На днях житель Бурятии Михаил Бузаев опубликовал на своей страничке в Facebook схему метрополитена Улан-Удэ с одной веткой и несколькими станциями – «Мелькомбинат», «ТЦ People’s park», «Железнодорожный вокзал», «площадь Советов», «Аэропорт», «Иволгинск» и «Иволгинский дацан». А ещё предложил землякам придумать собственную и написать название в комментариях к посту.

 Известный поэт Есугей Сындуев отметил, что лучше запустить трамвай в микрорайон «Аэропорт» – с ответвлением на Бурвод, в Сотниково, посёлок Солдатский, Поселье и  Исток.

- Вот это –  вполне подъёмно, – подчеркнул он. – Старый Селенгинский мост вполне годен для организации по нему трамвайного движения.

Кто-то вместо «подземки» предлагает построить надземное метро – «как в Бангкоке». Эту идею поддержала и известная общественница Светлана Будашкаева.

- Уж очень у нас красивая природа и жалко будет, если её не увидят пассажиры. Скоростная ветка метро к достопримечательностям Бурятии – важная часть развития туризма. И логистика верная –  от аэропорта и железнодорожного вокзала, – считает Светлана Будашкаева.

Стоит отметить, что  заявления о строительстве «подземки» в Улан-Удэ ни разу не делали ни городские, ни республиканские власти. Правда, в 2006 году одно из местных СМИ сообщило о планах бывшего мэра Улан-Удэ Геннадия Айдаева проложить под городом первую ветку метрополитена, состоящую из пяти станций. И хотя новость оказалась первоапрельской шуткой, многие улан-удэнцы отнеслись к ней со всей серьёзностью.

В январе 2016-го студия дизайна из Красноярска разработала схему подземного метро Улан-Удэ –  с несколькими десятками станций и не одной, а четырьмя ветками. Для каждой из даже придумали название – Гагаринская, Комсомольская, Октябрьская и Матросовская. Спустя несколько месяцев  стало известно о планах предпринимателя Рината Бичурина построить в одном из российских городов скоростной монорельс.  Соответствующая петиция была размещена на сайте Change.org.  Сообщалось, что главная цель  проекта «Новое метро России» – решить проблему дорожных заторов.

- Города России задыхаются в пробках и нуждаются в создании современного массового общественного транспорта. В 2008 году страна вступила в полосу затяжного социально-экономического кризиса. Были остановлены все проекты строительства подземных метрополитенов в городах-миллионниках. Положение еще больше усугубилось в 2014 году, когда Россия столкнулась с падением нефтегазовых доходов и оказалась «отрезанной» от международных источников кредитования, – заявил бизнесмен. – Не были построены новые станции в Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске. Приостановлены или законсервированы стройки метро в Челябинске, Омске, Красноярске. Отказались от планов и проектов в Перми, Уфе, Саратове, Воронеже, Ростове-на-Дону.

В федеральном бюджете нет средств на подземные метрополитены. Строительство так называемого «лёгкого метро» дешевле примерно в 10 раз. Но для муниципальных и региональных бюджетов и это непосильная ноша, говорилось в тексте петиции. Автор идеи выразил готовность построить скоростной монорельс за свой счёт, без участия государственного сектора. Затраты на перевозку пассажиров он собирался компенсировать доходами от аренды коммерческих помещений (например, под торговые точки) на станциях будущего метро.

За право первоочередного строительства боролись  Санкт-Петербург (вместе с Ленинградской областью), Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Воронеж, Саратов, Уфа, Волгоград, Челябинск, Омск, Красноярск, Нижний Новгород, Казань, Самара, Екатеринбург, Рязань, Владивосток, Хабаровск, Оренбург, Иркутск, Чита, Улан-Удэ, Курган, Сургут, Архангельск... В общей сложности –  79 российских городов. Проект также отправили на рассмотрение в правительство России, Министерство транспорта и лично премьер-министру страны Дмитрию Медведеву. Последний, к слову, идею одобрил и посоветовал подчинённым  прислушаться к предпринимателю.

В ряде городов предложение Рината Бичурина назвали недоработанным. Так, власти Тюмени отказали бизнесмену в праве строительства частного метро ещё в августе 2015 года. Областные чиновники заявили, что в городе планируется развивать другие виды транспорта – скоростной трамвай и городские электрички.

Зато идею восприняла на «ура» общественность. Проект получил мощную поддержку среди жителей Барнаула, Кирова и Перми.

Эта тема активно обсуждалась и в бурятском сегменте соцсетей. Согласно опросу в популярном паблике «Типичный улан-удэнец» «ВКонтакте», подавляющая часть пользователей высказалась «за» строительство наземного метро. Скептично настроенные горожане отмечали, что, в первую очередь, следует отремонтировать дороги и построить долгожданный третий мост через Уду. Другие просили запустить трамваи до Левого берега. А третьи и вовсе назвали проект напрасной тратой средств.

В итоге петербургский бизнесмен всё же решил сделать выбор в пользу Набережных Челнов.  Бичурин даже планировал провести среди жителей города референдум по поводу строительства наземного метро. Как сообщал сайт chelny-biz.ru, 40 км. линий предположительно обойдутся в 12 миллиардов рублей, а срок реализации проекта составит четыре  года. Однако тогда эта идея не нашла поддержки на местном уровне.