Байкал
2451

Пленарное заседание VI Байкальского образовательного форума

3 июля 2014 года в Улан-Удэ в рамках VI Байкальского образовательного форума «Ребенок в пространстве будущего» состоялось торжественное пленарное заседание

Фото Марк Агнор

 

Приветственным словом пленарное заседание VI Байкальского образовательного форума открыл Вячеслав Наговицын, Глава Республики Бурятия – Председатель Правительства Республики Бурятия.Глава Республики Бурятия отметил, что Байкальский образовательный форум стал авторитетной экспертной площадкой. За прошедшие пять лет существования Форума управленцы сферы образования, эксперты и педагоги здесь поднимали самые актуальные вопросы, касающиеся перспектив развития образования. Многие предложения, выработанные на Форуме на сегодняшний день реализованы в Российской Федерации.


Заседание проходило в необычном для официальных мероприятий формате – формате публичных общественных дебатов. Дебаты вели Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» и Алдар Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия. Дебаты состоялись по трем тематическим блокам, которые обсуждались на дискуссионных площадках Форума:
• Дошкольное образование - проект будущего;
• Информатизация образования: миф или реальность?;
• Самостоятельность в фокусе будущего.
Дебаты по первому блоку велись в рамках обсуждения вопросов:
• Как обеспечить равные стартовые возможности для детей дошкольного возраста?
• Как включить в дошкольную систему негосударственный сектор?
• Каким будет детский сад в будущем?


Матвей Гершевич, Председатель Народного Хурала Республики Бурятия в своем выступлении обозначил ключевые проблемы в образовании, на решение которых, направлены усилия органов законодательной, исполнительной ветвей власти и общественности. К ним относятся, в первую очередь, обеспечение доступности и качества дошкольного образования. Именно в Бурятии получили широкое развитие вариативные формы предоставления дошкольного образования в семейных группах, группах кратковременного пребывания. Матвей Гершевич отметил важность того, что в Республике Бурятия поставлен серьезно вопрос о расширении частного, негосударственного сектора в дошкольном образовании.


Людмила Бокова, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем обращении к участникам форума, отметила, что считает оправданным включение дошкольного образования в систему общего образования. Но для того, чтобы дошкольное образование действительно стало уровнем общего образования нужны организационные условия. Необходимо обеспечить доступность дошкольного образования в различных вариативных формах. Людмила Бокова обратила внимание на то, что сегодня ощущается необходимость разработки программ раннего развития детей, нужны механизмы оценки качества таких программ и результатов их реализации. Критерии такой оценки должны соответствовать новым требованиям, также как и критерии оценки деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Людмила Бокова заявила, что на федеральном уровне рассматриваются вопросы снятия налоговых ограничений для дошкольного образования, выплаты компенсации за дошкольный присмотр и уход. Наряду с этим, сенатор отметила, что важно разработать и нормативную базу для привлечения негосударственного сектора в дошкольное образование. Здесь требуется законодательная инициатива от регионов.


В подтверждении того, что Байкальский образовательный форум – это форум, прежде всего работников образовательных организаций и общественности, была продемонстрирована высокая активность зала в рамках дискуссии. Анжела Невежина, заведующий МАДОУ №111 «Дашенька» г. Улан-Удэ подчеркнула, что стандарт дошкольного образования, прежде всего, предъявляет целый пакет требований к дошкольному детству: требования к внедрению новых технологий, предоставления равных стартовых возможностей для всех детей, требований к образовательной среде и так далее. Стандарт дошкольного образования запущен, но нет примерных образовательных программ, нет и серьезных финансовых обоснований необходимых расходов на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС. А как реализовать идеологию стандарта, если финансирование осталось на том же уровне, что и до его введения? В таких условиях содержательных и качественных изменений не произойдет.


Екатерина Борисова, представитель сети частных детских садов «Маленькая страна» города Читы отметила, что в Забайкальском крае в ассоциацию предпринимателей, занятых в частном секторе дошкольного образования входят 155 представителей бизнеса. «Частники» готовы принять социальный заказ на дошкольное образование, нужен федеральный закон, дающий определенные гарантии бизнесу. Существует большая проблема, тормозящая развитие негосударственного сектора - люди не готовы платить за услуги «дошколки», в сети частных детских садов вынуждены устанавливать цены на уровне себестоимости. В этих условиях государство должно субсидировать затраты граждан на получение услуг дошкольного образования в негосударственных детских садах.


Маргарита Архипенко, заведующий детским садом №56 г.Улан-Удэ, победитель Школы кадрового резерва Республики Бурятия, отметила, что средний возраст педагогов детского сада – 45-50 лет. Необходимо, чтобы в сады вливались молодые кадры. Основная проблема, выделенная Маргаритой Архипенко - непредоставление образовательным учреждениям возможности участия в формировании государственного (муниципального) задания.


Ирина Ванина, застройщик частного детского сада города Улан-Удэ изложила целый перечень проблем в негосударственном секторе, которые невозможно решить без государственной поддержки:
• предусмотреть возможность выделения бесплатных земельных участков под строительство детских садов;
• субсидирование проведения инженерных сетей под детский сад (стоимость возведения инженерных сетей составляет от 10 до 30 процентов от сметной стоимости строительства);
• на оформление некоторых разрешительных документов на строительство детского сада уходит от 6 до 8 месяцев. Необходимо ввести «зеленый коридор» для оформления документов на открытие частных детских садов;
• необходимо предусмотреть возможность снижения кадастровой стоимости на социальные объекты, снижения коэффициента кадастровой стоимости и налогов на недвижимость;
• необходимо выделение субсидии негосударственным дошкольным образовательным организациям на оплату заработной платы сотрудникам и на отчисления в Пенсионный фонд, на возмещение коммунальных расходов. Средства на получение дошкольного образования должны быть выделены каждому дошкольнику. Логично, что ребенок, не имеющий возможности посещать муниципальный детский сад, «принесет» с собой в негосударственный детский сад средства, рассчитанные по нормативу (региональному и муниципальному). Это способствовало бы снижению родительской платы за услуги в негосударственном детском саду и повышению мотивации частного бизнеса к вложению средств в дошкольное образование.


Детская зарисовка завершила дебаты по этому вопросу. Вика Самбуева от имени детей заявила, что дошкольный стандарт должен стать стандартом развития. Нужно давать свободу детям. Каждый ребенок имеет право на полет фантазии и творчества, хотя бы в детском саду.
В начале обсуждения второго блока «Информатизация образования: миф или реальность?» Алдар Дамдинов процитировал выдержку из доклада Главы Республики Бурятия Вячеслава Наговицына на VI Байкальском образовательном форуме: «…сегодня по скорости Интернета создалась ситуация, когда надо бить тревогу во все колокола. Дело в том, что мы сегодня направляем огромные финансовые средства на обеспечение трафика в школах, но по факту, школы не получают необходимую скорость, не могут организовать работу в электронной среде. Есть школы, которые ежемесячно вынуждены дополнительно оплачивать собственными средствами обеспечение отдельного канала Интернета, когда регионом уже потрачены деньги за них. Сегодня провайдер – победитель конкурса – практически прекратил свое развитие и отстал от своих конкурентов. Его дальнейшее поддержание за счет средств образования к дискредитации всей ранее проделанной работы по компьютеризации школ. Что с этим делать? Какой у нас есть выход из этой ситуации?», «…уже сегодня в первый класс дети приходят зачастую компетентнее учителей в информационной грамотности. Сегодня компьютерные технологии меняются достаточно быстро и предсказуемо на обозримый период планирования модернизационных процессов. Например, мы понимаем, что управление компьютерами будет двигаться от «мышки» до управления мыслью, учебный процесс перейдет в виртуальные лаборатории, обычное учебное оборудование вытеснят компьютерные симуляторы станков, самолетов, машин. Уже серьезно ведутся разговоры о замене учителя роботом, как это сегодня происходит в производстве, на телевидении, в медицине. В учебные заведения войдут стены-дисплеи, парты-компьютеры, 3D принтеры, голографические презентации, занятия в электронной среде – куда мы движемся? Какой будет образовательная среда в 2030 году, что останется учителю, а что заберет машина?...». Комментируя тезисы доклада Главы Республики Бурятия, Александр Адамский добавил, что скорость Интернета во многих школах оставляет желать лучшего. Наряду с этим, возникает вопрос - кто должен оплачивать создание и функционирование электронной среды? Необходимо повышать активность негосударственного сектора, перенести центр тяжести на родителей, воплощая идею родительского сертификата.


По мнению Александра Бисерова, заместителя руководителя Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки, главной проблемой в реализации информатизации образования является не скорость Интернета, а готовность воспользоваться информационными технологиями педагогами. Он привел в пример ликвидацию компьютерных классов в финских школах, потерявших актуальность существования в развитой электронной среде. Этот шаг ускорил процесс информатизации в финских школах.
Алексей Воронцов, директор НОУ «Открытый институт «Развивающее образование», отметил, что дети по информационной грамотности опередили педагогов, педагоги не соответствуют запросам учащихся. Но информатизацию сдерживают консервативные нормы, которые существуют в системе образования. Учебные планы, линейное расписание не меняются десятки лет, и не позволяют реализовать возможности электронной среды.


Арнольд Тулохонов, член Совета Федерации, директор Байкальского института природопользования СО РАН, высказался о негативных сторонах информатизации, и о необходимости нестандартных подходов к информатизации школ, находящихся на периферии.
Елена Петряева, руководитель службы мониторинга Института проблем образовательной политики «Эврика», напомнила о том, что в школах уже многие годы существуют системы электронного мониторинга. Результаты электронного мониторинга должны быть не инструментом наказания для школ и педагогов, а инструментом управления. Важно соблюдать культуру аналитики данных, которые появляются в процессе информатизации, сбора данных. Елена Петряева отметила, что необходимо оптимизировать существующие системы сбора данных. Сбор данных необходимо осуществлять с уровня образовательных организаций, а данные каждая образовательная организация должна выставлять в единое окно.


Резюмируя дебаты по второму тематическому блоку, Александр Адамский подчеркнул, что информатизация – обоюдоострое явление, которое может быть полезным и неполезным. Задача: обеспечить развитие наших детей, которые смогут принести пользу себе и обществу в будущем.
Дебаты по направлению «Самостоятельность в фокусе будущего» начались с выступления Романа Селюкова, первого заместителя директора Института проблем образовательной политики «Эврика». Эксперт отметил, что самостоятельность, инициативность и ответственность – это те качества человека, которые позволяют ему быть успешным самому, и делать успешной и процветающей нашу страну. Но в несамостоятельной, безинициативной школе вряд ли вырастет самостоятельный и инициативный гражданин нашей страны. Вот почему важно, чтобы школа становилась самостоятельной. Школа имеет нормативные основания быть самостоятельной в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Необходимы волевые усилия власти для обеспечения законного права школы быть самостоятельной и законного права любого человека получить шанс вырасти самостоятельным, инициативным и ответственным.
Надежда Хараева, председатель РОО «Ассоциация общественных управляющих системы образования Республики Бурятия», считает, что одинаковые для всех государственные (муниципальные) задания не отражают специфику школы. Должно быть четкое определение целей оценки и анализа деятельности в общей системе оценки качества.


Директор МАОУ СОШ №32 г.Улан-Удэ Татьяна Митрофанова поделилась опытом перехода в статус автономного учреждения. Этот опыт показывает, что на начальном этапе существования автономных учреждений свободы у школы было намного больше. На данный момент самостоятельность автономной школы практически не ощущается, так как нет возможности самостоятельно распоряжаться сэкономленными средствами, осуществлять расходы на содержание имущества, организовывать закупки. Также крайне усложняет работу двойной документооборот (электронный и бумажный), обилие различных проверок. Снижать гиперконтроль за школами со стороны учредителя и контролирующих органов возможно при активном вовлечении общественности в управление школой. Необходимо, чтобы именно управляющие советы вели переговоры с учредителем относительно важнейших вопросов развития школы.


Александр Адамский в ходе обсуждения задал вопрос министру образования Иркутской области Елене Осиповой: может ли региональный орган управления образования защитить самостоятельность образовательных организаций? В прозвучавшем ответе была продемонстрирована заинтересованность региональных органов в развитии самостоятельности школ, готовность поддержки школ со стороны региональной власти. Елена Осипова отметила необходимость модернизации архаичного образовательного пространства школы. Важно понимание общественностью своей роли в образовательном процессе, проявление инициативы на местах.


Завершая пленарное заседание VI Байкальского образовательного форума, Вячеслав Наговицын призвал опираться на реалии сегодняшнего дня при обсуждении проблем и формировании образовательной политики. Невозможно решить все проблемы образования сразу, поэтому стоит задача вырабатывать решения, которые позволят нам двигаться вперед, выбирая ключевые приоритеты, большинство из которых прозвучали в рамках дискуссий. В системе образования должны быть разные учреждения, непохожие друг на друга школы и детские сады. Но общая рамка объединяющая, например, всю сферу «дошколки» обязательно должна быть. Родительский сертификат может стать действенным инструментом создания конкурентной среды на рынке образовательных услуг, где будут конкурировать школы, педагоги, технологии. Сейчас наблюдается ситуация дефицита предложения на этом рынке.


Вячеслав Наговицын отметил, что информационные технологии должны войти в школу, нужно отходить от бумажных носителей. Необходимо создавать ситуации включения детей через ситуации и задачи в информационную среду, мотивирующую действовать. Сегодня можно выделить тенденцию к нормированию всех и вся. Есть угроза «занормировать» образование, что дает широкие возможности контрольным органам проводить бесконечные проверки. Не нужно контролировать каждый шаг школы, нужно выделять контрольные точки, которые должны достигаться всеми, но возможно, разными способами, разными путями и в разное время.


В завершении участники детской творческой группы призвали к разнообразию в образовании: «Мы хотим выбирать свою школу из школ, которые разные. Школа может быть школой индивидуальных проектов, школой – юртой, школой – сетью...»

Автор: Андрей Мухраев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях