Монголия

Бурятия Юрского периода. Карта обитания динозавров

Какие ящеры ходили по территории республики миллионы лет назад

Фото: animalreader.ru

Древние кости, найденные в ряде районов республики, говорят о том, что обитали у нас диковинные ящеры самых разных видов.

Подарили таможенники

В Национальном музее Бурятии нам рассказали о том, что у них действительно есть ценные экспонаты, а именно кости динозавров. Но большая часть из них задержана на границе и подарена затем Бурятской таможней. Сами же эти предметы «родом» из Монголии. Дело в том, что и граждане России, и иностранцы нередко пытаются незаконно вывезти из соседнего государства кости древних ящеров. Объясняют они свои действия по-разному. Но, как правило, туристы на самом деле хотят продать культурные ценности на «черном» рынке за хорошую цену. Таможенники передали музею любопытные экспонаты в 2010 году, а потом еще в 2016-м.

Гадрозавры или Гадрозавриды (Hadrosauridae) семейство так называемых «утконосых динозавров», которое делится на два подсемейства — гадрозаврины и ламбеозаврины. Жили рептилии в меловом периоде. Найдены были останки утконосых динозавров в Амурской области недалеко от поселка Кундур при прокладке нового участка федеральной трассы Чита-Хабаровск в 1990 году. На место находки прибыла группа ученых, специалистов из Благовещенска. Эти ученые и обнаружили целиком сохранившийся скелет.

- Они нам передали в 2010 году фрагменты костных останков динозавров – часть ребра, суставные кости - и окаменелое яйцо. Эксперт нам точно не определил, каких это динозавров кости. Но, судя по всему, яйцо относится к семейству утконосых динозавров. Они были растительноядными, достаточно крупными животными, - рассказала Баирма Долгорова, заведующая сектором хранения естественно-научной коллекции Национального музея Бурятии.

Возраст уникальных находок – примерно 100 миллионов лет. Предполагается, что найдены они в пустыне Гоби. В прошлом же году музей получил в дар фрагмент бедренной кости и фрагмент лопатки динозавров из Монголии. Их возраст составляет 140 миллионов лет.

Бурятские динозавры

В фондах музея есть и кости бурятских ящеров. Найдены они в Гусиноозерской котловине.

Зауроподы — динозавры из подотряда длинношеих, были самыми длинными, высокими и тяжелыми динозаврами, а также крупнейшими наземными животными всех времен. Это единственное животное, которое тяжелее, чем голубой кит, а он, как известно, в среднем более 33 м. в длину и весит порядка 190 тонн. Некоторые из недавно открытых зауроподов (например, Seismosaurus и Argentinosaurus) были больше 40 — 50 метров в длину и весом около 100 тонн.

- Это осколок бедренной кости динозавра и дистальный хвостовой позвонок. Осколок бедренной кости принадлежит мелкому хищному динозавру. Относится он к отряду ящеротазовых динозавров, подотряду - тероподы, семейству - орнитомимиды. А дистальный хвостовой позвонок динозавра также относится к отряду ящеротазовых динозавров, но к подотряду - зауроподы, семейству – титанозауриды, - продолжила она.

Проще говоря, на территории Селенгинского района обитали орнитомимиды. Динозавры этого семейства были травоядными, некоторые из них всеядными. Они умели быстро бегать и развивать приличную скорость. У ящеров был удлиненный череп, который оканчивался беззубым клювом. Из-за этого их нередко называют «страусоподобными динозаврами».

Поражают воображение и зауроподы. Отдельные представители этого подотряда были внушительных размеров: их длина составляла примерно 40 метров и весили они около 88 - 110 тонн. Являлись зауроподы травоядными динозаврами, обладавшими длинными шеями и хвостами. Передвигались гиганты на четырёх ногах. Как утверждают ученые, бурятские динозавры не достигали таких больших размеров. Ведь климат у нас был все-таки не таким теплым и благоприятным, чем, допустим, в Китае или Монголии.

Изучение динозавров стало хобби

Кроме этих двух уникальных экспонатов, в Национальном музее больше нет костей бурятских динозавров. Но есть они у ученого Алексея Старкова, для которого изучение необычных животных стало своего рода хобби. Заинтересовался он динозаврами еще в детстве: старший брат много и подробно рассказывал о них. Сейчас же у Алексея Иннокентьевича сформировалась небольшая коллекция. В ходе разных экспедиций ему удалось найти самые настоящие зубы, позвонки, обломки ребер и другие кости древних ящеров.

- Здесь представлен обломок зуба хищного динозавра, похожего на аллозавра. Поскольку аллозавры жили в Юрском периоде, это, скорее всего, более поздний представитель другого подсемейства, - демонстрирует предметы Алексей Старков, ведущий инженер лаборатории Института общей и экспериментальной биологии СО РАН.

Другое название пситтакозавра – «ящер-попугай». Современная классификация причисляет пситтакозавров к отряду птицетазовых. Для этого животного были характерны некоторые признаки всем нам знакомых птиц: округлая голова и мощный клюв. Первые останки пситтакозавра были найдены в Монголии, с тех пор эталоном для определения всех пситтакозавров считается Пситтакозавр монгольский (Psittacosaurus mongoliensis).

Судя по этим костям, которые также обнаружены в Гусиноозерской котловине, в Бурятии водились и удивительные пситтакозавры, дромеозавры, титанозауриды, птерозавры.  По версии эксперта, здесь могли обитать и такие динозавры, как ранние тираннозавриды, анкилозавры, пахицефалозавры, гипсилофодонтиды и многие другие.

Где ещё обитали древние животные?

Заветные предметы также были найдены в Бичурском районе в конце 90-х годов прошлого века палеонтологами из Санкт-Петербурга. С ними работал и Алексей Старков.

Диплодок или «двойной отросток» (Diplodocus) — это, пожалуй, самый длинный динозавр позднеюрского и раннего мелового периодов. Диплодоки жили в озерах и других водоемах, а на суше выбирались, чтобы полакомиться нежными побегами деревьев, хвоей, шишками, а также отложить яйца.

- В Бичурской котловине в одном из оврагов была найдена линза со скоплением костей. Кости в ней, видимо, принадлежат длинношеим динозаврам из группы зауроподы. Это хорошо известная группа, в которую входят крупнейшие из наземных позвоночных - диплодоки, брахиозавры, - говорит он.

Кроме того, по литературным данным, и в Еравнинском районе достаточно давно были обнаружены кости древних ящеров. Правда, потом в этой местности подобные предметы не находили.

На сегодня совершенно точно можно сказать, что динозавры обитали на территории трех современных районов Бурятии. Населяли также они в далеком прошлом, возможно, и другие места. Отложения нижнемелового возраста свидетельствуют о том, что древние животные вполне прекрасно могли жить на землях Джидинского, Мухоршибирского, Кяхтинского, Иволгинского, Заиграевского, Хоринского районов и Улан-Удэ.

Флажками на карте обозначены возможные места обитания динозавров

Привлечение туристов

Могут ли эти предметы и информация, оформленные как интересная экспозиция, привлечь гостей региона? Или если помечтать, возможно ли открытие небольшого музея динозавров в Бурятии? Ведь соседние Монголия и Китай хорошо зарабатывают на этом направлении туризма. Хотя надо учитывать, что костей древних животных у нас немного. По мнению специалистов, создать какой-нибудь центр притяжения туристов с помощью темы динозавров можно. Не обязательно в этом случае иметь большое количество экспонатов. Здесь важно другое: подойти к идее творчески.

- Само место притяжения, конечно, должно быть интересным, интерактивным, современным. Потому что сегодня музеи в разных странах используют такие технологии, которые действительно позволяют людям погружаться в определенные эпохи, - отметила Мария Бадмацыренова, начальник отдела развития туризма комитета экономического развития и туризма администрации Улан-Удэ.

Бурятские динозавры, а также мамонты с шерстистыми носорогами, которые имеются в наших музейных фондах, могут иметь успех среди путешественников. Тем более что турпоток в республику с каждым годом постепенно растет. В 2015 году только Улан-Удэ посетило порядка 272 тысяч человек из разных городов России и зарубежных стран (данные по прошлому году пока не готовы. - Прим. ред.). Но опять же надо понимать, что любой потенциальный туристический продукт нуждается в инвестициях. Однако хорошее финансирование требуется сегодня и другим, более важным отраслям нашей экономики. Поэтому о создании какого-то центра или музея динозавров пока приходится только мечтать.

Автор: Ирина Эмедеева