный регион в России, который не может похвалиться высокими показателями. Непростая ситуация в других краях, областях и республиках, да и по стране в целом. Виной тому всем известные события прошлого и нынешнего годов.

- Прошедший год запомнился событиями федерального уровня – снизились темпы роста экономики, повысились банковские процентные ставки, произошло падение цены на нефть, введены экономические санкции, снизился курс рубля, - напомнил Вячеслав Ирильдеев и тут же предупредил:

- Перспективы на 2016 - 2018 годы пока не известны, поскольку наша страна ориентируется на курс нефти.

«Копирка» от правительства

Впрочем, не будем все время кивать на общероссийский кризис. Часть вины на том, что в Бурятии замедлились темпы экономического развития, лежит и на самой республике.
На слушаниях прозвучало довольно резкое обвинение правительства в формальном подходе.

- В отдельных подразделах отчета за 2014 год данные из слова в слово копируют соответствующие разделы прошлогоднего отчета. Это свидетельствует о том, что в отчетном году соответствующими органами исполнительной власти какие-либо меры в данных направлениях не осуществлялись, - заявил председатель Комитета НХ РБ по экономической политике.
Отметил он и такой факт. В своих ежегодных отчетах правительство Бурятии то и дело сообщает о неких мероприятиях, которые «находятся в стадии проработки, подготовки к реализации».

- Однако в последующих отчетах уже не содержится никакой информации (об этих мероприятиях. – Прим. ред.), - сообщил депутат.

То есть министерства поначалу бодро говорят о том, что они что-то делают. Но затем молчат о том, было ли это сделано в реальности.

Претензий было много

По сути, нынешние парламентские слушания стали для представителей правительства неким часом икс, когда исполнительной власти республики пришлось держать ответ перед законодательной. И, надо отметить, ответ не всегда были убедительным. Так, не совсем ясно прозвучали ответы на вопрос, почему властям республики пока не удается привлечь крупных инвесторов в северные районы Бурятии. В качестве примера была приведена Мокская ГЭС, на которую давно возлагают большие надежды. Однако особого движения в этом направлении нет. Как объяснил первый зампред правительства РБ Иннокентий Егоров, Москва почему-то потеряла интерес к этому перспективному проекту.

На слушаниях было высказано недоумение по поводу того, что министерства порой «перекраивают» программу, устанавливая некие «новые» показатели. Были претензии к сфере сельского хозяйства, «социалке», развитию туризма. Так, на слушаниях упомянули о том, что из-за обмеления Байкал начинает терять туристическую привлекательность.

- Обмеление Байкала снижает инвестиционную привлекательность туристического бизнеса. Это скажется на том, что приоритеты программ в области туристского и минерально-сырьевого комплексов не будут реализованы, - предупредил представитель ВСГУТУ Виктор Беломестнов.

Пришлось задержаться на трибуне и министру образования Бурятии Алдару Дамдинову, которому собравшиеся задали непростые вопросы о нехватке детсадов, перегруженности школ, работающих в три смены и неофициальных поборах в учебных заведениях.

Подводя итог, Вячеслав Ирильдеев сообщил, что большинство задач, поставленных на прошлогодних слушаниях, к сожалению, так и не были выполнены.

По завершении слушаний, которые длились почти три часа, был вынесен ряд рекомендаций правительству республики. Так, исполнительной власти рекомендовали все-таки строго придерживаться действующей редакции программы, уделить особое внимание качественной стороне реализации программы, включив в законопроект полную и объективную оценку целей и задач по каждому подразделу, провести анализ сложившихся за пять лет тенденций социально-экономического развития Бурятии и результатов развития шести приоритетных направлений программы СЭР. Ряд рекомендаций дан и парламенту республики.

По данным статистики, реальнее денежные доходы населения в 2014 году сократились на 0,3%. Уровень инфляции в республике составил 111,8%. Отмечено ослабление динамики объемов производства. Прирост промышленного производства составил лишь 2% к уровню 2013 года.

На фоне других регионов Сибири Бурятия в 2014 году существенно отставала по таким показателям, как:
- рост инвестиций в основной капитал – 11-е место;
- продукция сельского хозяйства – 12-е место;
- рост объема платных услуг – 11-е место;
- индекс потребительских цен - 1-е место;
- рост номинальной среднемесячной зарплаты – 11-е место.

Автор: Леонид Актинов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях