Под ее руководством развиваются 4 вида бизнеса: два интернет-магазина, посуточная аренда квартир и продажа бурятской стилизованной одежды «Хусэн».

 - Я занимаюсь интернет-магазином одежды с 12 лет. Мотивацией послужило желание заработать на карманные расходы самостоятельно. Связалась с поставщиком из Китая и стала перепродавать бижутерию своим близким подругам, - рассказывает Елена.

Когда заказы стали стабильными, девочка открыла группу в сети «ВКонтакте». На тот момент подобных интернет-магазинов практически не было и конкуренция особо не чувствовалась. Обычным делом было без особой рекламы в день получить 10 заказов.

- Сперва я накидывала 100% накрутки. Но цена получалась по-прежнему низкой. Многие даже не верили, почему так дешево. Позже стала накручивать до 500%, - призналась юная предпринимательница и отметила: - Лучше всего покупали бижутерию и чехлы для айфонов. Они просто разлетались.

После этого Елена попробовала помочь родителям сдать пустующую квартиру. И ей это удалось. Аренда на сутки оправдала себя в несколько раз. Теперь семья «держит» 7 квартир по городу, которые постоянно сдаются.

Где ловит инсайты?

Год назад Елена начала посещать бизнес-школу «Поколение будущего».

- Я часто хожу на тренинги по бизнесу и маркетингу. И какие-то идеи и инсайты черпаю именно там, - отмечает она.

В рамках этого обучения был объявлен конкурс с главным призом - поездкой в летний лагерь «Океан». Она запросто обошла других ребят, несмотря на то что многие давно посещали бизнес-школу и умели грамотно составлять бизнес-проекты.

В лагере «Океан» обучение навыкам предпринимательства было продолжено, и уже в июле она почувствовала, что хочет делиться знаниями и опытом со своими сверстниками.

- У многих детей нет ни малейшего представления о предпринимательстве. Когда я поделилась опытом, увидела, что их глаза загорелись, они поверили в свои силы, - говорит Елена Цыренова. - Сейчас я веду два проекта: помогаю на начальной стадии запуска бизнеса девочек 14 и 16 лет, даю советы, консультирую их по основам бизнеса.

Этим же летом она защитила проект по социальному предпринимательству на фестивале «Будущее за нами!». Идея проекта заключалась в открытии интернет-магазина для пожилых людей с низкой стоимостью товаров. Елена признается, участие в подобных фестивалях позволяет ей раскрыться с неожиданной стороны и узнать много нового, что она может использовать на практике.

Но в то же время, она отмечает, многие бизнес-спикеры в Улан-Удэ дают настолько «изъеденный» алгоритм действий для бизнеса, что становится непонятно, почему они не могут подойти к делу с другого ракурса.

Орнамент для народа

Основной проект, которому она сегодня отдает много сил, называется «Хусэн». 

- Моя цель - продвинуть бурятскую культуру через использование бурятских орнаментов. Во время школьной олимпиады мы с подругой написали проект продажи одежды в бурятском стиле и решили его тут же реализовать, - рассказывает Елена.

Сначала девочки думали, что подобрать швейную машинку легко. Оказалось, этот бизнес несет большие первоначальные затраты.

- С подругой вначале думали, что вышивальная машинка будет стоить максимум 10 тысяч рублей. Оказалось, средняя машинка стоит около 100 тысяч рублей. Я нашла более подходящий вариант за 50 тысяч рублей. Думаю, сначала можно попробовать с ней работать, - говорит школьница.

По словам Елены, подходящее помещение подобрано, есть человек, который качественно делает вышивки в виде орнаментов. Но есть одна загвоздка. Случились проблемы с поставкой свитшотов на границе. И поставщик отказался нести дополнительные затраты. Сейчас девочка находится в поиске выхода из ситуации. Она взвешивает все за и против, просчитывает свои затраты и прибыль. К примеру, есть несколько выходов из ситуации: начать самим шить свитшоты, сотрудничать с местными интернет-магазинами или покупать их в торговых центрах Улан-Удэ. 

- Две кофты уже продала. Я заказала вышивку в ателье, а свитшот купила в одном из магазинов города. Однако накрутки практически не было, примерно 20%. Если заказывать такие же свитшоты в Китае, то накрутка будет 100%, как я и хотела, - размышляет Елена.

Созданный профиль в «Инстаграме» привлекает внимание многих покупателей. Каждый день ей пишут с просьбой оформить заказ.

- В короткое время я решу вопрос с поставщиком. Просто сейчас хочу найти более выгодные для себя условия и тогда начну принимать заказы, - отмечает Елена.

Со стоимостью, кстати, она уже определилась. Обычный свитшот с одной вышивкой стоит 2 700 рублей. Свитшоты с интересной выкройкой будут стоить дороже.

- Целевая аудитория - это уже не мои ровесники, а те, кому за 25 лет. Они имеют стабильный доход и хотят проявить свою индивидуальность, - говорит бизнес-вундеркинд.

Доход без вложений

У юной предпринимательницы уже созрела летняя бизнес-идея. Для ее реализации все готово, осталось только дождаться лета. Пока Елена не хочет раскрывать свои планы, так как считает, что нужно сначала сделать, а потом говорить.

- Считаю, лучше деньги делать из ничего. Бизнес с интернет-магазином я начала без единого вложения. Ни единой копейки не вложила, просто принимала по предоплате 50%. И деньги достаточно хорошие получила. Также важно вкладываться в постоянное образование, в планах погрузиться в изучение английского и китайского языков. Уже на практике убедилась, насколько это полезно, - подытожила свой рассказ Елена Цыренова.