Идея открыть цех по производству традиционного десерта из ягод пришла Андрею Горновскому и Александру Чапоргину в 2013 году. Строительство цеха в селе Хасурта Хоринского района велось на собственные скопленные средства предпринимателей. И продолжалось примерно год. Опытные образцы продукции удалось показать на выставке в конце 2014 года.

- Изначально хотели вести деятельность по сбору, заморозке и реализации ягоды. Но потом поняли, что все это уже лежит на полках магазинов. Тогда задумались о глубокой переработке. Эта идея показалась нам интереснее, - рассказывает генеральный директор ООО «Заря» Андрей Горновской и отмечает, в чем отличие их продукции: - В магазинах брусничное варенье везде есть, а голубичного нет. А ведь именно голубикой богата республика. К тому же мы разнообразили ассортимент джема, варенья и представляем его в миксовой теме.

Обеспечим вареньем

Для закупки технологического оборудования для производства джемов, установки для уваривания, дозатора и линии фасовки продукции понадобилась помощь районного Фонда по поддержке предпринимателей. По условиям займа, 480 тыс. рублей необходимо было погасить за год. Сейчас условия стали «теплее», и срок уплаты займа составляет три года.

- В самом начале компания производила 300 баночек в день. Сейчас как минимум 10 тысяч в месяц. Приемные пункты дикоросов находятся в Баунтовском, Еравнинском, Хоринском, Баргузинском и Кабанском районах республики. Налажены деловые контакты с технологами из Улан-Удэ и Новосибирска, - сказал бизнесмен.

Если со временем объемы увеличатся, а местные жители не будут справляться с поставками, есть вероятность, что придется обращаться за сырьем в Новосибирск.

Препятствия для развития

Во время работы производственникам пришлось столкнуться и с рядом трудностей. Так, деловые партнеры предлагают картонные коробки только большими партиями. А банки нужной формы изготавливаются в Москве.

Продукция «Зари» реализуется под торговым брендом «Энергия леса». Компания обеспечила необходимыми объемами торговые сети Улан-Удэ. Однако, по словам предпринимателей, жители республики покупают продукцию редко.

- Местный рынок слабо реагирует. Сейчас одна из приоритетных задач -  «раскачать» внутренний рынок. Наверное, это даже важнее региональных и зарубежных связей, - отметил директор.

В стоимость продукции обязательно включаются транспортные расходы на покупку дикоросов. А это ох как немало!  Несмотря на некоторые затруднения, руководство компании решило пересмотреть стоимость баночки джема из дикоросов. И, возможно, в скором времени цена снизится. В свою очередь, спрос обычного населения на продукцию повысится.

Готовы к пиару?

Предприятие является постоянным участником различных выставок и презентаций. Созданы сайт (лендинг-пейдж) и страницы в соцсетях, представляющие ассортимент компании. И на этом пиар компании пока ограничен. Только изредка появляется реклама в СМИ. Предприниматель это объясняет тем, что сейчас важно выстроить линейку продукции, работать над качеством. Да и средств на рекламу пока не достаточно.

- Мы размещали небольшую рекламу в газете «Информ Полис». После этого было много звонков от людей старшего поколения. Мы только окрепли и думаю, у нас все впереди, - отметил роль рекламы Андрей Николаевич.

Несмотря на задачу приобрести узнаваемость в Бурятии, продуктами компании в последнее время интересуются торговые группы с Дальнего Востока, европейской части страны. Велись переговоры и с Японией.

В 2015 году сладости компании случайно попали в проект «Контрольная закупка Сибири». Джемы настолько понравились жюри, что продукция завоевала золотую медаль отборочного этапа межрегионального конкурса «Лучшие товары и услуги Сибири - 2015».

- Цех работает не в постоянном режиме, а по заказу. Наши пять сотрудниц круглогодично трудятся от души. Ягода хранится в холодильнике замороженная. Какой объем нужен, сразу готовят, - говорит Андрей Горновский.

Во всех джемах  присутствуют только натуральные ингредиенты без пищевых добавок. А термальная обработка для сохранения этих витаминов и микроэлементов происходит без кипячения.