В последние годы Байкал притягивает путешественников со всего мира. Среди них – немало известных людей: актёры, фотографы, журналисты, телеведущие, певцы… Неудивительно, что сегодня крупнейшие туроператоры страны делают ставку именно на «жемчужину Сибири».

«Людям откровенно повезло, что миллионы лет назад озеро сформировалось именно тут – это ведь джекпот для развития туризма», – с таким настроением отправился на байкальское побережье популярный российский блогер-урбанист Аркадий Гершман. Он решил остановиться в иркутском посёлке Листвянка, который окрестил в своём ЖЖ «сибирским Адлером». По прибытии в столицу Приангарья его ждало разочарование.

- Без инфраструктуры нет развития – это простое правило. Для того и существует государство, чтобы перераспределять блага для создания и стимулирования новых благ. Если бы Иркутск находился где-нибудь в Западной Европе или США, то здесь давно был современный аэропорт, комфортный общественный транспорт, сервисы по аренде машин и программы для экотуризма. Просто там давно научились считать деньги от туристов и понимают, как это работает и окупается, – рассказал Аркадий Гершман. – В Иркутске это, может быть, тоже понимают, но работы – ещё на несколько поколений вперёд. Местный аэропорт – полусарай со стеклянным фасадом в черте города, что накладывает понятные ограничения. Из-за этого «лопата для черпания денег» с приезжих уже превращается в детский совок.

Он пояснил, что до Листвянки из города можно добраться примерно за час – на машине и маршрутке.

- Есть остатки железной дороги вокруг Байкала, но электрички ходят примерно два раза в день и в другую точку, – пишет Гершман. – Едем. Вроде бы хорошо – рядом со старой дорогу прорубили новую и развели потоки. Вот только русский размах убил кучу деревьев и ландшафт. Беречь и зарабатывать на природе – не в наших традициях.

Движение в сторону Иркутска – это всё дорога в одну сторону, параллельно идёт дорога в сторону Байкала, отмечает Аркадий Гершман

Всю Листвянку, по его словам, связывает одна дорога: «это и улица, и набережная, и всё остальное».

- Как в Лас-Вегасе есть Стрип, так и тут есть улица Горького. Наслаждаться Байкалом можно либо из окна машины, либо на узких тротуарах, которые иногда появляются, – поведал блогер.

Сам посёлок столичный гость назвал «памятником архитектурного китча и желания максимально ободрать туристов» за один присест.

- Городское планирование, туристический потенциал, городская среда – забудьте про эти слова. Байкал здесь напоминает придорожные забегаловки – с мотелями где-то на трассе между Рязанью и Тамбовом. На туристические врата страны это совсем не похоже, – считает Аркадий Гершман.

Опубликовал он и фотографии единственного местного туристического продукта – омуля и продемонстрировал, в каких условиях продают байкальский деликатес.

- Мастера кулинарного дела говорят, что внешний вид еды и атмосфера не менее важны, чем вкус. Условия покупки и употребления омуля на Байкале вызывают желание заказать пиццу к себе домой, – признался блогер. – Насладиться местом можно лишь двумя способами. Первый – смотреть только на воду и не оборачиваться. Повернул голову – красота природы off. Второй путь –уйти вглубь посёлка. Байкала не видно, но здесь ещё не успели убить деревянное зодчество.

Гершман заявил, что попытки сделать что-то современное и интересное предпринимаются.

Но чаще всего получается вот так.

- Очень обидно за Байкал. Легендарное место мирового значения, которое откровенно испортили. Во всём мире делают упор на сарафанное радио, чтобы туристы возвращались со своими друзьями и новыми деньгами. Здесь же такой совет можно дать только недоброжелателю, – заключает Гершман.

Напомним, в июле на Байкале побывал обозреватель «Независимой газеты» Владимир Разуваев. И остался от него в восторге. Правда, по мнению журналиста, летом на озеро лучше ехать в рабочие дни, поскольку на выходных вся прибрежная линия забита автомобилями, палатками и загорающими туристами.

- В будни можно без тесноты наслаждаться солнцем, прохладной водой, пейзажем «как на картинке» и знаменитым байкальским омулем. Ощущения – будто действительно на море, разве что ветер не солёный, – поделился своими впечатлениями Владимир Разуваев. – Байкал действительно священный, поэтому бурханят здесь и по дороге сюда особенно активно. Рассказывают такую реальную историю. Как-то Владимир Путин вместе с учёными спустился на дно Байкала на батискафе. А спустя некоторое время в Бурятии произошло землетрясение. Вывод: видимо, члены экспедиции не бурханили и дух озера не простил бесцеремонного вторжения. Впрочем, подземные толчки – к счастью, не разрушительные – для этих мест не редкость. Так что это могло быть простое совпадение. Хотя кто его знает?

Прошлой осенью фоторедактор телеканала «Дождь» Алексей Абанин отправился в путешествие на электричках от российской столицы до Владивостока. Побывал он и на Байкале. Чтобы увидеть «жемчужину Сибири» собственными глазами, ему понадобилось 13 дней, 34 электрички и два поезда. Алексей преодолел пять тысяч километров. А добравшись до места, по его собственному признанию, «едва не умер от счастья». Отдохнули там и корреспонденты «Комсомольской правды» Виктор Гусейнов и Владимир Ворсобин. 

- Теперь понятна мечта о Байкале. Это мощь! Особенно он крут под Улан-Удэ, – признался Гусейнов. – «Спасибо ёлочка, спасибо, корешок!» – благодарил я природу, которая позволила мне забраться на небольшой обледеневший обрыв. По идее, я должен был проломить тонкий лёд, но он выдержал! Забрался наверх, выглянуло солнце, которого хватило ровно настолько, чтобы я успел сделать кадр. И я увидел всё как на ладони. Что природа – один большой живой организм, с Байкалом во главе. И с ней лучше дружить, а не мучить заводами…

А Владимир Ворсобин отметил, что почувствовал «что-то странное», оказавшись на побережье. Минувшей зимой Байкал посетила фотограф из Москвы Кристина Макеева и её «коллега по цеху» из Парижа Вутеара Кам, который назвал путешествие к священному озеру одним из самых сильных впечатлений в своей жизни.