Общество
20035
4

Бабушки с огурцами вне закона: В скором времени пенсионеры, торгующие продуктами с огорода, исчезнут с улиц Улан-Удэ

Что об этом думают сами садоводы?

Фото: А. Алексеев

Правительством РФ запрещена уличная торговля в несанкционированных местах. То есть, другими словами, пенсионерам, которые продают овощи со своего огорода, торговать можно только в специально отведённых для этого местах. К таким местам относятся рынки и так называемые крытые лавки. 

Но за торговлю в таких местах взымается не посильная для многих пенсионеров аренда. А за торговлю в неположенных местах налагается немалый штраф. Получается, что пенсионеры находятся в замкнутом круге – пенсии не хватает на жизнь, торговать овощами нельзя. 

Под строгим запретом

Законодательство России строго запрещает продавать какие-либо товары без регистрации продавца в качестве индивидуального предпринимателя, сообщается на сайте администрации Улан-Удэ. Нельзя даже реализовывать овощи с собственного огорода. Заниматься продажей продукции на постоянной основе без регистрации нельзя. В противном случае нарушителю не избежать штрафа за несанкционированную торговлю. 

Три тысячи на жизнь

Галина Панкратова получает пенсию 10 тысяч рублей, полжизни протрудившись воспитателем в детском саду. Несколько раз в неделю по два часа в день она проводит на одной из оживленных остановок города, развернув свой небольшой прилавок. На столе лежат свежие овощи с огорода – огурцы, морковь, зелень и немного клубники. Всё это идёт на продажу, и вырученные с этого деньги пенсионерка называет дополнительной прибавкой к своей небольшой пенсии. Прохожие охотно раскупают свежие овощи «прямо с грядки». 

- Весь смысл моей работы в том, чтобы была возможность хотя бы за коммуналку заплатить, - рассказывает Галина. – Пенсия десять, коммуналка – семь. Три тысячи на жизнь остаётся. Хорошо, если здесь за два часа семьсот рублей выручу, а то и меньше бывает! 

Как признаётся пенсионерка, с её пенсией она кое-как сводит концы с концами. После того как продаст все овощи, спешит домой – поливать огород и собирать урожай, чтобы завтра снова вернуться на это же место и попробовать выручить чуть больше денег. А на рынках, по словам Галины, мест нет и аренда не дешёвая. 

- Там семь-восемь тысяч за одну только аренду платить надо. А где я такие деньги возьму? – говорит женщина. – И борьба за места там. Ведь на рынках с весны всё занимают – приходят в апреле с рассадой и стоят до октября, пока весь урожай не продадут. 

Но торговлю в несанкционированных местах запрещают. Остановка, на которой торгует пенсионерка, относится к таким местам. 

- Пришли с проверкой из администрации города, составили акт и сняли с моей банковской карты десять тысяч рублей, – жалуется Галина. 

«Идите, куда хотите»

Другая жительница города, пенсионерка Анна Яковлева, до недавнего времени занималась торговлей законно – по всем правилам. У неё было своё место на рынке на площади Славы, но, поскольку властями решено снести этот рынок, женщине некуда идти продавать продукты со своего огорода. Она нашла своё место на оживлённом участке одной из улиц на ПВЗ. 

- Нам сказали: идите, куда ходите, но чтобы на этом рынке вас больше не было. Вот так наше правительство о нас заботится, - жалуется пенсионерка. – Здесь, конечно, гоняют нас, приходят с проверками. Но я этого не понимаю. Понимаю, если бы я торговала рыбой или молоком, а тут всё своё, свежее, с огорода. 

Сам себе хозяин

На рынках города царит своя атмосфера. Кто-то занимает место чуть ли не с зимы и «держится» за него до глубокой осени. Другие люди подменяют друг друга. А кто-то вынужден делить 240-сантиметровый стол между собой на восемь человек. Аренда за место – восемь тысяч рублей в месяц. Но не каждому под силу весь день стоять на рынке, оправдывая аренду. 

Пенсионер-инвалид Сергей Калмыков торгует каждый сезон «дарами природы»: земляникой, смородиной, черемшой. Его «точка» также находится в так называемом неположенном месте. Как он сам признаётся, по состоянию здоровья нет сил, чтобы весь день стоять на ногах. 

- Здесь я сам себе хозяин. Пришёл, продал, ушёл, - говорит Сергей Калмыков. – Пенсия 8200, квартплата 5700. От торговли тысячу за день выручаю. А потом ещё и в лес съездить нужно, насобирать всё. Штрафуют часто. В прошлом году за один сезон 16 тысяч заплатил. 

«Злостные продавцы огурцов»

Управлением административного контроля проводятся ежедневные рейды по факту выявления нарушений. И, как сообщают в управлении, нарушения выявляются ежедневно. На всех «злостных продавцов огурцов» налагают штраф от одной до пяти тысяч рублей. 

- Каждый день нашими сотрудниками совершаются рейды по определённому маршруту. Сюда входят самые проблемные места – Элеватор, улица Терешковой и проспект Автомобилистов, - сообщает начальник управления административного контроля Владимир Соснин. – С начала года и до сегодняшнего дня составлено 174 протокола по данному нарушению, общая сумма штрафов составила 392 тысячи рублей. 

Отсюда следует, что после выхода на пенсию среднему жителю Улан-Удэ нужно выживать как-то по-другому. Если сезонная прибавка к пенсии обернётся немалым штрафом, то получится, что все овощи из собственного огорода обернутся в денежные средства, которые уйдут в доход государства. 

* Имена героев материала изменены 

Справка infpol.ru
Ответственность за несанкционированную стихийную торговлю  предусмотрена ст. 58 Закона РБ от 05.05.2011 № 2003-IV «Об административных правонарушениях». Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ утверждена Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 18.12.2014 № 351. С 1 августа 2017 года вступил в силу ФЗ №217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нем говорится, что с 1 января 2019 года реализовывать продукцию со своего участка можно только тем, кто зарегистрировался как индивидуальный предприниматель.

Автор: Информ Полис, Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях