Общество
4073

В Улан-Удэ начали истреблять собак

Пока власти не могут решить вопрос с бродячими животными, проблема превращается в войну между людьми и собаками

Они умирали в страшных конвульсиях, пытаясь подняться, жалобно скулили и забрызгивали снег отравленной пищей, которой их «угостили» неизвестные… Эта страшная картина предстала на прошлой неделе перед жителями 102-го микрорайона. Окоченевшие тела собак лежали во дворе почти сутки.

Массовые потравы случились в эти дни по всему городу. Собак убивали на ПВЗ, Авиазаводе, Восточном, на Левом берегу и в центре города. Не пощадили даже питомцев частного приюта (подробная информация об этих ЧП уже была выложена на сайте infpol.ru).



Чьи вы, собаки?


Застарелая проблема бродячих собак недавно решалась на высшем уровне. И, как полагается у чиновников, они долго спорили, к кому же все-таки относятся бродячие животные. Если они республиканские, то ими должны заниматься службы, подчиняющиеся правительству РБ. Если городские – то мэрия.

Конечную точку в вопросе поставил глава РБ: по закону бродячие животные - это головная боль муниципалитета. Так определился статус собак: хоть и «беспаспортные», но улан-удэнские. Дальше этого дело не сдвинулось.

Не помогли даже принятые в прошлом году поправки в республиканский закон о содержании домашних животных. По ним проблему предполагалось решить цивилизованно: специализированные организации должны были подписать соглашение с городскими властями, строить вольеры, кормить и ухаживать за отловленными животными. Но гладко было на бумаге…

Недавние массовые убийства собак показали: раз власти не могут разрешить проблему бродячих животных, кто-то начал решать этот вопрос сам - жестоко и беспощадно. Редакция «Информ Полиса» попробовала разобраться в «собачьей проблеме» и выслушала мнение всех заинтересованных лиц.



Откуда они берутся?


Сотрудники кафедры биологии и зоологии Бурятского государственного университета уже несколько лет занимаются всесторонним изучением бродячих собак, в том числе их классификацией и психологией.

- Стаи пополняются двумя основными способами – за счет собак, которых выгнали из дома, и естественным размножением, – рассказывает завкафедрой, профессор Цыдыпжап Доржиев. – По наблюдениям, основную массу «беспризорников» составляют животные средних и крупных размеров, потому что мелкие породы, не приспособленные к таким условиям, как правило, погибают.



Почему они нападают?


Уличные собаки давно неотъемлемое звено экосистемы крупных городов. И «звено» очень опасное. Статистика неумолима: в период с 2004 по 2012 год количество пострадавших от укусов собак возросло в два раза..

В 2012 году в городской травмпункт №1 обратились 2064 пациента, подвергшихся нападениям животных. 774 человека (36,5%) в Октябрьском районе, 580

Любой биолог или кинолог скажет, что для атаки собаке нужен провоцирующий фактор. Вопреки стереотипам, чаще бездомных кусаются домашние псы, которых хозяева отпускают «порезвиться» на воле.

Обычно жертвами укусов становятся дети, женщины и люди преклонного возраста. Они больше остальных подвержены страху. Выброс адреналина собаки ощущают на подсознательном уровне, и это порождает ответную реакцию. К тому же дети не умеют сдерживать страх и ведут себя при встрече импульсивно – кричат, убегают.

Нередко объектом агрессии собак становятся люди, выгуливающие домашних питомцев. Пополнить список укушенных рискуют и граждане, чем-то отличающиеся от окружающих – походкой, манерой передвижения.

Жертвами могут стать пьяные и те, в чьем силуэте животные не могут разобраться. К этой группе относятся и инвалиды-колясочники. Животные нередко бросаются на велосипедистов, воспринимая их как «спортивную мишень». Распространенный случай – вторжение человека на территорию, «закрепленную» за стаей. К таким местам относятся гаражи, пустыри, дворы, парки, мусорные свалки. То есть все это так называемые «кормовые зоны».

Причиной агрессии может стать и незнакомый запах.

- Это биохимическая реакция, – отмечает Цыдыпжап Доржиев.

Некоторые запахи могут показаться им агрессивными. Не чужд «бродяжкам» и стайный инстинкт: если один из членов стаи начал лаять на прохожего, все остальные кинутся на помощь. А самка с щенятами опасна вдвойне. Нападение на человека может быть и неосознанным: чаще всего это происходит в период течки, когда у собак возрастает агрессивность.

Вопрос от читателя

«Возле дома живет большое количество бродячих собак. Моего ребенка уже несколько раз кусали собаки. В какие инстанции нам обращаться и как поступать в таких случаях?». Мария Баировна.

Отвечает адвокат Константин Хунгуреев:

- Вывозом бездомных собак занимается Комбинат по благоустройству Улан-Удэ (тел. 44-46-77). Если на обращение комбинат никак не отреагировал, то пишите жалобу в администрацию Улан-Удэ и в прокуратуру. Если вы письменно обращались в комбинат, то бездействие муниципальных служащих можете обжаловать суд.

На республиканском уровне проблемой бродячих животных занимается Управление ветеринарии республики, куда вы также можете обратиться за помощью и требовать от них принять меры по безопасности вас и вашего ребенка.

Смерть от укуса

«С момента инфицирования до первых симптомов обычно проходит от 10 дней до 2 месяцев. Иногда инкубационный период может сокращаться или удлиняться. Все зависит от тяжести ранений», – рассказывает Дина Дылыкова, заместитель главного врача городской поликлиники №1 по лечебной работе.

Если вы пострадали от нападения животного, необходимо немедленно обратиться к врачу. Специализированная помощь оказывается в Улан-Удэ в городском антирабическом кабинете МУЗ «Городская поликлиника №1». К счастью, бешенство пока минует республику. Последний случай был зарегистрирован более 30 лет назад.



Круговорот собак в природе


Регулирование численности бродячих животных осложняется тем, что в Бурятии до сих пор нет специального ведомства. Организации предпочитают перекладывать ответственность друг на друга. В результате с мая по октябрь 2011 года отлов собак на территории Улан-Удэ вовсе был приостановлен.

Сейчас этим занимаются бригады Комбината по благоустройству на основе заявок от организаций и жителей. Животных обычно вывозили за город, в район поселка Вахмистрово, и отпускали. По данным мэрии, за 9 месяцев 2012 года количество «депортированных» составило 11 000 животных. Только вот помогает ли такой вывоз?

- Собаки не будут терпеливо сидеть на месте в ожидании своей участи, – сказала нам Наталья Филиппова, сопредседатель РОО «Зоозащитники Бурятии». – Они вернутся назад. Это может происходить бесконечно долго и выльется в бесполезную трату бюджетных денег.



Миллионы на собак


В прошлом году власти вроде решили взяться за проблему серьезно. На отлов, стерилизацию, вакцинацию, а также строительство приютов для бездомных собак выделили около 9 млн рублей. Видимо, средств не хватило, поскольку увеличения числа приютов не произошло. Хотя попытки были. Как говорилось выше, в апреле 2012 года в республиканский Закон «О содержании и защите домашних животных» внесли поправки, согласно которым муниципальные образования должны были создавать специальные пункты передержки.

Животных должны были ловить и полгода содержать в спецприемниках.

Так, пункт передержки собак появился в поселке Силикатный. Но рассчитан он всего на двадцать особей. Изготовленные для них фанерные будки оказались непригодными: собаки замерзали. После визита специалистов Улан-Удэнской городской станции по борьбе с болезнями животных вынесено предписание о несоблюдении условий содержания животных. Этот пункт перестал работать.

Много говорили о стерилизации животных. Но, по словам зоозащитницы, с декабря 2012 по январь 2013 года кастрировали всего пять кобелей. Никаких других данных из Комбината по благоустройству города не поступало.



Таинственные дог-хантеры


Тем временем на улицы Улан-Удэ вышли дог-хантеры. Расправы над собаками приобрели невиданный размах. В прошлом году неизвестные отстреливали животных прямо на улицах и во дворах. В этом году собак стали травить. Власти уверяют, что во всем виноваты ненавистники животных. Но ведь смертельные препараты запрещены для свободной продажи.

Где же обычные люди их достают? Установить личность линчевателей пока не удается. Есть только определенные догадки. Стоит напомнить неизвестным убийцам о том, что физическое истребление популяции пользы не приносит. На уничтожение собаки обычно отвечают «демографическим» взрывом.

«Чумка» и унты

Для выхода из ситуации ученые предлагают комплексный подход.

- Вопрос, конечно, спорный и вызывает множество эмоций, – рассказывает Цыдыпжап Доржиев. – Но есть способы регулирования численности беспризорных собак, каждый из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны. Они были опробованы и за рубежом, и в России.

Ученые предлагают несколько вариантов: отлов, отстрел и распространение в стае инфекций, которые моментально «косят» животных, но не предоставляют угрозы для человека – например, «чумки».

По словам профессора, в некоторых странах собачий мех используют для пошива унтов. В целом, по мнению Цыдыпжапа Доржиева, проблему бродячих собак биологам, экологам и представителям власти нужно решать вместе.



Братья меньшие


Защитники прав животных отстрел и уж тем более пошив унтов из братьев наших меньших не приемлют в принципе.

- Над проблемой бродячих собак работаем с 2009 года. Уже направляли проект программы гуманного регулирования численности домашних животных в органы власти, – рассказывает Наталья Филиппова.

Благодаря деятельности зоозащитников были внесены поправки в республиканский закон. То есть идут медленные подвижки. Между тем уже сейчас отловленных собак девать некуда: все имеющиеся приюты переполнены и держатся на плаву только благодаря активистам. Вопрос о создании новых питомников упирается в недостаток финансирования.

- В закон о защите и содержании животных вносятся поправки, согласно которым полномочия передадут в республиканское ведомство. Возможно, что курирующей организацией станет Управление ветеринарии, – рассказывает Наталья Филиппова. - Это вселяет надежду, что проблему начнут решать.

 

Зоозащитники предлагают свои варианты.

- Для регулирования численности можно применять стерилизацию. И еще нужно строить питомники и приюты, – считает Наталья Филиппова.

То есть работать в рамках программы, давно разработанной местными защитниками животных. Однако на это потребуется 24 млн рублей. Согласятся ли с этой суммой власти? В том году прозвучало еще весьма дельное предложение: ввести штрафы для хозяев, которые бросают своих питомцев, а вырученные средства направить на поддержание приютов. Но эта инициатива не нашла поддержки.



Татьяна Родионова, Владимир Жапов, Леонид Актинов

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях