Алексей Цыденов
2655

Кто хочет разыграть политическую карту на Байкале?

В Бурятии нарастает противостояние между известными экологами и общественниками из-за монгольских ГЭС

Фото: energynew.ru

О планах наших южных соседей построить собственные гидроэлектростанции стало известно четыре года назад. Тогда Всемирный банк выразил готовность профинансировать проект MINIS по развитию инфраструктуры горнорудной промышленности. Речь шла как минимум о двух объектах – плотине на самой Селенге и водохранилища на её притоке – реке Орхон с водоотводным каналом в пустыню Гоби. Таким образом монголы планировали решить проблему энергодефицита.

В 2013 году появился другой проект – на реке Эгийн-Гол, который обещал поддержать Китай. Монголия по какой-то причине не сообщила о нём России, но что строительство ГЭС (которая, к слову, считается одной из самых опасных) стартовала, в соседнем государстве отрицать не стали. В мае Всемирный банк решил приостановить финансирование гидроэлектростанций на Селенге и водохранилища на Орхоне. А вскоре под вопросом оказалось и строительство Эгийнгольской ГЭС – в Поднебесной не стали поддерживать этот проект из-за претензий со стороны России.

Нашли виноватых

С просьбой вынести вопрос строительства гидроэлектростанций на широкое обсуждение к руководству Бурятии минувшим летом обратился лично глава МИД России Сергей Лавров. Изначально мероприятие планировали провести на территории республики и в соседнем Приангарье осенью. К обсуждению решили привлечь широкий круг жителей, общественников и экспертов. Мероприятие неоднократно переносилось по инициативе монгольской стороны.

То, что обсуждение всё же состоялось, федеральные СМИ поставили в заслугу лично президенту страны Владимиру Путину. В частности, как сообщала интернет-газета «Lenta.ru», именно он минувшим летом поднял вопрос воздействия проектируемых ГЭС на Байкал в ходе встречи со своим монгольским коллегой, а до этого Монголия якобы не планировала учитывать мнение соседей.

В ходе общественных слушаний, которые прошли в районах Бурятии и в Улан-Удэ в марте, жители республики дружно выступили против строительства ГЭС. А представители монгольской делегации, в свою очередь, обвинили общественников республики в «промывании мозгов» населению.

«Подписаться кровью»

В апреле к борьбе с ГЭС подключились молодые активисты, среди которых есть довольно известные в республике личности – журналист Елена Федосеева, директор республиканской лиги КВН Чингис Болотов и руководитель пресс-службы Бурятского госуниверситета Иван Логинов. Несколько десятков  человек объединились в организацию под названием «Новая энергия».

Они сразу же поставили перед собой задачу – собрать 250 тысяч подписей под петицией против возведения плотины на Селенге и водохранилища на её притоке – реке Орхон с водоотводным каналом в пустыню Гоби. Общественники уверены: инициатива наших соседей приведёт к гибели Байкала.

Уже на первой пресс-конференции члены нового движения решили наглядно продемонстрировать, чем может обернуться строительство монгольских ГЭС. В качестве символа надвигающейся трагедии они использовали пластиковые бутылки с говорящей надписью «Последняя вода Байкала. Не выпивай, покажи внукам!» и указали на них дату розлива – 2023 год. Встреча с журналистами прошла недалеко от здания посольства Монголии в Улан-Удэ.

Общественники призвали земляков поддержать петицию.

- Мы действуем сами и разбудим Бурятию. А нашим главным мероприятием станет акция «Подпишись кровью»: все желающие смогут оставить свою подпись под петицией, которую мы направим в Государственную Думу, – заявили общественники. – Мы ставим очень амбициозную цель – побудить каждого жителя республики выразить свою позицию. Если нужно, соберём подписи трети населения Бурятии. Этого не хватит? Будет половина! Чем больше, тем скорее нас услышат – услышит власть, российский народ, народ Монголии, в конце концов. Мы готовы действовать любыми методами, любыми конституционными способами. Быть может, к 2023 году вода в этой бутылке действительно станет последней водой из Байкала. Давайте защитим его вместе, сделаем нашей общей, новой энергией.

Подписываться кровью в буквальном смысле, конечно, не потребуется: достаточно указать её группу, пояснили активисты и добавили: вступить в ряды организации сможет каждый.

Лапша на ушах, песни Цоя и перекрытый мост

Чтобы привлечь внимание земляков к проблемам Байкала, молодые общественники исполняли песню Виктора Цоя «Группа крови» прямо в общественном транспорте и заодно призывали горожан голосовать «кровью» против ГЭС на Селенге. А ещё – сняли ролик с участием бурятского музыканта Еши Дармахеева, который сыграл  композицию Цоя на морин-хууре.

Вскоре они записали видео с участием известных людей республики, которые также выразили своё несогласие с планами соседнего государства по возведению скандальных плотин. В конце мая в Сети появился ролик, на котором двое молодых людей в масках перекрыли движение на Удинском мосту. Они вышли из разукрашенного автомобиля с заклеенными номерами с криками «Не дадим построить ГЭС на Селенге!». Один держал в руках транспарант с надписью «Стоп ГЭС», второй – дымовой факел. По словам очевидцев, акция продлилась не больше минуты, а затем протестующие поспешили скрыться. Конечно, ни у кого даже не возникло сомнений, что это очередная «выходка» членов «Новой энергии». Несколько недель назад на домах улан-удэнцев начали появляться граффити «Стоп ГЭС», а на автомобилях – наклейки с такой же надписью.

Впрочем, песнями и росписью стен их деятельность не ограничилась: месяц назад общественники побывали на общественных слушаниях по ГЭС в соседнем Приангарье. С собой они привезли … вилки и раздали их участникам мероприятия, чтобы те «сняли лапшу с ушей». Монгольская делегация, по признанию самих же активистов, находилась в шоке.

Любопытно, но при подобной активности члены движения до поры до времени даже не знали, что в марте такие же слушания проводились и в Бурятии – о чём не преминули сообщить во время своего выступления. У некоторых жителей республики, в том числе экологов, которые давно и вплотную занимаются проблемой ГЭС, это заявление вызвало, мягко говоря, недоумение. А вот как прокомментировал ситуацию лидер «Новой энергии» Иван Логинов.

- Монгольская сторона не приложила никаких усилий, чтобы придать этому хоть какую-то огласку. В итоге лично я узнал о них из СМИ, – рассказал Логинов. –  Меня искренне возмутил данный факт, так как инициатива монголов напрямую касается моей родины. Именно поэтому мы собрались с единомышленниками, друзьями и решили организовать движение «Новая энергия» – чтобы защитить наше будущее и землю для наших детей.

«Высшая форма волеизъявления»

Сегодня ситуация вокруг строительства плотин вылилась в противостояние молодых общественников с известными экологами Бурятии. А начался весь сыр-бор с того, что инициативная группа жителей республики предложила провести референдум в защиту Байкала в день выборов главы Бурятии, 10 сентября. Вопрос обсуждался на собрании в Общественной палате неделю назад. Как сообщило издание «Тайга. Инфо» со ссылкой на проект #СпасиБайкал, соответствующие документы уже направлены в избирком и комиссия их приняла. Теперь окончательное решение о проведении референдума остаётся за депутатами Народного Хурала.

На голосование предлагается вынести один-единственный вопрос «Считаете ли вы, что защита и охрана озера Байкал от негативных воздействий (в том числе трансграничных) должна быть приоритетом государственной политики Бурятии?». В дальнейшем формулировка может претерпеть изменения, но инициаторы надеются, что депутаты прислушаются к голосу народа и поддержат их предложение.

- Антропогенное воздействие на Байкал нарастает с каждым годом: на наших глазах происходит снижение уровня воды в озере, нашествие китайских туристов, на крупнейшем притоке озера планируется строительство монгольских ГЭС. Поскольку референдум – высшая форма волеизъявления граждан, то в случае положительного ответа на предлагаемый нами вопрос все проекты и программы, касающиеся озера, в обязательном порядке должны будут способствовать его защите от любых негативных воздействий с любой стороны государственной границы, – рассказала известный эколог Наталья Тумуреева.

По её словам, катализатором идеи о референдуме стали общественные слушания по проектам монгольских ГЭС, которые прошли в Бурятии в марте. Тогда  против строительства любых плотин на притоках Селенги в Монголии высказалось более 2300 человек. Активность, с которой люди принимали участие в слушаниях, продемонстрировала:  Байкал нуждается в максимальной защите от внутренних и внешних посягательств, отмечает Наталья Тумуреева.

«Это бред»

Лидер общественной организации «Новая энергия» Иван Логинов раскритиковал идею вынести вопрос о защите священного озера на всеобщее голосование.

- Референдум – это бред. Он ничего не решит, а лишь заорганизует и без того труднейший путь борьбы. Хватит мусолить тему – надо брать и действовать. Наша задача в том, чтобы каждый житель понимал проблему и действовал против строительства ГЭС. На референдум никто не придёт – люди придут на выборы. Они поставят галочку ради галочки, плюс ещё партии и политики напиарятся на халяву, – написал он на своей странице в Facebook. – ГЭС – абсолютно реальная и серьёзная проблема, её надо решать вместе! Не позволяйте смешивать очередные выборы с нашим будущим, нашей землёй, нашим Байкалом! Никакие референдумы не спасут Байкал, только мы с вами спасём!

Иван Логинов пояснил infpol.ru: деятельность «Новой энергии» против ГЭС не имеет никакого отношения к политике, однако «некоторые люди пытаются пропиариться на этом и заработать политические очки».

- Я считаю, что это очень непорядочно, – подчеркнул он, а позднее в разговоре с ИА «Regnum» отметил, что референдум может «превратиться в игрища между политическими группировками».

- Дело в том, что эколог Наталья Тумуреева, зарегистрировавшая в избирательной комиссии Бурятии ходатайство о проведении референдума, является представителем партии «Яблоко», она – оппозиционер. Грядут выборы главы Бурятии, где оппозиционеры будут использовать эту тему в качестве своего выборного козыря. Более того, если и проводить референдум, то это надо делать в Иркутской области, и в Забайкальском крае, – пояснил общественник свою позицию.

«Шутовской театр хорош, но в меру»

Мы поинтересовались, что думает по поводу заявления лидера «Новой энергии» сама Наталья Тумуреева

- В инициативную группу по проведению референдума вошли люди, которые занимаются этой проблемой на профессиональном уровне. Это 20 человек и у всех разные политические взгляды. Среди них есть представители ОНФ, так что выборы здесь не при чём, – отметила она.

По мнению эколога, в вопросе сохранения Байкала следует объединить усилия. 

- Нужно работать вместе, если это им действительно надо, а не делиться на хороших общественников и плохих, лояльных к власти экологов и не очень. Если эти молодые люди не понимают, зачем нужен референдум, это печально, но не критично, – подчеркнула Наталья Тумуреева. – А ещё советую им почитать закон. Референдум – это не ещё одна бумажка, а высшая мера волеизъявления граждан. И пусть уж каждый занимается своим делом: мы – защитой Байкала на профессиональном уровне, а «Новая энергия» – разукрашиванием города и обклеиванием маршруток, хотя красоты городу это тоже не добавляет. 

В интервью ИА «Regnum» она указала на ещё один принципиальный момент.

- «Новая энергия» занимается защитой Байкала от ГЭС два месяца, а мы ведём этот проект пять лет. Поймите, что Монголия не сама приехала к нам со слушаниями, это тоже часть нашей работы. Не было бы слушаний, уже давно был бы готов проект и началось строительство, – отметила эколог и напомнила, что о слушаниях, которые проходили в Бурятии, активисты даже не знали.

В соцсетях заявление лидера «Новой энергии» прокомментировал и коллега Натальи Тумуреевой – известный учёный, председатель комиссии Общественной палаты Бурятии по экологии и природопользованию Евгений Кислов.

- Мальчики-мажоры решили поиграть в экологов и поучают тех, кто занимается экологией давно и профессионально. Шутовской театр хорош, но в меру, – написал он на своей странице в Facebook.

«Чьи бабки осваивают ребятки?»

Отметим, Иван Логинов изначально заявлял, что возглавляемая им организация не имеет никакого отношения к политике.

- Это новое движение, оно политически никак не крашено, не имеет отношения к грантам. Наша основная цель – разбудить республику. Может быть, ранее мы не имели никакого отношения к экологии, но сейчас собрались вместе против общей проблемы – строительства ГЭС в Монголии, – рассказал он  «Московскому комсомольцу в Бурятии».

Однако общественность республики, специалисты, да  и представители СМИ убеждены в обратном. Так, некоторые пользователи Бурнета полагают, что «Новая энергия» – не что иное, как проект республиканских властей, созданный по инициативе правительства и им же финансируемый. Есть и другие версии, кто может выступать в качестве «спонсора», но в том, что ребята работают на благо Байкала небескорыстно, многие жители Бурятии уже не сомневаются.

Так, любопытную историю поведала в соцсетях известный журналист Соелма Сандакдоржиева.

- Еду на днях в маршрутке – садятся два довольно-таки юных товарища: барышня с планшетом для бумаг в руках и молодой человек с несколькими брошюрами.  - «А что, когда будут бабки?», – спрашивает он. – «Ну ты же видел, народу много, всем не успеваем выплатить». – «Но ты вот тут подпись свою поставь», – протягивает ему планшет.  Я краем глаза подсматриваю в бумаги, а там логотип, название и реквизиты «Новой энергии», которая с недавних пор активно «защищает» Байкал, – рассказала она в Facebook. –  Вопрос – чьи бабки осваивают ребятки?

«Я к этому готов»

В «Новой энергии», в свою очередь, от финансирования «со стороны» открестились.

- Мы настойчиво движемся к своей цели. «Новая энергия» привлекает внимание к строительству ГЭС на Селенге, чтобы донести до каждого: это гибельный проект. Очевидно, что своей деятельностью мы раздражаем и будем раздражать отдельных граждан. Я к этому готов и меня не беспокоят обвинения в неискренности наших помыслов, – говорит Иван Логинов. – Нас никто не финансирует и мы представляем исключительно своё личное мнение.

По его словам, организация никак не связана ни с правительством, ни с и. о. главы региона Алексеем Цыденовым.

-  Мы открыты для диалога. Много с кем встречаемся и пытаемся убедить сотрудничать. Вот с депутатом Госдумы от ЛДПР Юрием Волковым говорили. Цель, которую мы поставили перед собой, невозможно достичь в одиночку. Если нужно, будем встречаться, говорить со всеми неравнодушными. Но и политики в вопросах защиты Байкала быть не должно, – считает Логинов.

Кто хочет разыграть «политическую карту» на проблемах священного озера и насколько вообще обоснованы обвинения молодых общественников  – вопрос пока риторический. Между тем, комиссия Всемирного банка уже приступила  к работе в Байкальском регионе. Специалисты организации намерены изучить экологические риски, связанные с возможным строительством ГЭС на Селенге и двух её притоках. Они планируют встретиться с представителями научного сообщества, общественности, малых народов, фермерами и рыбаками в Бурятии и Иркутской области. Затем комиссия направится в Монголию.

Леса и монастыри под водой

Учёные неоднократно рассказывали о рисках, которые несёт строительство ГЭС в Монголии. Так, по мнению профессора, начальника российской части совместной российско-монгольской комплексной биологической экспедиции РАН и АНМ (СРМКБЭ) Петра Гунина, возведение плотин может повлиять на усиление сейсмичности территории. По его словам, по долине Селенги проходит тектонический разлом, и ранее там уже наблюдались землетрясения – в 10 и 11 баллов. Кроме того, в зоне предполагаемого «затопления» находится около 300 тысяч га восстановленного леса. Это чрезвычайно сложный эксперимент, который был реализован в Монголии ещё в советское время. Теперь же зелёные насаждения могут оказаться под угрозой уничтожения.

- Вложенные средства и силы будут погублены, затопление леса, в свою очередь, пагубно отразится на экологии региона, – отмечал Пётр Гунин.

На территории будущих подтоплений находятся также посевные площади твёрдых сортов пшеницы. К чему приведёт их изъятие из хозяйственного оборота – неизвестно. А ещё там расположены памятники культуры периода Тюркского каганата и семь крупнейших буддийских монастырей.

О возможных рисках неоднократно рассказывал и известный эколог, директор «Бурятского регионального отделения по Байкалу» Сергей Шапхаев.  

- Байкал, как известно, находится в Байкальской рифтовой зоне, которая продолжается до озера Хубсугул в Монголии. И все эти ГЭС попадают в эту сейсмоопасную зону. Сильные землетрясения, которые случаются время от времени, могут привести к разрушению плотин, и пойдёт динамическая волна прорыва. Есть предварительные расчёты. Это будет как цунами. Вал воды смоет все прибрежные населённые пункты на территориях Монголии и Бурятии и дойдёт до Улан-Удэ, – предупреждал в сентябре эколог. – Мы бы очень хотели, чтобы монголы сделали более точные расчёты за счёт денег Всемирного банка или китайцев. Естественно, ничего хорошего не будет, если такой вал воды «придёт» в Байкал. Такого ещё не случалось.

Пострадают, по его словам, не только люди, но и само озеро. По мнению директора научно-исследовательского центра биологии Иркутского государственного университета (ИГУ), доктора биологических наук Максима Тимофеева, формирование  водохранилищ  приведёт к затоплению огромных территорий. В итоге сотни кубокилометров почвы попадут в озеро.

Альтернативные варианты

Кроме того, иркутские учёные отмечают: монгольские проекты основываются на разработках советских учёных 70-80 годов, пишет портал «Бабр.ру».

- Водохранилище планируют создать на недостаточно изученной территории, где расположены скотомогильники. Их  наполнение водой в зависимости от уровня водности Селенги, который постоянно колеблется, может занять около четырёх лет, причём сток главного притока Байкала в весенне-летние периоды может быть полностью остановлен, что вызовет экологические проблемы в России, – пишет издание. – Завершить исследования российские учёные планируют осенью этого года. Они также рекомендуют монгольской стороне рассмотреть и другие способы получения электроэнергии.

Отметим, ранее с такой же идеей выступали специалисты из Бурятии.  Альтернативные варианты даже начали готовить в Минэнерго. Пойдёт ли на уступки Монголия – сказать сложно. По словам экологов, с осени 2014 года в стране заработала настоящая «пропагандистская машина» в поддержку возведения ГЭС, которые обеспечат энергонезависимость соседнего государства.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях