Общество
9915

Жители Бурятии стали чаще искать своих предков

Кто и зачем поднимает архивы в поисках родословной?

Фото: В. Дашиева

Многие в стенах архива впервые узнают о высоком положении в обществе, военных заслугах и талантах своих родственников. 

Как дерево не проживёт без корней, так и будущее людское немыслимо без прошлого, уверена директор Государственного архива Бурятии Бутит Жалсанова. 

- Если человек не знает своих корней, неизвестно, какие сведения о своём роде он передаст потомкам, – говорит она. – У каждого человека должна быть история, которая длится испокон веков, а не исчисляется одним «сегодня». Я думаю, каждому было бы интересно узнать, какими его предки обладали способностями, которые, возможно, передадутся его детям. Кроме того, бывает немало случаев, когда, не зная своих корней, люди заключают браки со своими родственниками – троюродными, двоюродными. А ведь у бурят раньше действовало табу на союзы между родственниками вплоть до седьмого колена. Чтобы этого избежать, молодёжи следует знать историю своего рода. 

Требования шаманов и простое любопытство

В Госархиве республики чаще используется нисходящий способ установления родословной, то есть от себя к предкам. Самое главное, говорят архивисты, - знать, к какому роду принадлежали ваши предки, или хотя бы местность, где они жили. Пригодится любая информация, в том числе и родовые легенды. 

- К примеру, я принадлежу к малочисленному Саганскому роду хоринских бурят, - объясняет Бутит Жалсанова. – Мои предки ещё в начале XIX века перекочевали из Тугнуйской долины в Агинские степи под руководством Муху Унаганова, общеизвестного зайсана Саганского рода. Туда его отправили поднимать уровень жизни агинских бурят. Так мои предки и оказались в Аге. У нашего рода уже есть написанная родословная. Но мне однажды стало интересно, действительно ли она совпадает с Ревизскими сказками. И я была приятно удивлена полным совпадением. 

Бутит Жалсанова смотрит посемейный список Агинской Степной думы за 1893 год по Могойтуевской инородной управе. «В эту управу и входили мои предки. На левой стороне - ревизия мужчин, на правой - женщин. Также указано, у какой семьи сколько было скота», - говорит она.

Сегодня поиски своей родословной многие люди объясняют шаманскими обрядами, в которых часто требуется знать имя того или иного предка. Другие ищут просто из интереса. Немало русских, старообрядцев, поляков, эвенков и евреев также приходят сюда узнать историю рода. 

- Раньше было не принято говорить об этом, но сейчас многие ищут своих предков, которые были руководителями местного самоуправления: это староста, голова управы, тайша Степной думы, заседатели и другие. И гордятся, если находят, - называет ещё одну причину директор архива. 

С чего начинается изучение родословной?

Дальше прабабушек своих предков мало кто знает, говорит заведующая читальным залом № 1 Государственного архива Бурятии Татьяна Лумбунова. Небывалый интерес к этой теме, по её словам, возник в последние годы. 

- Возросшую популярность можно объяснить, наверное, возрождением национального самосознания у бурят. В книге учета посетителей в прошлом году мы зафиксировали около тысячи человек, пришедших именно за этим. 

В основном в читальном зале архива занимаются исследователи: учёные, аспиранты, дипломники. За родословными сюда приезжают со всей Бурятии, из Иркутской области, Забайкальского края – со всей России и даже из других стран. 

- Жители нашей республики чаще занимаются самостоятельно, - говорит Татьяна Лумбунова. – Из других регионов направляют запросы по электронной почте в стол справок, по обычной почте или приезжают сами. Обычно ищущие знают только имена своих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек реже. Мы просим, прежде всего, как следует опросить пожилых родственников, кто из них помнит своих предков по материнской и отцовской линиям. Затем следует обратиться в районные ЗАГСы – по месту рождения, брака и смерти родственников. 

Работать лучше начать с самых близких к вам предков – например, с бабушек и дедов, а затем уже углубляться всё дальше и дальше. 

Метрические книги церквей и документы Степных дум

В архиве республики есть документальная база вплоть по 1917 год. Русское православное население обычно изучает свои родословные по Метрическим книгам церквей. Большинство книг уже оцифровано, а в читальном зале установлены пять компьютеров, что значительно облегчает работу. 

- У бурят, если они крещеные православные, тоже можно вести поиск по Метрическим книгам церквей, но чаще – по документам Степных дум, - говорит Татьяна Лумбунова. – В них есть Ревизские сказки с именными списками по родам. Поэтому мы спрашиваем, какого вы рода. Многие не знают этого, и мы стараемся выяснить род по населённому пункту, в котором проживал предок человека. 

Трудность поиска у бурят обычно обусловлена сложностью прочтения документов XIX века. 

- Часто ко мне обращаются за подсказкой, как прочесть то или иное слово, разобрать имя, фамилию и другое, - говорит архивист. – Если это русский текст, советую воспользоваться старославянским алфавитом. По восточным же бурятам документы в основном на монгольской письменности – это Кяхтинский, Селенгинский, Хоринский, Мухоршибирский, Еравнинский районы. Нередко возникает проблема перевода – в штате Госархива нет своего переводчика. Впереди ещё много работы по переводу этих документов на русский и бурятский языки. Многим мы предлагаем приходить сразу с переводчиком, которого можно найти в БНЦ или на Восточном факультете БГУ, на монгольском отделении. 

По Иркутской области в архиве много подворных и посемейных списков на русском языке – их исследовать легче. 

Если же вы хотите найти предка, погибшего в годы войны, вы можете обратиться к сайтам «Мемориал», «Подвиг народа 1941 - 1945» и к сайту Центрального архива Минобороны России. 

«Среди предков оказались такие лица, которых я даже не предполагал обнаружить» 

Александр Пашинин, к.и.н., исследователь по источникам по генеалогии крестьянских родов (семей) дореволюционного периода в фондах Госархива Бурятии: 

 - Свою первую монографию я посвятил моей родословной. В 2011 году я впервые зашёл в архив и по сей день систематически его посещаю с целью исследований. На восстановление моей родословной ушло примерно полтора года. Среди предков оказались такие лица, которых я даже не предполагал обнаружить. Например, пятидесятник, один из основателей Верхнеудинска Гаврила Ловцов, прибывший сюда в 1665 году. Множество родственников обнаружилось среди государственных крестьян, посадских, разночинцев, оседлых крещеных инородцев, в экспедиции ссыльных. К сожалению, наши источники имеют определенные ограничения: так, четвертая Ревизская сказка 1782 года по жителям Бурятии у нас есть, а 1-й, 2-й и 3-й нет. Они есть в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в Москве. 

«Если покопаться, можно найти всё»

Леонтий Красовский, заведующий отделом рескома КПРФ по работе с молодежью: 

- Большинство молодых людей сегодня не заморачивается на теме родословной. Думают, что восстановить её нереально. Но если покопаться, можно найти всё. И чем ближе ты к истине, тем больше вдохновляешься. Я расписал своё родовое древо до 11-го колена - до Булагата. Идея появилась где-то полтора года назад, я общался со старшими родственниками и вёл поиски в Интернете. Недавно моя сестра отправила мне значительные наработки её мамы, и вся картина стала ясной. Мой род Онгой. Когда однажды шаман спросил меня, какого я рода, и узнал, что Онгой, он сказал, что мне вдвойне больше нужно молиться, потому что в роду были сильные шаманы. Сейчас занимаюсь поиском информации о том, как и чем жили мои предки, чем занимались. Не ленитесь и ищите своих предков! 

Леонтий смог расписать своё родовое древо до 11-го колена

Читальный зал Государственного архива Бурятии работает с понедельника по четверг. Пятница – санитарный день.

Адрес: Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 9а (вход во двор через здание Народного Хурала Бурятии по паспорту).

Телефон приёмной: 8 (3012) 21-18-82.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях