Недавно мы рассказывали о ключевых особенностях, недостатках и положительных примерах представления учащимися результатов своих научных изысканий на школьных олимпиадах и конференциях. Теперь рассмотрим более подробно структуру, правильное оформление и представление научной работы. 

Такому в школе не научат

Успеваемость в общеобразовательной школе по основным предметам часто служит главным мерилом достижений вашего ребенка. Однако его личность, профессиональные наклонности формируются именно при углубленном изучении того или иного направления. Внеклассное, внешкольное и дополнительное образование открывают такую возможность. Здесь ребенок осваивает то, что в рамках обычной образовательной программы не изучит. 

Умение вести собственный поиск, находить что-то новое, грамотно, последовательно выстраивать структуру своей работы, подбирать средства наглядности, работать самостоятельно и в команде, выступать перед аудиторией, самообладание – все это пригодится молодому человеку в жизни независимо от того, свяжет ли он свою дальнейшую профессию с наукой. Кроме того, успешное выступление на профильных конференциях дает определенные преимущества при поступлении в Вузы. И чем более в раннем возрасте достигнуты первые успехи, чем последовательнее рост достижений, тем более это приветствуется. 

Конечно, многое зависит от настроя в семье и от мастерства педагогов. Увы, есть родители, которые ограничиваются заглядыванием в дневник ребенка раз в неделю, и преподаватели, которые, однажды вызубрив содержание школьной программы, всю жизнь читают одни и те же тексты. Есть и те, кто, не жалея сил, времени и терпения, специально работают с детьми. Но даже здесь нужно знать правильные алгоритмы. 

В отношении руководителей есть такая притча. Сидит заяц на пеньке, что-то пишет. Подходит к нему лиса, спрашивает: «Заяц, ты что делаешь?». Он в ответ: «Пишу диссертацию о том, как зайцы лису побили». Лиса разозлилась, говорит: «Ты, заяц, обнаглел! Пошли на поляну, подеремся!». Уходят, заяц возвращается один и дальше пишет. 

Подходит волк, спрашивает: «Заяц, ты что делаешь?». Он в ответ: «Пишу диссертацию о том, как зайцы волка побили». Волк тоже разозлился, говорит: «Ну ты наглый! Пошли на поляну, подеремся!». Уходят, а заяц опять возвращается один и дальше пишет. 

Подходит к нему медведь, спрашивает: «Заяц, ты что делаешь?». Он в ответ: «Пишу диссертацию о том, как зайцы медведя побили». Медведь заревел: «Пошли на поляну, подеремся!». Выходят на поляну, а там валяются избитые лиса и волк, а рядом сидит довольный лев. 

Мораль: не всегда важно то, на какую тему пишешь работу, а то, кто твой научный руководитель. 

От нюансов к рекомендациям

Для начала определимся с ключевыми нюансами, которые следует непременно учитывать при подготовке учащегося. В первую очередь это его возраст. Иерархия уровней познания строится в ответах на три постепенно усложняющихся вопроса: «что?», «почему?» и «почему так, а не иначе?». Для детей младших школьных возрастов, делающих первые шаги в научном поиске, обычно выделяют отдельную возрастную номинацию. Тематика докладов здесь может быть самой разнообразной. Задача руководителя и членов жюри состоит в том, чтобы дать возможность учащемуся впервые соприкоснуться с форматом представления своих изысканий. Как правило, это работы реферативного характера либо первичные наблюдения за теми или иными процессами (например, за изменением погодных условий). Хотя бывают и яркие исключения, когда ученики 3 - 4 классов представляют настолько сложные работы, что могут дать фору старшеклассникам. 

По мере перехода к старшим классам возрастают и требования к темам, структуре, сложности работ, к заочному представлению и самому докладу. Чисто реферативная работа, выполненная учащимися 9 - 10 классов, не приветствуется. В порядке исключения, если ученик провел углубленное расследование по литературным источникам в архивах. 

Другой очень важный момент – выбор темы работы. Разумеется, следует учитывать интерес учащегося, чтобы он сам захотел погрузиться в эту тему, пропустить ее через себя. Бывает, что и студенты замахиваются на изучение медведей или снежных барсов, которых им, быть может, и увидеть-то не придется, а в итоге изучают что-то гораздо более доступное. 

Собственно, сама конференция, конкурс являются вершиной научного либо творческого поиска ученика, демонстрацией его достижений. Этому предшествует длительная, не менее полугода, а порой занимающая и много лет работа по сбору информации, проведению экспериментов, наблюдений, изучению литературы. Когда общая концепция работы становится более ясной, наступает этап ее структурирования, приведения к определенному формату, подбору средств наглядности, подготовки презентации, составления плана изложения доклада. 

Как правило, заявленные работы высылаются в оргкомитет конференции заблаговременно для предварительного ознакомления. Тогда и складывается первое впечатление о глубине осмысления темы, грамотности, последовательности изложения, владении соискателем информацией из литературных источников и собственном вкладе в изучение. Бывает, возникает сожаление, когда работа составлена идеально, но участник не смог приехать и выступить с докладом. И все же чаще бросаются в глаза явные недочеты, складывающиеся в классический набор. Поработать над этим мы вам сейчас и предлагаем. 

«Голова и хвост»

Любая научная работа начинается с титульного листа, оглавления и вводной части. Опытные члены жюри сразу смотрят и на последние страницы, чтобы вводная часть и выводы соответствовали теме. 

Вводная часть помимо титульного листа (содержащего информацию о самой теме работы, об учащемся, его возрасте, представляемом учебном заведении, руководителе) включает: 

  • актуальность темы,
  • цель и задачи исследования (например: «Для достижения поставленной цели решались следующие задачи…»),
  • научную новизну,
  • теоретическую и практическую значимость,
  • перспективу продолжения исследования. 

Кроме того, в глазах жюри повышают серьезность представленной работы следующие моменты: 

  • основные защищаемые положения;
  • апробация работы (предыдущие конференции, публикации);
  • структура и объем работы (например: «Работа состоит из введения, … глав, выводов, списка литературы, включающего … источника. Работа изложена на … страницах, содержит … таблиц, … рисунков и … приложений);
  • благодарности (если есть). 

Огромным плюсом является наличие рецензий, которые также включаются в вводную часть. Рецензентом может быть компетентный внешний специалист по данному направлению. Важно, чтобы это был человек из другой организации (и уж тем более не родственник!), который указывает свою должность, регалии, завизированные по месту работы. 

Между титульным листом и вводной частью размещают оглавление, в котором перечислено все содержание работы с указанием нумерации страниц. Кроме пунктов вводной части и основного содержания сюда включаются также заключение/выводы, приложения и список использованной литературы. Для составления оглавления поступают просто: берут всю готовую работу и удаляют все тексты, кроме заголовков, а к ним, сверяя, приписывают номера страниц. 

За вводной частью следует само содержание работы. В классическом варианте оно включает: 

  • материал и методы (например: «Основой для написания работы послужили материалы, собранные (период, место);
  • объект и предмет исследований. Объектом может быть вид животных, физический материал и пр., предмет – его собственное изменение, взаимодействие с другими объектами, факторами в пространстве, во времени и т.д.;
  • характеристика объекта и условий исследований;
  • краткий очерк об истории исследований (пункт не обязательный, но желательный для школьной работы);
  • само содержание, ход выполненной работы, промежуточные заключения по разделам. 

«Пляшущие человечки»

Важным моментом является форматирование всего текста. В положении о конференции организаторы обычно указывают правила оформления работы. Это тип и размер шрифта, междустрочные интервалы, колонтитулы, отступы полей, нумерация страниц, минимальный и максимальный объем по страницам и прочее. Если же это не указано и автор оформляет работу по своему усмотрению, лучше придерживаться классических правил: шрифт Times New Roman, основной 12, заголовки/подзаголовки 14, 1,5-й интервал, отступы полей 2,5 см слева, 1,5 см сверху, снизу и справа, отступ «красной строки» 0,5 - 1 см, нумерацию страниц лучше ставить внизу справа. 

Особое внимание уделите рисункам и таблицам. Если они небольшие, вставляйте их сразу в той части текста, где об этом идет речь. Если большие, то их лучше вынести в приложения. В любом случае они должны быть пронумерованы, а в тексте на них должны быть сноски («см. рисунок №…», «см. таблицу № … приложения»). Помните, что в процессе форматирования крупные объекты могут перескакивать, оставляя полупустые страницы. Избегайте этого. 

Тезисы

У многих учащихся они вызывают затруднения, хотя на деле служат надежным помощником. Во-первых, на крупных конференциях выпускаются сборники тезисов и размещение в них своей темы уже считается официальной публикацией. Во-вторых, составив их, проще выстроить структуру доклада. 

Доклад, презентация и средства наглядности

На конференциях составляется регламент, в котором учитываются максимальное время на каждый доклад и ответы на вопросы. Поэтому, особенно когда докладов на секции много, а работа большая, докладчику важна каждая секунда. Не нужно тратить время на повтор своего имени и темы работы, если их уже озвучил секретарь. А вот приветствие («Здравствуйте, уважаемые члены жюри и участники конференции!») и заключение («Спасибо за внимание!») подчеркнут тактичность докладчика в глазах слушателей и помогут ему самому психологически, поскольку служат своеобразным набором и сбросом высоты, тональности. 

Игра тональностью, темпом изложения, владение пространством – особая составляющая при подготовке к самому выступлению. Сначала лучше отчитать текст, включив диктофон и часы. Это позволит оценить внешне, какие фразы лучше отсечь, чтобы сохранить время на более значимые моменты. Затем стоит опробовать себя перед небольшой аудиторией – перед родителями, друзьями, классом. На основе их советов также следует скорректировать доклад и свое поведение. Помните, даже идеально составленная по структуре работа, но прочитанная от начала до конца, без выделения интонацией, с нарушением регламента, способна свести на нет многолетние исследования! 

Наконец по полемике после доклада поделюсь одним секретом. Составляя текст доклада, избегайте фраз, за которые слушатели смогут «зацепиться» и увести в сторону от темы. Но предусмотрите такие смысловые «ловушки», по которым вам могут задать вопрос, ответ на который вы изначально не раскрываете, но заведомо прекрасно знаете. В ходе полемики, будучи уже не докладчиком, а слушателем, активно участвуйте в ней, проявляйте интерес к другим участникам. Не ограничивайтесь банальными односложными вопросами, а старайтесь вызвать докладчика на обсуждение, которое можно будет продолжить в кулуарах. 

Средства наглядности и презентация – в зависимости от того, как ими пользоваться, также могут и загубить, и спасти докладчика. Помните, это ваши главные союзники, с которыми нужно взаимодействовать, как с живыми ассистентами. Содержимое презентации должно не дублировать доклад, а подтверждать самые значимые смысловые нагрузки. Лучше всего вынести в презентацию диаграммы, фотографии, небольшие таблицы, на которые по ходу доклада обращать внимание слушателей. 

По оформлению презентации выдержите сочетание цветов, содержания и оформления. Забудьте о смайликах, сердечках и прочих «рюшечках». Мелкий белый шрифт на голубом фоне сработает не лучше. От начала до конца презентация должна быть оформлена в одном стиле и цветовой гамме. Можно подобрать гамму, в восприятии близкую к заданной теме. Например, в сине-голубых тонах, если речь идет о водоемах. Но фон должен проходить только по самой рамке изображения. 

Таковы классическая структура составления научной работы и оптимальные варианты представления доклада. Опыт приходит со временем, и не стоит отчаиваться, если с первого раза не удалось занять вершину пьедестала. Учитесь, совершенствуйтесь и побеждайте!