Общество
10883

Что ждет жильцов многоквартирных домов после 1 июля?

В пресс-центре «Комсомольской правды» прошел «круглый стол» на тему энергосбережения и повышения энергоэффективности. О том, как реализуется закон, рассказали специалисты

До 1 июля приборы учета должны стоять в каждом доме и в каждой квартире. Об этом заявляют представители органов государственной и муниципальной власти, ресурсоснабжающих организаций, предприятий жилищно-коммунальной сферы и организаций, занимающихся монтажом, введением в эксплуатацию и обслуживанием приборов учета. Однако осознание возможности не переплачивать за тепло, воду и свет пока что не доходит до многих собственников. Оснащенность приборами учета оставляет желать лучшего, о чем с досадой говорят специалисты.

Кузьмина.jpg

Так, по словам начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства Комитета городского хозяйства администрации Улан-Удэ Татьяны Кузьминой, жильцы многоквартирных домов воспринимают установку общедомовых приборов в штыки, ошибочно полагая, что платить за места общего пользования не нужно.

- На сегодня все объекты социально-бюджетной сферы города оснащены приборами учета. Приборы отопления, водоснабжения и электроснабжения установлены на 260 объектах жилого фонда. Но, проводя встречи с жителями, мы нередко наталкиваемся на непонимание: люди считают, что, если у них уже стоят индивидуальные приборы учета, им не нужен общедомовой прибор. Никто не хочет платить за места общего пользования в доме - подъезд, крышу, лестничную площадку. Ведь платить нужно за все ресурсы, которые потребляем в доме, а не только за свою квартиру. Многие люди уже ставят в подъездах осветительные приборы, экономящие энергию, например, лампы с датчиками на движение. Все новое жилье, которое сегодня сдается, уже не принимается в эксплуатацию без приборов учета - это одно из обязательных условий закона, - говорит Татьяна Кузьмина.

Коркин.jpg

Первый заместитель министра строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Евгений Коркин считает, что наше общество пока еще не готово и не научено грамотно экономить:

- Основная проблема сегодня - установка приборов учета в многоквартирных жилых домах. Причины разные: отрицание понятия общедомовой собственности, а также недобросовестное отношение к ресурсам - их воровство и нежелание платить. Получается, добросовестный плательщик платит и за себя, и «за того парня». Еще один вопрос - старые дома, в которых проблемные, засоренные внутренние сети. Жителю проще поставить воду на слив в зимнее время, чем заменить или хотя бы промыть батарею. Выходит, человек тратит ресурсы, за которые не платит, ведь общедомового счетчика нет. Каждый десятый дом в Улан-Удэ потребляет воды больше, чем по нормативу. Так что приборы обязаны появиться и общедомовые, и индивидуальные. В коммунальной же квартире - один на всю квартиру. Тогда логика закона выстроится. Пока что мы к этому не пришли. Когда человек понимает, что у него счетчик, он начинает экономить и, соответственно, меньше платить. Я заметил, что у продавцов в магазинах бытовой техники при покупке стиральной машины мало кто спрашивает про класс ее энергоэффективности. А стоило бы поинтересоваться ее мощностью, сколько воды она потребляет, подогревает ли воду или нет. Или, если вы пьете чай два раза в день, зачем вам чайник, который нужно всякий раз включать? Разве не лучше чайник-термос?

Если я не хочу устанавливать счетчик…

Как говорит Евгений Коркин, если жильцы добровольно не установят приборы до 1 июля, то уже завтра приходит ресурсоснабжающая организация и устанавливает их «в одностороннем порядке» и уже по своему тарифу, как правило, в два раза дороже. В этом случае ресурсоснабжающая организация, поставив прибор, должна найти ответственного по дому с тем, чтобы он расписался в акте, в котором платежи по установке делятся на всех жителей. Первая строчка - текущая оплата, вторая - оплата прибора.

Кстати, специалисты напоминают: при выборе ресурсоснабжающей организации необходимо знать, с кем заключать договор. Фирма должна быть солидной, зарекомендовавшей себя. Она самостоятельно должна обеспечить техническими условиями, опломбировать и поставить на коммерческий учет. Если к вам пришел «специалист» и предложил поставить прибор, а на завтра сходить и поставить его на учет, стоит насторожиться. Компании, которая просит 100% предоплаты еще до продажи и монтажа, также доверять нельзя!

Сколько стоит прибор учета?

Максимова.jpg

По словам начальника абонентского отдела ООО «Байкальские коммунальные системы» Юлии Максимовой, один счетчик стоит от полутора тысяч рублей. Но, как правило, в квартире должно быть 2 - 4 прибора, поэтому для жильцов предусмотрены рассрочка и скидки.

- Сегодня мы заключили соглашения с несколькими подрядными организациями на установку приборов. В соглашении оговорены сроки рассрочки для граждан, которые не хотят или не могут заплатить за прибор, в том числе рассрочки по долгам за коммунальные услуги. Для пенсионеров предусмотрена скидка. Нужно просто обратиться к нам. Мы гарантируем правильность установки, ведь работаем с подрядчиками не один год, - отмечает Юлия Максимова.

По словам специалиста, очередная проблема в Улан-Удэ - около семи тысяч квартир с «нулевой» пропиской.

- Эти квартиры сдаются в аренду нескольким, иногда даже десяти людям, которые там не прописаны, но фактически потребляют ресурсы. При отсутствии приборов учета мы начисляем по количеству зарегистрированных в квартире жильцов. Поэтому хотелось бы, чтобы управляющие компании актировали такие квартиры и передавали сведения нам, - говорит Юлия Максимова.

Что такое энергетический паспорт?

Меженов.jpg

Об особенностях энергоаудита рассказывает начальник отдела по развитию топливного комплекса и энергосберегающей политики Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия Владимир Меженов:

- Энергосбережение - составная часть культуры общества. На сегодня установлен крайний срок для проведения энергетического обследования - 1 января 2013 года. Для полного энергоаудита в республиканских учреждениях необходимо около 56 млн. рублей, часть суммы найдена и первые мероприятия уже начались. Именно с обследования в идеале должно начинаться энергосбережение. Результатом становится энергетический паспорт, который позволит составить конкретную программу энергосбережения для каждого учреждения. Для выявления потерь энергоаудит проводится в холодное время.

Бородин.jpg

Чтобы избежать потерь тепла или электричества, управляющей организации желательно принять к сведению те рекомендации, которые даются в специальном паспорте после аудита. Подробнее об этом рассказал заместитель генерального директора по техническим вопросам ОАО «Бурятэнергосбыт» Виталий Бородин:

- При проведении энергоаудита мы выдаем паспорт с практическими рекомендациями - какие работы необходимо провести, чтобы сэкономить энергию. Но некоторые управляющие организации не хотят получать этот паспорт, чтобы не тратиться. Стоит запомнить, что это рекомендации, а не требования. Ведь аудиты проводятся не для галочки, они должны носить функциональный характер - экономить ресурсы. Чтобы экономить, нужно вкладываться.

За теплопотери надо платить!

Дымбрылов.jpg

Об этом говорит генеральный директор ООО «Теплоком-Восток» Борис Дымбрылов:

- Хочется отметить, что люди, не установившие теплосчетчики, платят за утечки - начиная от ТЭЦ и до внутридомовой - по нормативам. Те же, кто установил счетчик, платят только за теплопотерю внутри дома. Но платить так или иначе надо. Если по электроэнергии сегодня нормативы заниженные, то по отоплению - завышенные. По нашему опыту в домах, где мы установили общедомовые счетчики тепла, экономия за один только год составила 30%. Проблема состоит в том, что собственники не верят управляющей компании и представителям ресурсоснабжающей организации. Хотя выгода здесь очевидна. Многие компании идут навстречу жильцам и предоставляют рассрочку. Настораживать должна компания, которая просит 100% предоплаты еще до продажи и монтажа. Мы же предлагаем, как правило, 30% предоплаты, а уже 70% – после окончательного монтажа.

Шаршин.jpg

О технических особенностях и разнице между теплосчетчиком и регулирующей аппаратурой рассказывает генеральный директор ООО «Теплоприбор-Монтаж» Олег Гаршин:

- Как известно, сам теплосчетчик не экономит, а показывает, сколько потреблено энергии по факту. Регулирующий же клапан нагоняет нужную температуру, затем клапан закрывается и энергия таким образом экономится. Думаю, мы к этому со временем придем - будем вместе со счетчиками устанавливать регулирующую аппаратуру. Хотелось бы напомнить собственникам, что нельзя верить компаниям, приходящим к вам в дом и предлагающим установить приборы по дешевке. Лучше зайти в Интернет, найти реально существующие компании или обратиться к инспекторам ТГК-14. Они знают все компании «в лицо» и могут порекомендовать фирму.

Тимофеев.jpg

Генеральный директор ООО «Аквастиль» Александр Тимофеев утверждает, что у автоматизированных тепловых пунктов, которые повсеместно устанавливаются, есть один минус:

- Если каждый дом будет оснащен таким пунктом, то возникнут проблемы с теплоэлектроцентралью. Ведь датчик висит на улице и реагирует на изменения температуры. И если, например, днем теплеет, он автоматически закрывает клапан. ТЭЦ не может так быстро реагировать, да и котельное оборудование так дергать нельзя. Так что этот вопрос очень важный. Сейчас идет повальная установка таких пунктов, элеваторы скоро заменит автоматика.

Ганькин.jpg

Заместитель директора Республиканского некоммерческого партнерства «Центр поддержки ТСЖ и УО» Алексей Ганькин рассказал об опыте установки и использования приборов учета:

- В старых домах, прошедших капитальный ремонт, и новостройках уже установлены приборы учета, имеется экономия, элементы энергосервиса в них давно внедрены. Что касается электроэнергии, то она расходуется на общедомовые нужды: освещение, лифты. Есть большие потери электроэнергии в сетях, часто от нагрева проводов. Получается, при установке общедомовых приборов учета мы теряем электроэнергию, практически в ноль выйдем по воде и что-то сэкономим на тепле. Поэтому заинтересованности в экономическом смысле у собственников сегодня нет. Мы должны знать, за что мы платим. Так что приборы ставить необходимо, выхода нет.

Шехин.jpg

По словам заместителя генерального директора ООО «Теплоарматура» Юрия Шехина, экономия от эксплуатации приборов есть, и неплохая. Их компания установила теплосчетчик в своем здании. Единственная проблема управляющей компании - сбор средств. В своем доме на собрании жильцов Юрий Шехин пытался убедить их в необходимости приборов учета. Но люди не верят и боятся, говорит он.

Гурулева.jpg

Своим опытом работы с собственниками и подрядчиками поделилась директор УК «ЭКВИСС-5» Надежда Гурулева:

- Один наш дом на Цивилева попал в руки аферистов в 2012 году. Собственники собрали деньги на установку теплоприборов, все средства отдали выбранной подрядной организации. До сих пор жильцы судятся и не могут вернуть свои деньги. После этого мы решили повторно провести собрание с представителями нескольких подрядных организаций, чтобы жители узнали, какие цены есть. В итоге жильцы не стали выбирать организацию, предлагающую низкую цену. И договор с подрядчиками уже заключала наша компания, а не сами жители. Собственники сдали 50% средств, а для тех, кто не заплатил, мы сделали рассрочку на 4 месяца. Основная проблема - проводить собрания, т.к. люди не проявляют инициативу и интерес. Многим даже 50 рублей заплатить трудно.

Рантаров.jpg

Директор УК «Паритет Плюс» Дансаран Рантаров уверен, что собственники не идут на установку счетчиков из-за низкой осведомленности о них:

- На собраниях очень сложно объяснить жильцам все выгоды, которые приносит эксплуатация приборов. Люди не доверяют, хотя по приборам учета можно обращаться в управляющие компании, спрашивать, интересоваться, они ведь всегда рядом.

По словам Дансарана Рантарова, собственники должны собирать средства сами, сформировав свою инициативную группу или выбрав старшего по дому, и только после этого платить.

Между тем до крайнего срока установки приборов учета осталось всего четыре месяца. Переплачивать или экономить - дело собственников, но счетчики тепла, электричества и воды должны заработать в каждом доме.

Основные тезисы «круглого стола»:

— Установить приборы учета необходимо до 1 июля 2012 года. Это касается как индивидуальных, так и общедомовых счетчиков. Мероприятия должны быть проведены ресурсоснабжающими организациями в течение года - до 1 июля 2013 года.

— Если собственник не устанавливает прибор до указанного срока, то на следующий день уже ресурсоснабжающая организация занимается его установкой по завышенной цене.

— При выборе же ресурсоснабжающей организации необходимо знать, с кем заключаешь договор, предупреждают специалисты: фирма должна быть солидной, зарекомендовавшей себя. Она самостоятельно должна обеспечить техническими условиями, опломбировать и поставить на коммерческий учет ваш прибор. Компании, которая просит 100% предоплаты еще до продажи и монтажа, доверять нельзя!

— За места общего пользования в доме - подъезд, крышу, лестничную площадку - тоже нужно платить!

Вопрос от читателя:

- Арбитражный суд Бурятии признал ОАО «Бурятэнергосбыт» банкротом. А жители продолжают платить за электроэнергию. Почему?

Юлия, пользователь сайта www.infpol.ru

Виталий Бородин, заместитель генерального директора по техническим вопросам ОАО «Бурятэнергосбыт»:

- Это дезинформация, банкротом «Бурятэнергосбыт» никто не признавал. В суд поступило заявление о признании его несостоятельным должником. Судебное заседание назначено на 3 апреля. Сумма, которая фигурировала в исковом заявлении, была оплачена на следующий день. Поэтому сомнений в платежеспособности «Бурятэнергосбыта» возникать не должно.

- Я купил квартиру в многоквартирном доме, где уже были установлены тепло- и водосчетчики, зарегистрированные в ТГК и «Водоканале». Когда был ремонт, строители сняли счетчики и выбросили. Сейчас организации с меня требуют показания счетчиков. Что делать?

Игорь, пользователь сайта www.infpol.ru

Евгений Коркин, первый заместитель министра строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия:

- При установке счетчики пломбируются. Так что, если пломба нарушается или прибор ломается, человек обязан платить по нормативам. У вас два варианта - ставить заново или платить по нормативам. Но изначально вам стоило сообщить в энергоснабжающую организацию о демонтаже прибора учета. А вообще переживать не стоит - когда показания впервые не поступают, все насчитывается автоматически. Другой вопрос, если хочется платить меньше, лучше установить прибор.

Теплоприбор-монтаж.jpg

ТеплокомВосток.jpg

Теплоарматура.jpg

Аквастиль.jpg

Фото Марка АГНОРА

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях