Общество
5108

Пригород: туда и обратно. Как работает маршрутный транспорт в Улан-Удэ

Журналисты «ИП» потратили четыре с половиной часа в ожидании микроавтобусов

Транспортная доступность - одна из главных проблем столицы Бурятии. Если с маршрутами в центральной части дела обстоят более-менее нормально, то жителям пригородов Улан-Удэ порой бывает ох как трудно.



Чужие на празднике жизни


Поселок Восточный, сотые кварталы, Исток… Достаточно ткнуть пальцем на карте в любой отдаленный микрорайон, как тут же выясняется, что его жители сталкиваются с утренними проблемами выезда на работу и вечерним возвращением домой. В прошлом номере «ИП» начальник городского Управления транспорта и связи Андрей Баскаков рассказал о некоторых путях разрешения транспортной ситуации в нашем городе.

 Однако там речь шла о ликвидации пробок. Спору нет, с ними надо бороться. Но в пылу борьбы с транспортным коллапсом на улицах Улан-Удэ не стоит забывать о проблеме поездок в пригороды.

Население города стремительно увеличивается. Прирост происходит за счет отдаленных микрорайонов, где можно купить землю, построить дом, приобрести недорогую квартиру и почувствовать себя настоящим горожанином. Почему почти? Потому что без нормального транспортного обслуживания человек себя полноценным городским жителем ощущать не может.

 Возьмем те же праздники, вечерние шоу и фестивали, которые так часто проводятся в центре города. К сожалению, они не для большинства «отдалёнщиков», которые боятся опоздать на свои малочисленные и редко появляющиеся автобусы. Чужие они на этом празднике жизни. Потому что это чревато тем, что до дома придется добираться или пешком, или на такси.

Последний вариант весьма накладен: стоит назвать водителю такси конечный пункт поездки, как у того в глазах начинают «отщелкивать монеты». Поэтому на «тачках» особо и не разъездишься.

Жалоб от читателей редакция получает немало. Это и вынудило нас провести эксперимент по поводу того, насколько сложно выехать и вернуться в отдаленный микрорайон Улан-Удэ. Ради чистоты эксперимента мы проверили три варианта: утро, день и вечер.

Раннее утро в Истоке

Поселок Исток. Задача корреспондента максимально быстро добраться из этого левобережного поселка до центра. Учитывая, что здесь работают всего два маршрута – 33 и 46, выходим к остановке пораньше. Как нас предупредили, в утренние часы выехать из Истока сложно даже с конечной. Так и оказалось. Первый же подъехавший микроавтобус народ буквально атакует, даже не опасаясь оказаться сбитым. Бросаются наперерез.

Кстати, не так давно здесь был случай, когда женщина оказалась под колесами. Но об этом уже забыли… С ужасом наблюдаем, как люди буквально лезут через головы впереди стоящих. Если ты слаб, стар или слишком молод, стоять тебе на «конечке» придется долго. А утренний морозец тем временем весьма неслабо пощипывает.

Еще один микроавтобус. И опять все повторяется – люди с силой отталкивают друг друга. То и дело слышны маты, хорошо хоть кулаки в ход не пускают! И это на конечной! На что надеются люди на промежуточных остановках, просто непонятно… Время идет, к началу рабочего дня мы уже явно не успеваем. Поэтому при виде очередного подъехавшего микроавтобуса активно лезем вперед, даже не обращая внимания на номер маршрута. Главное – уехать!

В конце концов цель достигнута, мы – в салоне. Отметим, что людей забилось гораздо больше положенного, но водители смотрят на это сквозь пальцы. Интересно, что такой ажиотаж наблюдается только в «час пик». После 9.00 в Истоке становится пустынно, а на конечной выстраивается целая колонна микроавтобусов.

- Перевозчики не соблюдают график движения, - в один голос говорят возмущенные жители поселка.

Смотрим на часы. Время, которое пришлось потратить на поездку в до центра города, составило 1 ч. 30 мин. По словам местных жителей, утренняя поездка – это еще ничто по сравнению с вечером, когда дорога домой превращается в настоящий экшн. Сесть на общественный транспорт, начиная с остановок «Саяны» и «Октябрь», после 17.00 просто нереально. Людям приходится ехать в кварталы и ПВЗ, чтобы там пересесть на свой маршрут.

День. Машзавод. «Ждем автобуса по 40 минут»

Другой болевой точкой города является поселок Авиазавод. Кто-то там простаивает на остановке по полчаса, другие добираются с пересадками. Об этом рассказала 64-летняя Светлана Петровна, для которой каждая поездка превращается в настоящее испытание.

- Я обычно сажусь на остановке «Перекресток». Там у нас ходит только 54-й автобус. И мы, жители улиц Заиграевская и Краснодонская, ждем его по 30 - 40 минут. Большинство маршруток проходит мимо нашей остановки заполненными. В выходные вообще только 2 – 3 машины идут. Представьте, как ждать в морозы! – рассказала отчаявшаяся пожилая женщина.

По словам Светланы Петровны, можно уехать с остановок «Баня» или «Восточный», но до них нужно дойти. Путь неблизкий, особенно если в руках тяжелая сумка. Тем не менее зачастую приходится идти. Сначала до «Бани», там сесть на «тройку», а потом уже на Зеленхозе пересаживаться.

- Сделали ли бы конечную маршрута №54 у нас на «Перекрестке», а не на Восточном. Ведь там и так много автобусов проходит… Или 40-й маршрут от Зеленхоза до нас продлили, тогда мы бы смогли нормально до города добираться, - высказала пожелания Светлана Петровна.

Вечер. «Куда пойти, куда податься?»

Вечернюю часть мы решили сделать из центра города, откуда, по легенде, корреспондент должен добраться до 102-го микрорайона. Задача казалась простой. Из центра в сотые микрорайоны движутся сразу три маршрута: №№40, 80 и 92. Начинаем с 40-го. Ближайшая остановка – улица Кирова.

18.10. На остановке толпа народа.

Успокаивает то, что не все же они ждут 40-й! Начинаем зорко вглядываться в сторону остановки «Советская», откуда должен появиться заветный микроавтобус. Наконец, с горки в нашу сторону летит автобус, «во лбу которого» горит заветная цифра 40. Но останавливаться он явно не намерен – машина ловко уворачивается от голосующих и, не сбавляя скорости, уносится в сторону Центрального рынка. Когда автобус проезжал рядом, было видно, что народу там, словно тихоокеанской селедки в бочке.

18.30. Маршрут №40 ходит часто, в этом мы убедились быстро. За 20 минут ожидания мимо промчался еще один. но останавливаться также не стал. Как объяснили стоящие на остановке люди, в «сороковой» забиваются еще на Элеваторе и Октябре. Между прочим, многие уезжающие из центра, оказывается, сначала едут на Октябрь или даже на ПВЗ, а потом пересаживаются на 40-й, следующий в обратном направлении. В итоге поездка оборачивается двойной переплатой. Но что делать… К тому же 30 рублей все-таки не 200, которые требуют таксисты.

18.40. На улице довольно морозно, и это нервирует. Еще больше злит, что 40-й подъезжал и даже останавливался. Но там было всего одно место. А желающих «взгромоздиться» человек 10. В итоге на место «залезли» сразу трое. Водитель возражал, но на него цыкнули. Мы обратили внимание на рацию, в которую шофер произнес: «На Кирова народ». Маршрут радиофицирован, и водители часто координируют свои действия. После сигнала о том, что в центре города скопились люди, на остановку должен примчаться свободный автобус, стоящий «на подхвате».

18.45. И он действительно пришел. Но и народу за 5 минут прибавилось. Поэтому залезли в него самые сильные и ловкие. Нас в их числе не оказались. Ожидание 40-го стало нервировать, и мы отправились на другую остановку, где проходит маршрут №92.

19.00. Площадь Революции. Мимо то и дело проносятся 37-е, 29-е, 97-е и даже 129-е. 92-го нет.

19.15. Потихоньку начинаем замерзать. Появляется мысль – а не воспользоваться ли маршрутом №28? Правда, на нем можно доехать только до «Прямой», а там надо пересаживаться. Но… гоним эту мысль прочь. Редакционная легенда жестка – мы можем использовать только 15 рублей. Одна поездка - один маршрут.

Около 19.30 92-й появляется. Но так же, как и 40-й, делает «финт ушами». То бишь объезжает остановку и пассажиров не берет. Переполнен.

19.40. Площадь Революции становится непривлекательной. Может, стоит пройти повыше, где микроавтобусы еще не такие переполненные? Поэтому двигаемся в сторону площади Советов. Там мощный транспортный узел, глядишь, что-нибудь и подвернется.

20.00. Нам крупно повезло. К остановке подъехал редкий «гость» – маршрут №80. Совершенно пустой. В него-то мы и сели. Отметим, что повезло только нам – тем, кто направлялся в 102-й микрорайон. Те, что ехали в 113-й, остались на остановке. Маршрут №80 не для них.

20.15. Мы в 102-м квартале. Эксперимент завершен. Чтобы добраться до точки, нам потребовалось более двух часов. Справедливости ради отметим, что, по словам жителей микрорайона, иногда они тратят времени на возвращение домой меньше. Но только в том случае, если им крупно повезло или они ехали с пересадками. Однако часто бывает так, что ожидание затягивается на часы.

«Ждем больших автобусов»

С вопросом, как решается проблема транспортной доступности отдаленных микрорайонов Улан-Удэ, мы обратились к начальнику Управления транспорта и связи администрации города Андрею Баскакову. Как заявил чиновник, проблема отдаленных микрорайонов остро стоит только в «пиковые» часы. И этот вопрос вроде начинает решаться.

- В «часы пик» по отдаленным маршрутам будут направляться большие автобусы. Но в остальное время там вполне хватит и микроавтобусов. То есть там будет применяться дифференцированный подход, - заверил на чиновник. - В первую очередь это коснется левобережной части Советского района и Истока, а также Стеклозавода и сотых кварталов. Понятно, что по направлению на Лысогорскую мы не сможем завести большие автобусы - там слишком узкие улицы и есть вопросы по безопасности пассажиров. Также необходима оптимизация системы пассажирских перевозок. Поэтому в течение 2013 года будет внесена корректировка по совмещению маршрутов. Предполагается объединить рентабельный и нерентабельный маршруты в одних руках. Бригадир должен контролировать равное количество перевозчиков на обоих маршрутах без ущерба для всех пассажиров.

 Если говорить в целом, то решить транспортную проблему Улан-Удэ можно. В качестве первоочередной меры стоит задача обновления пассажирского транспорта по программе софинансирования. Больше половины затрат готов взять федеральный бюджет и не менее 20% – республиканский, а оставшуюся сумму даст муниципалитет. Программа обновления рассчитана на три года.

Сегодня парк автобусов большой вместимости требует замены 100 единиц. Уже в этом году предполагается закупить 25 автобусов. Рассматривается и предложение о закупке пассажирской техники в лизинг.

Вот такую оптимистичную информацию озвучил представитель мэрии. Ждем больших автобусов. А пока многих из нас по-прежнему ждут холодные остановки и редкие автобусы.

Владимир Жапов, Татьяна Зинченко, Леонид Актинов.

Фото Марка Агнора.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях