- Бюджет - это прежде всего деньги налогоплательщиков, а  значит, каждого из нас, - отметил председатель Народного Хурала  Цырен-Даши Доржиев. - Цель публичных слушаний - информирование населения об итогах исполнения бюджета за прошедший финансовый год, выявление общественного мнения об  основных проблемах, возникших при его реализации, а также оценка работы органов исполнительной власти по исполнению доходов и расходов бюджета.

Обязательства выполнены

Об особенностях бюджета 2017 года рассказал председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитов. Он напомнил, что общий объем доходов бюджета по сравнению с 2016 годом вырос на 11,7%, но по налоговым и неналоговым доходам поступления снизились на 0,3%, в то время как безвозмездные поступления увеличились на 24,2%.

- Расходы бюджета исполнены практически в полном объеме. Все обязательства выполнены, - отметил председатель  комитета. – В отчетном периоде наблюдается снижение объема неосвоенных средств по сравнению с 2016-м, что можно отнести к положительным моментам при исполнении бюджета за 2017 год. Вместе с тем  из-за сокращения налоговых доходов существенно возрастает долговая нагрузка на республиканский бюджет, поэтому как в текущем году, так и в ближайшее время на первый план выходят оптимизация расходов бюджета, повышение их эффективности.

Социально ориентированный

В 2017  году из республиканского бюджета финансировались  20 госпрограмм по четырем основным направлениям.

Министр финансов Всеволод Мухин отметил, что бюджет 2017 года -  социально направленный. Так, на развитие социальной сферы в рамках 6 госпрограмм направлено 32,6 млрд рублей, или 62,5% от общей суммы расходов. По сравнению с 2016 годом объем расходов на социальную сферу возрос на 2,8 млрд рублей,  или на 9,4%, в том числе на образование - на 1,6 млрд рублей (на 16,2%), на здравоохранение – на 1 млрд рублей (на 9,7%).

На развитие экономики по 6 госпрограммам  из бюджета выделено 4 млрд рублей, или 7,6% от общего объема расходов. По сравнению с 2016 годом рост составил  24,6%, в основном по госпрограммам «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» и «Развитие АПК  и сельских территорий в Республике Бурятия».

На развитие инфраструктуры в рамках 3 госпрограмм направили  8 млрд рублей, что составило 15,3% от общей суммы расходов. К уровню 2016 года рост на 365,5 млн рублей, или  на 4,8%.

Остальные  5 госпрограмм в сфере совершенствования госуправления в 2017 году исполнены  на 6,6 млрд рублей, или на 99,4%. Из них 5,6 млрд рублей направлены на госпрограмму   «Управление государственными финансами и государственным долгом». В ее рамках 5,1 млрд рублей межбюджетных трансфертов выделены бюджетам муниципальных образований. По сравнению с 2016 годом объем финансовой помощи им возрос на 1,2 млрд рублей,  или на 32%. Это произошло за счет роста на 0,7 млрд рублей дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, а объем дотации на обеспечение сбалансированности бюджета возрос на 43,9 млн рублей, объем субсидии на исполнение расходных обязательств местных бюджетов  - на 0,3 млрд рублей. Кроме того, в 2017 году предоставлены 100 млн рублей на погашение долговых обязательств г. Улан-Удэ.

- С  учетом всех госпрограмм межбюджетные трансферты местным бюджетам предоставлены в объеме 18,1 млрд рублей (97,7% годового плана). По сравнению с 2016 годом общий объем межбюджетных трансфертов увеличился на 0,9 млрд. рублей, или на 5,2%, - уточнил министр.  

Правильное планирование

В своем выступлении председатель Счетной палаты РБ Евгений Пегасов подчеркнул, что за последние три года из бюджетообразующих налогов стабильный рост показали налог на доходы физлиц, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на совокупный доход.

- Но анализ поступления остальных бюджетообразующих налогов, по нашему мнению, позволяет сделать вывод об  ухудшении прогноза развития промышленного производства в регионе. Так, по сравнению с 2015 годом на 28,1% сократились доходы по налогу на прибыль организаций (с 7,4 млрд до 5,3 млрд рублей), на 3,8% по сравнению с 2016 годом - поступления по НДПИ и иным платежам за пользование природными ресурсами (с 756,6 млн до 727,8 млн рублей), - сказал Пегасов.

Он отметил, что в прошлом году не использовали  большую часть резервного фонда финансирования непредвиденных расходов. Там  осталось 200 млн из зарезервированных 274 млн рублей.

- Это  позволяет сделать вывод о достигнутом прогрессе в области планирования бюджетных расходов, об ужесточении требований к условиям использования резервных фондов, снизивших вероятность расходования их средств «по любому подходящему случаю», - подчеркнул Евгений Пегасов.

«Каждая копейка должна сработать эффективно»

Первый зампред правительства Игорь Шутенков отметил, что основной проблемой бюджета остается рост долговой нагрузки.

- Мы должны принять все меры для того, чтобы она снижалась, - сказал он. - Это  объясняется расходами, исполнениями полномочий, которые на нас накладывает федеральный центр, но постоянно наращивать долговую нагрузку чревато. Мы должны поставить перед собой задачу по планированию следующих лет и возвращаться к этому вопросу.

Вторая, не менее важная проблема - это эффективность бюджетных расходов.  

- Как бы мы ни принимали меры в этом направлении, их все время не хватает. Потому перед всеми сейчас стоит задача: каждая копейка должна сработать эффективно, - считает он.

Участники публичных слушаний приняли  проект рекомендаций. В течение 10 дней над этим документом будет  трудиться рабочая группа в составе депутатов, представителей правительства. Затем закон «Об исполнении республиканского бюджета за 2017 год»  рассмотрит и утвердит очередная сессия.

Мнения

Зампредседателя комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Баир Гармаев отметил:

- Ежегодно из двух уровней бюджетов в виде различных субсидий и грантов направляется  порядка 2 млрд рублей сельхозтоваропроизводителям. С учетом поддержки, оказываемой из федерального бюджета  пострадавшим от засухи, эта сумма становится еще больше.

В целом за 2017 год не исполнены 13 индикаторов госпрограммы, такие как валовое производство сельского хозяйства, производство продукции растениеводства и животноводства, производство зерна, овощей, картофеля, молока.

Основная  причина в засухе, которая привела к гибели значительной площади сельхозкультур и сокращению кормовой базы животноводства. Вместе с тем комитет считает, что существующие меры господдержки отрасли растениеводства, в частности погектарная поддержка, не в полной мере способствуют повышению культуры земледелия. Решением вопроса роста эффективности растениеводства также являются развитие мелиорации, увеличение мелиорируемых площадей. В то же время  предусмотренные в бюджете средства на финансирование мероприятий по мелиорации в отчетном году не были освоены в полном объеме.

Зампредседателя комитета по экономической политике Баян Гуробазаров:

- Программы «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства» и «Развитие имущественных и земельных отношений» исполнены на 91%, а программа «Развитие строительного и ЖКК  РБ» исполнены лишь на 86% (это самый низкий уровень исполнения среди всех госпрограмм). Она, кстати, ежегодно недофинансируется с 2014 года.

Оценивая исполнение программ экономического блока в динамике за прошедшие три года, можно сделать вывод, что их недофинансирование происходит ежегодно. Но  исполнение всех других госпрограмм характеризуется значительно большим финансированием – на уровне от 95% и выше.

Сегодня бюджета развития республики как такового не существует.  Наш комитет предлагает формировать ежегодный бюджет развития в размере не менее 5% от объема собственных доходов республиканского бюджета, примерно 1,2 млрд рублей.