Общество
3857

Сказ о сартульском багатуре из небесного рода

Среди тех, кто в Великую Отечественную войну освобождал Советское Заполярье, чемпион Бурятии по борьбе 1939 года Дамдин-Сурун Жагбаев. Его внуки унаследуют не только богатырскую силу, но и прекрасный голос героя войны

Фото из архива семьи

XVI век. Где-то в бескрайней великой степи родился Хачи, родоначальник рода урянхайн хачинуут. Поговаривают, что мужчины из этого рода небесного происхождения, способны предотвращать природную стихию и излечивать людей, пораженных молнией.

2010 год. Улан-Удэ. На городских состязаниях по пауэрлифтингу неожиданно для всех серебряную медаль завоевал солист оперного театра Эдуард Жагбаев. За пять веков, прошедших между двумя этими событиями, много чего произошло, изменилось. Но неизменным осталось то, что всегда во все времена мужчины, населявшие девять сартульских долин, до последнего вздоха защищали родину. А еще их объединяют песни, протяжные, гортанные. Их пели перед дальними походами. Их поет сегодня популярный солист оперы, потомок прославленных сартульских богатырей Эдуард Жагбаев.

Еле поднимал седло
Богатырские гены в Дамдин-Суруне проснулись довольно поздно. Его молодость пришлась как раз на смутные тридцатые годы, когда было не до спорта. В то жестокое десятилетие под каток гулаговских репрессий попали его коллеги по борцовскому цеху – чемпионы республики по бурятской борьбе Роман Булатов и Алексей Бутунаев. Чудом избежав мрачных застенков, откуда не возвращаются, в 1937 году он вернулся домой из армии. Будущий герой войны служил пулеметчиком в 12-м кавалерийском полку Буркавбригады. Вернулся возмужавшим, окрепшим, набрал физическую силу. «В начале службы хилым был, еле-еле поднимал на лошадь седло с полной амуницией», – признавался силач близким.

Сурхарбан 1939 года
Восьмого июля 1939 года в Улан-Удэ проходят состязания XVI республиканского Сурхарбана. В те годы его еще называли республиканской колхозно-совхозной легкоатлетической спартакиадой. В национальной борьбе чемпионом стал Дамдин-Сурун Жагбаев. Борьба на том первенстве Бурятии сложилась на редкость упорной. По пути к финалу багатур одолел дюжину соперников, в том числе в полуфинале сильного борца Хандуева. А в финале в остром, захватывающем поединке – рабочего паровозовагоноремонтного завода Баинова. На тех же соревнованиях джидинский борец занял третье место по метанию диска (с результатом 22 м 84 см) и вошел в тройку призеров по стрельбе из лука, о чем свидетельствуют чудом сохранившиеся дипломы...Что значат богатырские гены! Внук Жагбаева Тенгиз, увлекшийся боевым самбо, несколько лет назад тоже ярко проявил качества разностороннего спортсмена. Для того чтобы он смог участвовать в нескольких ссузовских состязаниях по различным видам спорта, ему выдали студенческие билеты на разные фамилии. И Тенгиз Жагбаев не подвел – сумел отличиться в прыжках в высоту, беге, армспорте...

В конце 30-х годов республиканский спорткомитет приглашал разностороннего верхнебургалтайского чемпиона на тренерскую работу в Улан-Удэ. Но Жагбаев не согласился переезжать в город, мол, никак не может бросить родной колхоз. Так и остался он в родном селе после окончания курсов руководящих кадров, пока не грянула война.

Погранотряд охотников
До 1944 года Жагбаев служил в 181-м погранотряде на территории Селенгинского района. Бойцы этого подразделения, а по сути, заготовительной бригады, были умелыми охотниками. Они в отрогах Хамар-Дабана били зверя: заготавливали дикое мясо для отправки на фронт. А в конце войны чемпион республики в составе 100-го погранотряда в кровопролитных боях освобождал Советское Заполярье. После войны, в начале 50-х годов, Жагбаева направили в Нижний Бургалтай, где он возглавил колхоз имени Маркса. А через несколько лет назначили заведующим МТФ колхоза «Улаан Бургалтай». В те годы, несмотря на загруженность, опытный хозяйственник и фронтовик находил время, чтобы помериться силой с другими борцами.

- В последний раз отец боролся на соревнованиях в 1956 году. - рассказывает сын фронтовика Михаил Дамдинсурунович, 33 года отработавший на железной дороге машинистом электровоза. – Мне в то время было восемь лет, и я смутно помню, что он уступил молодому сопернику и занял второе место на Сурхарбане Торейского района. В тот же день он стал абсолютным чемпионом района по стрельбе из лука. До сих пор мы бережно храним алую чемпионскую ленту... Отец обладал исключительной физической силой. И в почтенном возрасте он был статным, подтянутым. Да и мой дед по отцовской линии Дорийн Жамсаран был непревзойденным бойцом.

В конце XIX века, обладая недюжинной силой, он успешно боролся на состязаниях по национальной борьбе. Говорят, даже участвовал в монгольских нааданах. Однажды, уже в зрелом возрасте, дед сумел один приподнять за оглобли и поставить на место едва не перевернувшуюся на косогоре груженую телегу.

- Семейная легенда гласит о том, что дед в свое время сумел победить в одном из поединков знаменитого силача Бухэ-ламу, который на спор разбил большую сырую хребтовую кость быка. Неплохим борцом был и мой дед по материнской линии Амарай Доди. Наши проедки были под стать жившему давным-давно в наших краях богатырю Жухэ убгэну. Рассказывают, что он вышел победителем в поединке с хозяином тайги – медведем. Силач выманил косолапого из берлоги и, увидев его, встал в борцовскую стойку, – вспоминает сын ветерана войны.

Сила голоса
По словам его младшего сына Батора Дамдинсуруновича, народного умельца, лауреата Государственной премии РСФСР, его отец помимо богатырской силы обладал удивительным музыкальным и певческим даром. Он играл на самодельной свирели, извлекая из нее протяжные монгольские мелодии. А во время застолий пел фронтовые песни. В своих легендарных прадеда и деда пошел Эдуард Жагбаев, солист бурятской оперы, певец, телеведущий, актер. Он снимался в фильмах «Улан-удэнская история», «Прикосновение ветра». Внук унаследовал от деда роскошный голос – бас. Да и комплекцией самый красивый певец Бурятии пошел в чемпиона Бурятии 1939 года: рост 184, боевой вес – 108 кг.

- К сожалению, я не запомнил деда, - рассказывает солист бурятской оперы Эдуард Жагбаев. – Когда его не стало, мне было всего семь месяцев. По рассказам родителей знаю, что он был большой во всех смыслах – широкий душой, гостеприимный, невероятно сильный. Мой старший брат рассказывал: как-то его напугала собака, и дед, чтобы отпугнуть ее, через весь двор швырнул большущую суковатую чурку. Я слышал историю о том, что мой дед (ему было далеко за сорок) на вытянутых руках нес несколько метров до трактора два тяжеленных красных китайских мешка, наполненных пшеницей.

Оказывается, внук богатыря-фронтовика с 17 лет занимается тяжелой атлетикой, пауэрлифтингом. Пробовал на вытянутых руках нести такие же мешки – не получилось.

- Говорят, мой дед красиво пел. Знал протяжные монгольские песни. Пел их высоким голосом. Любил он и русские народные песни, которые пел очень низким голосом. Диапазон его голоса был широкий... Наверное, на подсознательном уровне я еще совсем маленьким чувствовал руки и голос деда. В детстве во сне я часто ощущал себя в его больших и мягких руках и слышал колыбельные песни на бурятском, – говорит Эдуард Жагбаев. - Я представляю дедушку именно таким – большим, добрым, душевным, открытым человеком. Судя по фотографии, у него открытый, прямой взгляд, волевое мужественное лицо. С таким человеком хочется общаться. Жаль, что я был слишком мал, чтобы общаться с дедом...

Рукопожатие у певца крепкое, богатырское. Не зря же необычайную силу солиста бурятской оперы после съемок фильма «Прикосновение ветра» отметила режиссер Ольга Еремеева: «В Эдуарде есть такая сила, которая есть в восточных мужчинах. Она какая-то всеобъемлющая».

2009 год. Улан-Удэ. У Эдуарда родилась дочь - праправнучка знаменитого сартульского багатура Дорийн Жамсарана. Про него говорили: ни разу «не касался земли». Дочь Эдуарда Жагбаева появилась на свет, когда на небе сияла золотистая луна. Ее так и назвали – Алтынай. На следующий год ее отец, оперный певец, впервые участвовал в состязаниях по бурятской борьбе, правда, в небольших – во время родового молебна в местности Эрэлже. Где-то там, неподалеку от священного родового обоо Убгы Хунды под Вечно Синим Небом, согласно его завещанию, похоронен верхнебургалтайский чемпион Дамдин-Сурун Жагбаев.

Справка
Дамдин-Сурун Жамсаранович ЖАГБАЕВ (1912 - 1981 гг.) родился в селе Верхний Бургалтай Джидинского района. Чемпион республики по национальной борьбе (1939 г.). Призер первенства республики по стрельбе из лука (1939 г.). Чемпион района по метанию диска. Фронтовик. Награжден медалью «За освобождение Советского Заполярья».

Автор: Баясхалан Дабаин

Автор: Редакция INFPOL.RU

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях