В Улан-Удэ стали часто запускаться необычные виды бизнеса. И есть один, с которым мы хотим вас познакомить.  

Вы когда-нибудь пробовали на вкус мясо краба или ели креветку «ботан»? Если нет, то предпринимательница Анна Карпова познакомит вас с многообразием и неповторимым вкусом морских деликатесов.

До открытия необычного бизнеса Анна росла в спортивной семье, занималась художественной гимнастикой, покоряла вершины фитнеса в тренерской деятельности. В силу рода занятий сложились  предпочтения  в правильном питании и качественных продуктах, поэтому заказывала рыбу  у  проверенных поставщиков. Будучи в декрете, в одном из магазинов города услышала, как покупательница была недовольна качеством икры. Анна предложила женщине попробовать икру, которую она заказывала для себя. Так у будущей предпринимательницы появился первый постоянный покупатель не из числа друзей и знакомых. Близкие люди уже давно рекомендовали ей открыть небольшое дело, и только в тот день Анна серьезно задумалась о своем бизнесе.

От доставки до магазина

О первых вложенных в бизнес деньгах девушка вспоминает с ностальгией.

- Заказ оформили четыре человека на общую сумму 25 тысяч рублей. Так как объем закупки был небольшой, цена немного кусалась, - рассказывает Анна Карпова и добавляет: – Отправной точкой можно назвать декабрь 2016 года. Название магазина возникло сразу - Mr&MrsFish, именно так нас с мужем называли друзья. Начали с доставки. Продукт дорогой, и мы не знали, пойдет ли такой товар в Улан-Удэ. Если в Иркутске я точно могла сказать, что людям это интересно, то в Улан-Удэ это можно было понять, только начав работу.

Буквально 3 - 4 месяца Анна с супругом работали на доставку. К лету решили открыть магазин. Искали место, соответствующее СанПиНу и другим требованиям. Было решено искать помещение с местом для продавца, складом. Подобрали его в Железнодорожном районе, площадь всего 20 кв.м. Конечно, был соблазн взять павильончик: и оплата дешевле, и мобильность повыше. Однако такой вариант не подходил. Как оказалось, павильоны,  которые им предлагали, были в ненадлежащем состоянии: везде ржавчина и плесень. Да и аренда неоправданно высокая.

- Многие сейчас берут павильоны, но в них нет самого главного – воды. А продукты не могут продаваться без воды, в частности, морепродукты. Продавцу надо мыть руки, перчатки должны быть постоянно чистые. На полу должна лежать плитка. Все должно обрабатываться водой, - перечисляет некоторые требования Анна Карпова. - В принципе место оказалось удобным: с парковкой, на первой линии, где ходит общественный транспорт. Но иногда все же приходится объяснять, где находится наш магазин, - продолжает Анна и уже серьезно отмечает: - Открывать рыбный бизнес в Бурятии казалось рискованным делом: как в «мясном крае» будут востребованы морепродукты? Но мы решились. Так появились поставщики с Дальнего Востока, Камчатки и  Сахалина. Продукция поставляется в рефрижераторе или самолетом еженедельно небольшими партиями.

Надо доверять и делегировать

Отметим, что Анна со своей семьей сейчас живет в Иркутске. Вы спросите, как управлять своим делом, не находясь на месте? Руководить можно и дистанционно, но при этом быть полностью вовлеченным в бизнес-процессы. Девушке это прекрасно удается. Помог длительный опыт управления танцевальным коллективом в комитете культуры города Улан-Удэ.

- Я приверженец того, что людям надо доверять. Если правильно распределяешь обязанности среди работников, все проходит достаточно гладко. Вплоть до того, что ты просто позвонил, и люди выполнили поставленную задачу, - улыбается Анна и добавляет: - Конечно, мы часто приезжаем в Улан-Удэ, в среднем каждые 2 - 3 недели. Оставлять бизнес полностью без контроля всё равно нельзя.

Как формируется спрос в Иркутске и  Улан-Удэ

Об открытии точки в Иркутске Анна пока не задумывается, только сравнивает бизнес-подходы.

- В Улан-Удэ щепетильнее относятся к рекламе и оформлению помещения. Видеоролики и фотографии подаются более интересно. У нас люди больше, наверное, заточены на успех и популярность. В Иркутске по-другому и, по-моему, немного проще. Если продукт качественный, люди купят его в любом случае. У наших же людей менталитет другой: помимо качественного продукта, должна быть красивая подача. Много нюансов. Я не знаю, плохо это или хорошо, но это повышает требования к себе, а значит, ты развиваешься дальше, - считает бизнесвумен.

Вдохновение от бабушки

Кстати, оформлением и продвижением групп в социальных сетях Анна занимается сама.

- Вдохновение черпаю от своей бабушки Валентины Алексеевны, которая работала шеф-поваром. И я видела, как  готовилось, украшалось, как все кипело, шипело, подавалось. Это, наверное, детская фантазия воплотилась в фотографиях, - делится она.

Отметим, в социальных сетях на группы moreprodukt_03 и Mr&Mrs Fish подписано свыше 10 000 человек. В своих постах предпринимательница делится рецептами блюд из морепродуктов, рассказывает об их полезных свойствах, общается с подписчиками.

Рыба тоже мясо?

Покупателями морепродуктов являются люди разных возрастов и материального положения.

- Кто-то хочет попробовать определенный продукт, кто-то выбирает по цене, кто-то просто хочет на праздник необычно накрыть стол. Были случаи, когда на юбилей накрывали стол, оформляли фуршеты, свадьбы, - перечисляет девушка.

Помимо крабов, креветок и деликатесов, в магазине есть и простая рыба: минтай, камбала, селедка.

Например, в магазине Mr&MrsFish камбала не как везде белая, а желтобрюхая. Она вкуснее, чем обычная белая, и в разы больше.

- В моей отрасли только один минус: в том, что мясо в Бурятии любят больше, - смеется Анна.

Дело не в цене

В долгосрочных планах запустить большой профессиональный рыбный магазин. Однако его открытие будет зависеть от спроса покупателей.

Сейчас стоит задача научить людей питаться хорошими продуктами. Не стоит задача заработать миллионы

- Хорошие креветки - это дорогое удовольствие, но кто пробует, тот чувствует разницу и остается приверженцем настоящих и свежих морепродуктов. Я надеюсь, что мы в скором времени достигнем новых высот, сможем привозить живые морепродукты, - говорит девушка и поясняет: - На самом деле устрица не столь дорогой продукт, дело в транспортировке. Она должна содержаться в бассейне при определенной температуре и солевом балансе. Мы пытались ее транспортировать, но пока условия не созданы, устриц заморозили при транспортировке, и мы их просто утилизировали. Точно так же с крабом. Пока в Улан-Удэ доставить живого краба нереально. Это технологический процесс. Вплоть до того, с какого места краб вылавливается, оттуда вода и берется. Они к этому очень чувствительны.

  • ИП Карпова объединяет магазин «Морские деликатесы», паблики в соцсетях moreprodukt_03 и Mr&Mrs Fish
  • Первые вложения в бизнес: 25 тысяч рублей
  • Средний чек: 1 000 – 1 500 рублей
  • Сотрудничество с курьерской службой доставки. Пока это выгоднее, чем наем сотрудника