мэр
2521

Стаи уходят в небо: Кто и как борется с бродячими собаками в Улан-Удэ?

Активисты настаивают на стерилизации бездомных животных, но чиновники к этому совсем не готовы

Фото: управление по информационной политике мэрии Улан-Удэ

«Собачий» вопрос уже давно стал для улан-удэнцев наболевшим. Время от времени эта тема «всплывает» в соцсетях, а СМИ сообщают то о нападении четвероногих на людей, то об издевательствах над братьями нашими меньшими и их массовом истреблении.

По одну сторону баррикад оказались зоозащитники и активисты, по другую – чиновники и обыватели, которые готовы одобрить любые меры по «ограничению численности» животных. И хотя на их отлов из бюджета ежегодно продолжают выделять деньги – и немалые, собак на городских улицах меньше почему-то не становится.

Усыпить нельзя оставить

С января 2016 года «охоту» на уличных животных в Бурятии возложили на органы местной власти. Такое решение депутаты приняли на одной из сессий Народного Хурала. При этом муниципалитетам пообещали финансовое сопровождение. Каждый район предоставляет в управление ветеринарии данные о количестве безнадзорных собак, а затем получает субсидии из республиканского бюджета и объявляет торги.

Потерявшихся питомцев обязаны вернуть владельцам. «Одичавших», которые, по мнению ветеринаров, «проявляют агрессию», и больных усыпляют практически сразу же. Такая же печальная участь ждёт и здоровых животных, которые через десять дней после переезда в пункт передержки так и не обретут дом. Это прописано в приказе республиканского управления ветеринарии №01-06-174/1 от 13 ноября 2017 года.

Шансов выжить у них практически нет. Например, в прошлом году из приюта забрали лишь 230 собак. Треть усыпляют ещё до того, как истечёт десятидневный срок.  

«По теплотрассам прятались, в норы забивались»

В этот раз на «поимку» четвероногих из республиканской казны направили свыше 11 миллионов рублей. Соответствующий конкурс объявил в конце декабря комитет городского хозяйства. Торги выиграл комбинат по благоустройству, который уронил цену контракта до 10 миллионов 678 тысяч. Согласно техзаданию, к 31 декабря с улиц города должно исчезнуть 6 382 особи.

Отлов осуществляется ежедневно по письменным и устным заявкам горожан, а также при проведении ежемесячных плановых мероприятий, в том числе в выходные и праздничные дни. Для этого формируются специальные бригады. Особое внимание подрядчик должен уделять территориям, прилегающим к детским садикам, школам, учреждениям здравоохранения, паркам, скверам, рынкам и спортивным сооружениям. Если животные ведут себя агрессивно или нападают на людей, выехать на место специалисты обязаны в течение 24 часов.

План мероприятий по работе с бродячими собаками включает несколько этапов: собственно, сам отлов, транспортировку и регистрацию. Затем эксперты в области ветеринарии должны провести общий клинический осмотр: по его результатам составляется заключение о состоянии здоровья питомцев. После специалисты принимают решение – усыпление или ещё десять дней жизни.  

Во вторник, 27 марта, в пункте передержки на улице Ботаническая побывали представители СМИ. Сегодня в приюте временного содержания находится 80 животных. Работники говорят, что новых привозят каждый день.Кормят их дважды – утром и вечером.

Как рассказал журналистам главный инженер комбината по благоустройству Улан-Удэ Сергей Голов, на сегодняшний день поймали уже 1127 собак.

- Нам звонят отовсюду, со всех районов города. В день бывает до 30 обращений от жителей. Осенью, когда люди уезжают с дач, оставляют там собачек, которых берут на лето. А они потом мигрируют в центр города – кушать-то хочется, – пояснил Сергей Голов. – Зимой где-то по теплотрассам прятались, в норы забивались. А с наступлением тёплого времени года их можно увидеть везде на улицах. Вы все понимаете, что животные умные, никто не стоит и не ждёт наших специалистов. В лучшем случае за раз удаётся отловить двух-трёх.

В комбинате признают: выделенных денег до конца года может и не хватить, а потому вновь придётся просить помощи у республики.

«Кусаться не перестанет»

Активисты неоднократно обращали внимание на способы борьбы с бездомными собаками. В то время как чиновники отлавливают и умерщвляют их, дабы обезопасить население, зоозащитники и часть жителей республики выступают за более гуманные методы. Так, властям предлагали взять на вооружение опыт Нижнего Новгорода, где беспризорных «шариков» стерилизуют, вакцинируют и потом отпускают в прежние места обитания – конечно, за исключением территорий школ и детских садов. Агрессивные животные остаются в приютах или же передаются в охранные агентства.

Кстати, исследования, проведённые в 2013-2016 годах на базе Научно-исследовательского ветеринарного института Нечернозёмной зоны России, а также Нижегородского госуниверситета имени Н. И. Лобачевского и общественной организации «Защита-НН», показали: такой метод, как эвтаназия, неэффективен и лишь способствует приросту популяции бродячих собак на 58%. А вот благодаря стерилизации их численность в Нижнем Новгороде за три года сократилась на 36,6%. Но, увы, практика показывает: чиновникам невыгодно что-то менять. Они сетуют на нехватку средств, да и в целом к этой идее относятся скептически.

- Конечно, можно стерилизовать и выпускать обратно на улицы. Но даже если собака стерилизована, кусаться она не перестанет, – отметил Сергей Голов. – Надо как-то по-другому решать этот вопрос.

Как именно – в мэрии ещё не придумали. Зато заявили: собак с каждым годом становится всё больше, поскольку «они имеют свойство размножаться». Получается какой-то порочный круг, который не могут (или не хотят) разорвать уже несколько лет.

«На это я не отвечу»

В 2017 году система отлова беспризорных животных в Улан-Удэ, да и во всей республике, должна была кардинально измениться. Активисты решили оспорить приказ республиканского управления ветеринарии, согласно которому бездомные животные должны находиться в пункте передержки от 3 до 7 дней, а также постановление правительства  Бурятии, разрешающее их усыпление спустя неделю после поимки – как противоречащие федеральному законодательству. Председатель правления региональной общественной организации «Зоозащитники Бурятии» Екатерина Баханова и сопредседатель Наталья Филиппова подали соответствующий иск в Верховный суд Бурятии ещё прошлой зимой. Заявление частично удовлетворили.

- Усыпление безнадзорных животных признали незаконным, но в отмене приказа отказали. Мы были вынуждены подать апелляционную жалобу в Верховный Суд России. Благодаря грамотным действиям наших адвокатов 5 июня иск удовлетворили в полном объёме. Суд постановил отменить приказ управления ветеринарии, – рассказывала Наталья Филиппова infpol.ru.

Предполагалось, что содержание бездомных собак будет осуществляться в соответствии со статьёй 231 Гражданского кодекса России. «Беспризорники» должны находиться в пункте передержки полгода. За это время им должны найти хозяев.

- Раньше собак, которых признают одичавшими, усыпляли через три-семь дней, многие погибали прямо во время отлова. В руки ловцов зачастую попадали и домашние животные, – подчеркнула сопредседатель РОО «Зоозащитники Бурятии». – Сегодня в российском законодательстве существует только одно основание для усыпления – заболевание бешенством, других нет. При подозрении на бешенство собаку сначала должны на десять дней поместить на карантин и только после подтверждения диагноза «уничтожить».

Однако решение Верховного суда чиновники просто проигнорировали. Приказ управления ветеринарии не учитывает шестимесячной нормы, прописанной в Гражданском кодексе. Срок пребывания в пункте передержки, как уже отмечалось выше, составляет не менее десяти календарных дней. Но и не более. Несколько месяцев назад зоозащитники обратились в прокуратуру и надзорное ведомство отменило приказ, противоречащий решению ВС России.

- Этот документ не имеет никакой силы, по сути, его выпустили как «филькину грамоту», – отметила в беседе с infpol.ru Екатерина Баханова.

Представители городской станции по борьбе с болезнями животных, которые занимаются в том числе усыплением, прокомментировать ситуацию затруднились.

- На это я не отвечу пока, – сообщил замначальника учреждения Бэликто Нимбуев. – По договору с комбинатом срок составляет десять дней.

Кстати, активисты решили наведаться в приют на минувшей неделе, но их туда не пустили. Актов приёма на месте почему-то не оказалось. Есть подозрения, что их и вовсе оформляют задним числом. Кроме того, общественники задаются вопросом: каких животных можно назвать агрессивными? В постановлении правительства республики отмечается: это особи, «проявляющие агрессию по отношению к человеку, не способные к адаптации, смене среды обитания и условий жизни». В данную категорию «записали» всех четвероногих, которые «не откликаются на зов», «стараются вырваться из вольера» и «не принимают корм от человека». Получается, любую воспитанную собаку, которая не возьмёт еду из чужих рук и не подойдёт к незнакомцу, можно назвать одичавшей и усыпить через три дня. Что, по сути, сегодня и происходит: большая часть отловленных питомцев уничтожается по приговору ветеринаров.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях