Алексей Цыденов
2616

Бурятских чиновников переформатируют в эффективных управленцев?

И.о. главы республики внедряет новые системы стратегического государственного управления

Фото: russianstock.ru

В последнее время чиновники, специалисты и общественники стали применять в своей речи множество непонятных для простого обывателя слов. На совещаниях часто говорят о форсайтах, Pemandu и методологии Big Fast Results.

Новые системы стратегического государственного управления пришли в Бурятию вместе с и.о. главы Алексеем Цыденовым. Можно сказать, именно он стал инициатором молниеносного внедрения бизнес-подходов в устоявшийся государственный механизм. 

Но насколько концепция проектного мышления в органах госвласти эффективна, корреспондент infpol.ru узнал у местных экспертов.   

Для начала отметим, специалисты в один голос утверждали, что для Бурятии внедрение новых бизнес-технологий в аппарат власти только на пользу. В тоже время эксперты отмечают, есть методы достаточно эффективные, другие - не очень.

- Сейчас настало время, когда государственная структура власти должна двигаться быстрыми темпами и моментально решать государственные вопросы. И в этом ей помогут современные бизнес-подходы. Конечно, власть и до этого использовала разные методы, родоначальником которых являлся бизнес, например, пиар, маркетинг, системы продвижения, - отмечает бизнес-тренер Тимофей Аксаев.

«Привыкли имитировать»

Известный в республике экономист, бизнес-консультант Алдар Бадмаев, работал и в правительстве республики и в бизнес-структурах. Он имеет четкое представление, как работают и те и другие.

- Бизнес-структуры работают более динамично, у них наблюдается высокая степень ответственности, четкий функционал. В отличии от работы чиновника. Здесь мы видим максимальную осторожность, минимум личной ответственности, стремление больше к имитации деятельности, чем к продуктивной деятельности, - сделал сравнение Алдар Бадмаев.

Он отметил, что за рубежом использование бизнес-подходов действительно положительно сказывается на работе чиновничьего аппарата. Однако ситуация там иная, если сравнивать с нашим дотационным регионом. У чиновников существуют дополнительные механизмы социальной защиты, но при этом высокая степень ответственности за бюрократические ошибки.

- Мы видим, что в Китае ведется настоящая охота за коррумпированными чиновниками. В Японии чиновник, который не справляется с проектами, моментально слетает с должности. Тоже самое в западных странах, - привел примеры экономист и добавил. - А мы, к сожалению, застряли в периоде застоя. Безусловно, попытки внедрить элементы бизнес-управления со стороны и.о. главы, это хорошее начинание. Но скорее всего, для получения положительного эффекта потребуется переформатировать весь госаппарат республики.

При этом Алдар Бадмаев считает, что в Бурятии есть чиновники, которые могут работать намного эффективнее. Просто они встроены в существующий механизм, и вынуждены работать как все.

«Много говорим, но мало делаем»

«Сломать» существующие привычки многотысячной армии чиновников новому человеку очень сложно. Именно поэтому можно наблюдать, как Алексей Цыденов осторожно делает кадровые перестановки.

- На места ставят людей из разных кланов, с разным опытом, но их объединяет одно - они все пришли из бизнеса, - делает акцент Алдар Бадмаев.

Можно задаться вопросом, неужели человек с «мозгами предпринимателя» намного лучше «стандартного чиновника»?

- Одна из особенностей бюрократического аппарата - генерирование инициаций, подмена эффективных проектов, ложными. То есть, мы постоянно изобретаем велосипед. Это отнимает у нас массу времени и ресурсов, которых попросту нет. В тоже время чиновники всегда могут сказать: «мы сделали что могли». В таком случае, неэффективность чиновников становится лейтмотивом действия. Для них главное - пробежка, а не результат, - отмечает некоторые атрибуты аппарата госвласти эксперт.

Другой эксперт, председатель БРО ООО «Ассоциация женщин-предпринимателей России» Татьяна Думнова в чем-то поддерживает точку зрения Алдара Бадмаева.

- Концепция индикативного управления, которая активно сейчас внедряется в структурах власти учитывает опыт всех передовых стран мира. В том числе, Канады, Японии. Любую систему управления, если есть хороший опыт и получен высокий результат, стоит попробовать. В тоже время, считаю, мы должны опираться больше на опыт нашей республики. Важно выстроить свою эффективную систему управления и работу среди чиновников. Сейчас все говорят о форсайте, но я с удивлением наблюдаю, как идет подмена: мы много говорим, но мало делаем, - замечает Татьяна Думнова.

Бизнес-тренер Тимофей Аксаев также переживает, что на деле обучение чиновников может превратиться в пустую показуху.

- Есть разница в словах «знать» и «делать». Можно долго обучать людей, но их навыки и привычки останутся прежними. Если говорить о перспективе работы органов власти, важно чтобы слова с действиями не расходились в плане внедрения проектов, - отмечает он.

Дело в людях?

По словам, Алдара Бадмаева и.о. главы Бурятии Алексей Цыденов сейчас ведет себя как настоящий топ-менеджер.

- Он неизбежно, как любой топ-менеджер, оказавшийся на новом месте, станет стремиться переформатировать старую систему. Однако до сентября он «раскачивать лодку» не может и при необходимости ограничится лишь ключевыми позициями, - считает консультант, и добавляет. – Вот, например, в Калуге и Татарстане, так и произошло. «Снесли» старую команду и поставили новых людей, которые сумели увеличить темпы роста ВВП на душу населения.

Вывод напрашивается сам за себя. Тем специалистам, которые не смогут изменить свой стиль поведения и настроиться на быстрый и эффективный результат, возможно, в скором времени придется покинуть свой пост.

Автор: Анастасия Аюшеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях