Общество
5053

Соелма Дагаева: «В СМИ здоровая конкуренция»

Пожалуй, впервые в новейшей истории Бурятии в газете «Номер один» вышло интервью с «конкурентом» - генеральным директором издательского дома «Информ Полис» Соелмой Дагаевой

- Соелма Баяртуевна, ну как Вы ощущаете себя у «конкурентов»?

- Я предпочитаю слово «коллеги». Мы работаем в одном информационном поле, и у нас почти одни и те же проблемы. И каждый по-своему развивает рынок, на котором «сидят» все СМИ. Помните времена, когда мы вместе вынуждены были печатать газеты в Иркутске? Чем больше независимых СМИ, тем лучше для общества и нас самих. Ведь был период, когда мы были почти одни из негосударственных газет в Бурятии. Всему учились сами, изучали бизнес-литературу, в том числе международные издания. И когда появилась газета «Номер один», было облегчение, что мы не одни, нас, независимых, становится больше. Ведь с одним негосударственным СМИ справиться легче.

Не секрет, что после выхода газет редакции просматривают статьи других журналистов, отмечают, что получилось лучше или хуже, чем у коллег. Так мы учимся друг у друга, перенимаем опыт и новинки. Иногда журналистов. И это нормально. Мы даже рады, что наши сотрудники, получив у нас опыт, так востребованы во всех пресс-службах и в других изданиях. К юбилею газеты мы даже проводили опрос среди наших бывших коллег. Забавно, что наши молодые журналисты и не знали, что в нашей редакции делали первые газетные шаги такие мастодонты, как Дмитрий Родионов, Евгений Хамаганов или Сергей Басаев. О том, что журналисты разных газет прекрасно общаются друг с другом, говорит последний факт. К 90-летию республики журналисты - выходцы из Еравны решили собрать деньги и оформить бесплатную подписку на три газеты – «Информ Полис», «Буряад Унэн» и «Ярууна» своим землякам – ветеранам войны и тыла. Причем это были журналисты из самых разных редакций, в том числе и вашей. Этот пример вдохновил и нас на подписку ветеранов в моем родном Мухоршибирском районе.

- Какова, на Ваш взгляд изнутри, ситуация на рынке печатных изданий в Бурятии? Мы сейчас переживаем время, когда все больше печатных изданий уходит в Интернет. Производство бумажных серьезных изданий требует серьезных затрат. Что советуете делать коллегам в такой ситуации?

- У нас своя типография «Новапринт», нам ли не знать о затратах на печать газет и журналов. Медиа-рынок нашей республики небольшой, но число игроков на поле электронных СМИ растет. А что касается появления новых сайтов, то есть два основных пути. Первый – самый легкий. Открыть сайт – агрегатор, то есть собирать в одном месте новости с других сайтов. Не надо содержать штат журналистов и фотографов. Второй путь труднее. Но мы с вами выбрали его, чтобы продолжать делать качественную журналистику, создавать собственные авторские тексты.

- Каким Вы видите будущее наших печатных изданий через пять лет?

- Они останутся. В Бурятии пока печатным журналам и газетам нечего опасаться. Сейчас онлайн и печатные издания не заменяют друг друга. Читатели старшего поколения и люди зрелого возраста говорят, что им нужны и тактильные ощущения от прессы - шелест страниц под пальцами, удобный формат. А молодое поколение берет новости в Интернете. Более того, за последние годы нам удалось «запустить» еще несколько печатных изданий, например газету бесплатных объявлений, журналы «Итоги», «Подарки», «Дом». «Комсомольскую правду в Бурятии» пришлось закрыть по определенным причинам. На опыте «Комсомольской правды» мы многому научились. При правильном осмыслении ошибки помогают формировать стратегию на будущее. Как говорится, неважно, сколько шишек ты набил. Шишки заживут, а опыт останется.

- Вы одни из первых начали делать электронную версию газеты, затем развили сайт. Трудно быть первопроходцем, подстраиваться под запросы читателей?

- Трудностей бояться не стоит. Мы вместе с читателями меняем наши СМИ. Нам тоже хочется быстро получать информацию в Интернете, узнавать подробности, читать комментарии, смотреть инфографику, видеосюжеты. Как и в газете, когда-то наш сайт старается учесть все интересы читателей, от детей до старшего поколения. И читатели, кстати, хорошо это восприняли – трафик вырос. Быстро меняющийся мир требует от нас способности быстро меняться. Когда начали работать над сайтом, столкнулись с тем, что не у всех газетчиков получается максимально быстро проверить и написать важную новость. Журналисты еженедельника привыкли день-два делать подробное описание события, рассказывать его предысторию, искать комментарии экспертов. Мы отправляли журналиста и директора сайта в Швецию, чтобы они посмотрели, как работают зарубежные коллеги. Появились видеосюжеты, видеопрограммы, онлайн-заметки. Неизменным остается одно – если описывается конфликт, то обязательно представлять обе стороны конфликта.

- Означает ли независимость обязательную оппозицию к власти?

- Конечно, нет. Я против того, чтобы СМИ вообще «играли» в оппозицию. Пресса - это зеркало нашей жизни, отражает то, что происходит. Как в поговорке – «нечего на зеркало пенять…». Вы, наверное, хорошо помните реакцию властей на вынужденный уход с поста министра соцзащиты Натальи Хамагановой. На этом настоял Павел Астахов, мы лишь озвучили его резкую оценку. В итоге виноватыми почему-то сделали СМИ. Или скандал с чиновниками, которых поймали на незаконном получении квартир. Мы стараемся дать слово всем участникам таких событий, говорим, что мы открыты любым мнениям. Другой вопрос, что чиновники, как правило, неохотно дают комментарии. Нам же главное, чтобы эти события волновали читателя. Ваша редакция тоже работает по этим правилам. Неслучайно наши два издания - лидеры среди республиканских СМИ. При этом у каждого - и у «Информ Полиса» и «Номер один» - свое собственное узнаваемое лицо.



- Общая для всех СМИ проблема – обвинения в «желтизне» или заказе материалов. Обычно в редакциях газет день выхода свежего номера превращается в прием звонков от недовольных героев статей или отзывов читателей.


- Отзывы читателей бывают чаще благодарными. Например, пенсионер, многодетный отец, который месяц ходил по разным конторам за несуществующей справкой о том, что все его дети живы. Якобы это надо было для награждения его супруги знаком «Мать-героиня». Представляете? Только после выхода статьи чиновники сами приехали к пожилым людям домой и оформили все бумаги за 15 минут. Об этом наш читатель, обратившийся за помощью, рассказывал со слезами. Но и к критике мы относимся конструктивно. Про «желтизну» отдельный разговор. «Желтой прессой» во всем мире принято называть издания, где публикуют непроверенные слухи, ничем не подтвержденные сенсации. Разве есть такое в СМИ Бурятии? Ну а когда политики злятся на журналистов, это даже хорошо. Значит, написано профессионально и объективно, а не подстраиваясь под политика. Когда он начинает обижаться и отказываться от комментариев, нам смешно. Политику СМИ нужнее, чем он нам. Исчезать из информационного поля невыгодно никому.

- Читатели часто ругаются, что в современных газетах слишком много рекламы. Что Вы отвечаете в таких случаях?

- Что это цена свободы слова. Если СМИ негосударственное, оно может выжить только благодаря рекламе. Например, если вам понравилась какая-то острая статья или публикация помогла озвучить ваши проблемы, не забывайте, что это благодаря и тому, что рядом напечатана реклама. Внешне никакой связи, но за деньги от рекламы журналисты могут выехать к читателям на интервью, ездить в командировки, обновлять технику и просто жить. Потом, в нашем издании всегда существовал принцип разделения коммерческой и редакционной части. Коммерческие материалы помечены знаками «на платной основе». Тогда читатель четко понимает, где настоящие новости и непредвзятые мнения, а где реклама.



- Проблема с кадрами тоже одинакова для всех редакций. В журналистику все чаще приходят случайные люди, грамотность у молодых выпускников журфака часто аховая. Как вы решаете кадровые проблемы?


- Вы правы. Мне очень понравилось высказывание вашего главного редактора Андрея Аносова о том, что входной билет в журналистику недорогой. Отсюда и обманчивое представление, что стать журналистом легко. Мы тоже сталкиваемся с тем, что многие начинающие журналисты имеют завышенные представления о своих возможностях, так называемую «звездную болезнь». Иногда проще научить с нуля, чем переучивать такого «специалиста». Поэтому когда мы берем журналиста или дизайнера, сначала проверяем основные знания человека по специальности, потом смотрим, как подходит человек по духу нашей редакции. Коллектив у нас в основном молодой, веселый и очень активный.

- Что самое лучшее в нашей работе, в издательском бизнесе?

 - Самое лучшее в нашей работе то, что ни один день не похож на другой. То, что мы в гуще событий. Во всей этой работе нравится в первую очередь именно то, что она живая.

Я горжусь тем, что издательский бизнес, которым мы с вами занимаемся, оказывает влияние на жизнь республики, что благодаря нашим и вашим статьям решаются какие-то проблемы с властью у простых людей, что к артистам приходят на концерты заинтересованные статьями зрители, оказывается помощь попавшим в беду больным детям…

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях