буддизм
5325

Братья по духу, вере и языку (часть 2)

Путевые заметки корреспондента infpol.ru из Калмыкии

Фото автора

Цветение тюльпанов

Калмыцкая степь за год дважды покрывается зеленой травой (весной и осенью), а в апреле – восхитительным тюльпановым ковром до самого горизонта. И чтобы увидеть эту редкую красоту,сюда ежегодно приезжают туристы. Но далеко не всем везет:очень сложно угадать, в какое именно время –в середине или в конце апреля зацветут дикие тюльпаны. К тому же период их цветения длится всего 7-10 дней!

Но нам повезло! Приехав в Калмыкию 16 апреля, мы на завтра же отправились в степь. И всего в нескольких километрах от Элисты наткнулись на тюльпановые поля. О том, что именно здесь они зацвели, наш калмыцкий друг Владимир Очиров издали определил по машинам, стоявшим на обочине дороги и людям, бродившим по степи…

Мы направляемся к ним. Вначале тюльпаны появились небольшими кучками, затем постепенно их стало больше, и вот перед нами степь, покрытая божественной красоты шальюиз красных тюльпанов! Солнце весело играет на нейзолотистыми лучами, кругом пьянящий аромат степи!

Здесь, в Калмыкии, растут три видадиких тюльпанов. Вначалезацветают белые, чуть позднее желтые, а в завершение – красные – тюльпаны Геснера (Шренка). Местные жители говорят, что лет 25-30 назад цветочные поля начинались сразу за чертой города, да и сама Элиста утопала в тюльпанах. И цвели они тогда намного дольше – дней 20.

– Тюльпаны срывать нельзя, – предупреждает наш друг. – Они занесены в Красную книгу. Но люди не понимают, какой вред им наносят, и нещадно срывают.

Для того, чтобы привлечь внимание общественности к этой проблеме,воспитывать у населения экологическую культуру, несколько лет назад в Калмыкии задумали Фестиваль тюльпанов. С годами этот весенний праздник стал своего рода брендом республики, на который съезжаются гости из разных городов России и зарубежья.На фестивале кроме цветения тюльпанов в специально отведенном месте можно увидеть калмыцкийхотон-стоянку со стойбищами верблюдов, овец и лошадей, насладиться состязаниями по национальным видам спорта, отведать блюда калмыцкой кухни, услышать горловое пение, купить сувениры. Мероприятие проводится силами Министерства культуры и туризма Калмыкии, преследует не только экологические цели, но и пропаганду, популяризацию калмыцкого национального искусства,видов спорта, и что не менее актуально – повышение туристической и инвестиционной привлекательности республики. И это у них получается вполне успешно.

Но как я уже писала выше, угадать, когда именно в апреле зацветут тюльпаны, очень сложно. И в этом году организаторам Фестиваля не повезло – тюльпаны к 23 апреля, к началу праздника, увы, отцвели, и проводили они его без них…

Зато у тех, ктоне смог увидеть тюльпановую красоту, есть шанс в Калмыкии насладитьсялетомдругой, не менее потрясающей. В июле здесь по побережью Каспиярасцветает другой дивный, священный для буддистов цветок – лотос.

Одинокое дерево в степи

В этот же день нам довелось увидеть и прикоснуться к другому чуду природы. Отъехав от тюльпановых полей километров семьдесят, мы увидели в бескрайней калмыцкой степи одинокое могучее дерево. Поднявшийся ветер яростно развевал многочисленные ленточки и хадаки, повязанные вокруг него, неподалеку белел ряд буддийских ступ.

Когда мы подъехали к дереву, застали довольно большую группу людей. Несколько молодых семей с детьми неспешно делали ритуальный обход, молились, совершали подношения. Некоторые затем шли к источникам, протекающимрядом. Нам сказали, что онихороши при заживлении ран, болезнях суставов, желудка.

Издали люди рядом с могучим деревом казались карликами. Впечатляли не только его огромный рост – более 15 метров, густая крона, уходящая далеко в небо, но и необхватный широченный ствол – около полутора метров! Мы благоговейно прижались к нему! И показалось, что дерево-великан щедро поделилосьс нами своей неземной силой: мы неожиданно почувствовали удивительную легкость!

Этому гиганту более 160 лет. Существует много легенд, откуда он появился в этих степях. По одной из самых распространенных, буддийский монах Пурдаш-багши в начале 20 века вернулся из паломничества в Тибет с семенем дерева в надрезе дорожного посоха. От него и взошло оно. А наши калмыцкие друзья нам рассказали другую легенду. Согласно ей, этот тополь посадили калмыцкие воины, уходившие на войну с Наполеоном, на прощание с родной землей…

В калмыцкой степи, где не увидишь даже кустика, одинокое могучее дерево смотрится как нечто неземное, мистическое, будто ветвистая огромная крона имеет связь с космосом, небесными силами. Говорят, место под ним давно облюбовали буддисты, которые специально приезжают сюда медитировать.

Священное дерево Калмыкии относится к памятнику природы регионального значения и включено в систему особо охраняемых территорий.

Монгольские чабаны в Калмыкии

Назавтра нам посчастливилось съездить в гости к чабану Охину, чьих верблюдов мы видели по дороге из Астрахани в Элисту. Оказалось, что он родом из Убсунурского аймака Монголии, где проживают в основном дербеты, соплеменники калмыков. А пригласил его сюда работать по контракту директор здешнегокрупного и передового племенного завода «Кировский» Бадма Гаряев. Он встретил нас на трассе в представительном джипе и поехал вперед, показывая нам дорогу.

Оказалось, что Охин с женой Тогтох живут степи в кибитках (юртах), что уже непривычно для местных животноводов – те давно переселились в кирпичные дома. Вначале нас встретил большой табун лошадей арабской породы, затем ближе к юртам – верблюды, стоящиев загоне. Выяснилось, что чабаны их специально не выгнали в степь с остальными, чтобы мы могли посмотреть на них. 

– Мы, калмыки, к сожалению, уже разучились ухаживать за верблюдами, – говорит Бадма Гаряев. – Не знаем, как их доить, арканить и т.д. Поэтому я не первый раз нанимаю на работу наших дербетов из Монголии и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, чтобы они помогли нам возродить утерянное искусство традиционного скотоводства.

Охин с женой приехали в эти степи недавно. Перевезли их калмыки на КАМАЗе со всем нехитрым скарбом: мебелью, посудой, одеждой. Нас, гостей,ожидали в большойпросторной юрте, где был накрыт стол с дымящимся мясом – бараниной. Угостили вначале соленым калмыцким чаем, затем – по обычаю молочной водкой – тарасуном.

– Нравится нам здесь жить, работать, – улыбается Охин. – Тепло здесь, трава растет два раза в год – в мае и сентябре. Поэтому и скот тучнее, и мясо вкусное. Не надо кочевать с летника на зимник –живем все время в одном месте. Да и спокойно тут, хотя вокруг много волков. Но до сих пор пока они нас не тревожили.

С хозяйкой Тогтох я сходила в юрту, где они проживают. Внутри нее такое же убранство как и в любой монгольской: разделена она на женскую и мужскую половины, посредине печь, на которой большой чан. В нем обычно хозяйка собирает молоко и варит вкуснуюурмэ (пенку). Тогтох по обычаю усадила меня, гостью, на левую сторону юрты, подала пиалу с молочным напитком – тараком. Разговорились. Оказывается, у них четверо детей, все они сейчас в соседнем селе – живут в интернате. Понемногу осваивают русский язык.

Оказалось, что таких животноводческих точек как эта, в племзаводе «Кировский» около 40. Общее поголовье овец: калмыцкой, грозненской и каракульской пород, а также породы советский меринос составляет почти 45000 голов. Также насчитывается около 3 тысяч КРС калмыцкой породы, более тысячи лошадей калмыцкой, донской, буденновской, карачаевской, кабардинской, арабской, кушумской, чистокровно английских пород… Хозяйство постоянно выставляет скакунов на республиканских, всероссийских состязаниях, завоевывая призовые места. Особая гордость племзавода – 500 верблюдов, костяк которых составляет самая крупная в мире порода «Калмыцкий бактриан».

Болеедвадцати лет, начиная с тяжелых 90-х, возглавляет племзавод «Кировский» Бадма Гаряев, заслуженный работник РФ, кандидат сельскохозяйственных наук.Под его руководством хозяйство целенаправленно выращивает и реализует четыре основных видов скота, которые пришли с калмыками на берега Волги из Джунгарии 400 лет назад.

– Несмотря на очень тяжелые годы в жизни нашего народа мы стараемся свой скот не только сберечь, но и приумножить, – говорит Бадма Есинович.  – Сегодня наш племзаводхорошо знают в России. К нам приезжают покупать лошадей, овец, коров калмыцкой породы из Бурятии, в частности, из Курумканского и Закаменского районов, также из Иркутска, Воронежа, Перми, Саратова и других городов.

О том, что скот калмыцкой породы ценится, я знаю давно. Его действительно закупают хозяйства Бурятии, Аги. Отличается онвысокой приспособляемостью к суровым климатическим условиям, крепкой конституцией и высокой продуктивностью. Что немаловажно, скот может круглый год содержаться без помещения.

В племзаводе «Кировский» успешно занимаются селекционно-племенной работой.  Здесь, к примеру, несколько лет назадвывели породу калмыцкой курдючной овцы, которая много лет была в забвении. Эти аборигенные животные считаются самыми крупными в России, отличаются способностью откладывать большой объем жира. Известныдлинными ногами, благодаря которым легко передвигаются на большие расстояния, причем их копыта меньше вытаптывают пастбища чем овцы других пород.. Но главная ценность калмыцких курдючных овец в том, что они не поедают растения до корней, а откусывают их верхнюю часть, отличаясь «экологичностью»…

В племхозяйстве недавно начали выращивать и яков, животных,необычных для калмыков. Они легко адаптировались здесь, а привлекли многими качествами, в том числе молоком, обладающим хорошим вкусом. Оказывается, масло, приготовленное из него, хорошо хранится, имеет приятный аромат. В планах у племзавода возродить калмыцкую породу коз…

Племенные хозяйства республики, которых здесь около 70, ежегодно участвуют в Российской выставке «Золотая осень», на которой демонстрируются лучшие отечественные породы животных. В прошлом году калмыки с этого главного аграрного события года вернулись с 13 золотыми медалями и 1 серебрянной. На выставке хозяйства заключили договоры о сотрудничестве с руководителями хозяйств из разных уголков страны, расширяя рынок сбыта своей продукции.

Кстати, в конце мая в Элисте традиционно состоялась очередная XVII Российская выставка племенных овец, которую проводят Министерство сельского хозяйства РФ и правительство Калмыкии под эгидой Национального союза овцеводов. В выставке ежегодно принимают участие представители ведущих хозяйств Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Калмыкии, Ставропольского и Краснодарского краев и др., в рамках ее проходят семинары, научно-практические конференции, показательные выступления стригалей, скачки и т.д.

Животноводство – ведущая отрасль

По поголовью овец республика занимает 2 место в России, насчитывая более 2, 4 млн. головво всех категориях хозяйств.Хозяйства тут держат большие отары. К примеру, в 2015 годув племенном хозяйстве «Улан-Хееч» насчитывалось более 50 тыс. голов овец, в СПК ПЗ «Первомайский» – 35,5 тыс., СПК им. Ю.А.Гагарина – 30 тыс.  и т.д.

Что касается поголовья КРС мясного направления, то здесь Калмыкия занимает 1 место в России. В 2015 году в хозяйствах содержалось более 553 тыс. голов.

У Калмыкии сегодня как и у Монголии главный капитал, бренд –мясо, которое позиционируется как калмыцкое мраморное, экологически чистое. Его особенно ценят гурманы. Говорят, в Дубаи в почете халяльная калмыцкая баранина.

Поскольку в республике не развита мясоперерабатывающая промышленность, Калмыкия выступает как поставщик сырья. Она готова обеспечить мясом Москву и другие регионы, но в силу разных независящих от нее причин у нас на российском рынке по-прежнему доминирует аргентинское, сербское и другое импортное мясо…А между тем весь интернет пестрит объявлениями калмыков, что они готовы поставить его в любых объемах.

Крупнейший буддийский хурул в Европе

Главный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (БурхБагшиналтнсюме) мы посетили в самый первый день приезда в Калмыкию – привезли с собой хадаки и спешили туда, чтобы поднести их божествам. Храммы увидели еще издалека. Монументальный, высотой более 60 метров, он возвышался в самом центре Элисты и в лучах солнца смотрелся особенно величественно. Перед воротами хуруластояло несколько больших автобусов, а во дворе сновали группы туристов с гидами. Оказалось, что сегодня, в субботу, как и в воскресенье, хурулоткрытдля туристов.В основном они были из соседних регионов: Краснодарского края, Ростовской, Астраханской областей, Москвы. Тут стоит сказать, что храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» участвовал три года назад в нашумевшем всенародном голосовании «Россия-10», выявлявшем популярные символы России, и стал очень известным среди туристов.

Он построен в 2005 году, через год после приезда в Калмыкию Далай-ламы XIV. Духовный лидер буддистов тогда освятил место будущего храма, а калмыки, вдохновленные встречей с Его Святейшеством, которому много лет отказывают в визе в Россию, построили хурул в рекордно короткие сроки – за 9 месяцев. Как рассказали наши друзья, поднимали его всем миром, а руководил строительством сам президент республики К. Илюмжинов.

На территории хурула вначале нас встретила статуя Цагаан Авы (Белого старца), хозяина земли. За ним сразу началась длинная высокая лестница в храм. Войдя, в прихожей мы неожиданно увидели ряды обуви. Оказалось, в Калмыкии во всех хурулах принято разуваться и заходить босиком. Для женщин, пришедших в брюках, а не в юбке или платье, как положено, имеются накидки, которые можно повязать на бедро.   

Вначале мы прошли в главный молельный зал. Здесь засталигруппы туристов, которые с интересом разглядывали расписанные буддийскими сюжетами стены, слушали гидов, некоторые из них молча сидели на ковре, пытаясь поймать удовольствие… Тут же женщины-миряне делали уборку, вытирали пыль. 9-метровая статуя Будды вся в позолоте восседала на возвышении, недалеко от нее стоял трон Далай-ламы XIV и стеклянная пагода с одеждой Его Святейшества.

Помолившись, мы спустились в цокольный этаж, где также были туристы. Здесь оказались буддийская библиотека и музей, огромный конференц-зал вместимостью около 500 человек. Ламы, астрологи и тибетские врачи, как выяснили, ведут прием на третьем этаже, на четвертом расположена резиденция главы буддистов Калмыкии ТэлоТулкуРинпоче, а еще выше – резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV, которая ждет его приезда. На самом верхнем, седьмом уровне находятся комнаты для медитации монахов.

На территории хурула особенно впечатлили 17 величественных пагод, расположенных вокруг основного храма. Под ними на возвышении восседали великие буддийские учителя Шантидева, Нагарджуна и другие. По периметру ограды стояли белоснежные ступы. Все воздвигнуто очень добротно и с размахом, блестит и сверкает. Во дворе также увидели много женщин, которые убирались, высаживали цветы.

В этот же день мы посетили другой дацан –Сэкюсенсюме, расположенный на окраине города. Но сюда горожане ходят не так часто из-за отдаленности. Между тем именно здесь в 2004 году давал учение Далай-лама XIV. По воспоминаниям знакомых, в день его визита был ужасный ветер, шел мокрый снег, но здесь, возле дацана, собралось на встречу более 50 тысяч верующих. Они приехали отовсюду, стояли продрогшие, но, созерцая своего духовного Учителя, плакали от счастья…

Этнохотон «Бумбинорн»

В дни нашего пребывания в Элисте проходила Неделя туризма, и нам удалось попасть на открытие этнохотона «Бумбинорн», стилизованного калмыцкого поселения. Парк «Дружба» встретил нас белеющими рядами нарядных кибиток (юрт), которые наверху замыкала большая ханская юрта диаметром в 12 метров. На праздник собралось много народу, в том числе и туристы, профессиональные и самодеятельные коллективы. На открытии этнохотонавыступили глава республики А. Орлов, министр культуры Х. Эльбиков,ламы освятили воздвигнутую здесьбуддийскую ступу, далее состоялись театрализованные выступления, концерт. Здесь же была развернута выставка уникальных предметов культуры и быта калмыков, шла продажа товаров местных умельцев, предлагались блюда национальной кухни. Отныне «Бумбинорн» будет работать постоянно и призван стать туристической достопримечательностью столицы. Известно, что на его строительство было затрачено более 4 млн рублей. Подумалось, хорошо бы и у нас в Улан-Удэ открыть нечто подобное в одном из парков…

Назавтра нас пригласили на выступление 500 домбристов, но мы, увы, уезжали. По словам друзей, это очень зрелищное и красивое мероприятие – на территории Центрального хурула учащиеся и педагоги школ искусств, музыкальных школ, самодеятельные и профессиональные коллективы сборным оркестром исполняют на домбре произведения калмыцких композиторов. Как высказался прессеШаджи-лама, к 2020 году они планируют собрать уже… 1000 домбристов. Эта масштабная акция, призванная возродить интерес к национальным музыкальным инструментам, национальной одежде и музыке, особенно среди молодежи, привлекает большое количество туристов.

Калмыцкая кухня

Калмыки, уже несколько столетий живущие далеко от своей исторической родины, удивительным образом сумели сохранить свою самобытность, в том числе и национальную кухню и традиции. В этом мы убедились сразу, как заехали по дороге в Элисту в обычное придорожное кафе. В меню его оказались баранина бухэлеор с картошкой и бульоном (маханшультоган),  суп из внутренностей ягненка (дотур), бёрики (похожи на пельмени), мучные боовы (борцоки), блюда из калмыцкой мраморной говядины, которые благополучно перекочевали на наш стол. Но больше всего на меня произвел впечатление соленый чай с молоком. Если он в Монголии по-прежнему традиционный ежедневный напиток, то у нас, в Бурятии, причем соседствующей с ней, давно, увы, позабыт…

Когда подали чай, я сразу начала отпивать, но тут же пожалела о своей поспешности – наши калмыцкие друзья Владимир Очиров и Анатолий Кекеев, приподняв пиалы обеими руками, начали говорить приветствие-пожелание…

Такой соленый чай с молоком – джомба, оказалось, пьют каждый день не только в Калмыкии, но и на Кавказе, причем несколько столетий. Его так и называют все – «калмыцкий чай», варят из твердого плиточного чая, заправляют кроме молока и соли еще маслом и разными пряностями: перцем, мускатным орехом, лавровым листом, и даже кладут курдюк баранины. В итоге получается наваристый, питательный плотный напиток, который утоляет жажду, согревает в холод. Я его хорошо помню из детства.

Калмыцкий чай, в том числе и прекрасный сувенир для туристов, продается во всех магазинах Элисты.

Калмыцкий язык и молодежь

Сегодня старшее поколение калмыков больше всего беспокоят вопросы о том, как сохранить свою самобытность, как не раствориться в европейском и мусульманском мире. Удаленность от исторической родины, да и особое географическое положение: республика окружена такими крупными регионами, как Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская области, а с юга – республиками Кавказа, - во многом создают предпосылки для этого. К тому же калмыцкая молодежь в поисках работы все чаще уезжает в Москву, Питер или же за границу, гдесильна калмыцкая диаспора. Зато малонаселенная территория республики пополняется выходцами из Кавказа.

– Если так будет продолжаться, калмыков через несколько десятков лет останется совсем мало. «Случись какая-то национальная трагедия, вашим внукам и правнукам помочь будет некому, – сказал однажды нам отец, собрав всех трех сыновей, и велел, чтобы у каждого из нас было не меньше трех детей», – рассказал нам Заян Паняев свою семейную историю.

Ее мы услышали, когда ужинали у Заяна дома. Его супруга Елена держала на руках маленькую дочку, а старшие двое детей отдыхали в своих комнатах…

Среди тех, кто живет и работает за границей, 27-летний Савр Очиров, сын нашего друга Владимира.

– Я сейчас в отпуске, приехал домой, – говорит он. – Работаю в туристической компании на Кипре. Перед тем как устроиться туда, специально набирался опыта в Москве в туристическом агентстве «Библиоглобус». Нравится работа, хочу подтянуть греческий, еще выучить итальянский… А так хорошо знаю английский зык.

Его троюродный брат Бадма Гильгиров, с которым они провожали нас до аэропорта в Минеральных Водах, 10 лет прожил в Москве. Учился до этого в  Таганрогском радиотехническом институте на факультете информационной безопасности, но, бросив учебу, уехал на заработки. Начинал сушистом в ресторане, потом устроился инженером, были и другие работы, а карьеру в российской столице завершил в креслегенерального директора компании «Старексгрупп», занимающейся автоматизацией бизнеса.

– В Москве чувствуется кризис, – говорит Бадма.  – Не так давно вернулся домой, занялся услугами шумоизоляции, бронирования автомобилей. Семью надо содержать – у меня трое детей.

По словам братьев, молодежь Элисты в свободное времяобычно выезжает в соседние города Волгоград, Астрахань, Ставрополь, до каждого из них примерно одинаковое расстояние - около 300 км. Там делают покупки в крупных торговых центрах, ходят в кино, театры.Отдыхать ездят чаще на Черное море: если утром рано выехать, то к обеду они уже там.

Как и многие молодые калмыкисегодня, оба не знают родного языка.

– Я так-то понимаю, говорил раньше в детстве, – говорит Бадма. – Но теперь планирую выучить. У нас при Центральном хуруле проводятся бесплатные 2-месячные курсы калмыцкого языка. А еще в Элисте бесплатно обучают калмыцкому танцу. Хочу научиться танцевать, пригодится.

… В дни нашего пребывания в Элисте состоялась церемония награждения победителей конкурса среди тех, кто посещал курсы калмыцкого и кому от 18 до 30 лет. Победителю были вручены ключи отмашины «Лада-Приора». На празднике перед собравшимися выступил глава республики с обращением о необходимости развития родного языка,  затем состоялся большой праздничный концерт.

«Мои длительные наблюдения за калмыками, серьезное творческое содружество с ними…  многочисленные пилотажные опросы создают впечатление быстро прогрессирующего национального самосознания калмыков. …такой прогресс в этническом самосознании в Российской Федерации наблюдается не более чем у пяти-шести народов. А у целого ряда народов, если судить объективно по итогам Всероссийской переписи, наблюдается тотальное падение этнического самосознания…» (из книги «Дети неба – Синие волки» Б.А. Бичеева).

Братья по духу, вере и языку [часть 1]

Автор: Октябрина Дамдинжапова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях