Можно считаться хорошим толковым работником, даже незаменимым исполнителем. Но почему так мало управленцев, а еще меньше новаторов? И если ты руководитель, как действовать дальше? Как строить работу с персоналом так, чтобы твои подчиненные всегда были эффективны?

На эти вопросы поможет ответить история одного паренька, который сумел в короткий срок вырасти до руководителя интернет-магазина «Барис». А ведь карьера Александра Батоевича Балданова начиналась в юном возрасте с работы официантом, барменом, промоутером. Он даже успел поработать администратором ресторана и в сфере евроремонта.

Новатор в образовании

В период прохождения воинской службы молодой Александр в 2008 году увидел перспективу в развитии сферы мобильного электронного образования в средних общеобразовательных учреждениях.

- Бизнес заключался в мониторинге и систематизировании успеваемости в школах. Каждый день обрабатывались оценки учащихся и отправлялись родителям по СМС

Представьте себе, тогда в 2009 году Бурятия стала третьим регионом России, кто начал внедрять такую систему.

- В свои 22 года я не владел миллионами, чтобы создать свой сервер и содержать штат программистов

Я пошел по простому пути, обратился к местным операторам мобильной связи, - рассказывает Александр Балданов. - Сотрудничая с оператором, я узнал, как устроены CRM-система, СМС-рассылка. Написали программу для упрощенной работы с СМС-сервером. Добавил нужные пункты и смог в 2010 году взять на обслуживание три учреждения образования. И мы начали каждый день информировать родителей в виде СМС.

В планах было создать базу по успеваемости, школьному питанию, систему безопасности и платежную систему. Единый школьный сайт, где есть вся информация о школьных мероприятиях, расписаниях уроков, то есть все, что только есть в школе. Даже хотели создать школьную электронную газету, где сами ученики были бы журналистами. Однако со следующего учебного года школы резко отказались сотрудничать. Еще год предприниматель ходил в Комитет по образованию Улан-Удэ, в учреждения образования, но все бесполезно. Видимо, были указания сверху о заморозке проекта. В 2011 году проект был закрыт

Пришел с идеей

Это был первый опыт. И именно тогда он поверил в свои силы и стал мыслить как предприниматель. В начале 2012 года совершенно новый человек для ТД «Барис» пришел с предложением об открытии интернет-магазина. Руководство ТД дало отмашку на составление бизнес-плана.

- Весной того же года я презентовал бизнес-проект перед руководителями всех отделов ТД «Барис». 90% проголосовало «за». И я полностью погрузился в процесс, - вспоминает Александр.

Сказать, что было тяжело, - ничего не сказать. Все приходилось изучать и делать с нуля. Ведь тогда ТД «Барис» стал первопроходцем в интернет-продажах и интернет-маркетинге.

- Не с кем было посоветоваться. Единственные на тот момент компетентные программисты  работали в студии «Гарант-парк». Каждый день мы вели работу по разделам, каталогам, рубрикам, над условиями оплаты и доставки, анкетой оформления заказов, упрощенной регистрацией для клиента. Советовались, как товар должен смотреться, где должны храниться списки, как должен работать поиск товаров на сайте, как должна проходить выгрузка товаров, - перечисляет руководитель интернет-магазина.

Для выгрузки товара на сайт нужна была новая программа 1С, которая дружит с веб-интерфейсом. Руководство легко согласилось  на ее покупку. Но дело на этом не закончилось: 1С постоянно переписывали, создавали модули обмена между старой версией и новой.

Стояла задача сделать фото более 5 000  наименований товара. Купили мини-студию, штатив, позаимствовали личный фотоаппарат генерального директора и использовали штатное освещение. Работа закипела. С раннего утра до 11 часов вечера Александр Балданов фотографировал каждый товар. Изображения редактировались и заливались на уже созданный сайт, благодаря  WEB-студии «Гарант-парк».

И 1 октября 2012 года интернет-магазин «Барис онлайн» запустил свою работу. В день открытия горожане сделали около 150 заказов. Компания заработала примерно 200 тыс. рублей. Это был хороший старт. Основная задача была сделать цены выгоднее и жизнь удобнее, создать отличный сервис по доставке и обслуживанию клиентов.

Делаем жизнь покупателей проще

Руководитель интернет-магазина часто лично собирает обратную связь. Например, выезжает с доставкой продуктов питания и общается с покупателями. Изучает нагрузку службы доставки и улучшает логистику. 

В ходе мониторинга замечено: больше всего заказов поступает из Октябрьского района Улан-Удэ. Возможно, потому что это самый густонаселенный район с большим количеством спальных дворов. 

В то же время было замечено, что жители Советского и Иволгинского районов ощущают себя немного забытыми. Некоторые организации отказываются совершать доставку в район Левого берега либо просят дополнительную оплату в счет ГСМ.

В связи с этим в 2017 году «Барис онлайн» решил открыть распределительный центр в районе Левого берега и запустить бесплатную доставку от суммы покупки 500 рублей в поселки Сотниково, Бурвод, Солдатский, Поселье, Исток, Нурселение, Тулунжа, Сужа, Аэропорт. В отдаленный район Нижней Иволги бесплатную доставку планируется сделать от 1000 рублей.

Также в планах осуществлять качественную  доставку японской кухни по Левому берегу, по ценам ниже, чем у остальных организаций по доставке японской кухни.

- Основными покупателями сайта являются женщины. Из 100% покупателей 90% женщины. Из этих 90% составляют 60% молодые мамы, которые сидят в декрете. Они постоянно дома с малышом, не могут выйти на улицу, а муж на работе. Такая категория женщин особенно нуждается в подвозе продуктов питания, подгузников, средств гигиены. А если еще и цены приемлемые, то они после выхода из декрета становятся нашими постоянными клиентами, - объясняет нам директор сайта.

Остальные 40% преуспевающие женщины, которые всю себя посвящают карьере. У них мало времени остается на заботу о доме. Александр Батоевич отмечает, что они всегда заказывают доставку на вечер.

- Также мы заметили, что они заботятся о своих родителях. Один клиент делает доставку по трем адресам: себе домой, родителям и бабушкам, дедушкам.

- Поэтому можно сказать, что наши женщины привыкли планировать все заранее и, несмотря на занятость, заботятся о родных, - отметил Александр Балданов.

80% покупок приходится на бытовую химию, предметы гигиены и детскую косметику. Возможно, эта тенденция связана со страхами клиента, что продукты питания могут привезти ненадлежащего качества.

- Я сам дегустирую все продукты, слежу за качеством - это одно из основных наших преимуществ.

Если в крупных магазинах с контролем качества сложно, то перед тем, как отпускать товар на доставку, мы проверяем каждый продукт, - говорит о значимости качества молодой руководитель.

Отметим, буквально на днях в «Барисе» стартовали продажи фермерских продуктов: деревенский творог, сметана, молоко - наисвежайшее и высокого качества.

- Для каждого покупателя мы фасуем продуктовые пакеты как для себя. Каждый картофель как для себя отбираем, самые крупные и самые свежие. Если чего-то на складе нет, оператор звонит и предлагает другие товары на выбор. Если картошка «вялая», оператор также звонит и предупреждает клиента, - рассказывает руководитель. - Если случаются ошибки и курьер привез покупателю не тот товар, который он у нас заказывал, либо что-то не доложили, компания осуществляет доставку нужной категории товара по адресу клиента бесплатно. И даже если клиента не устроило качество, то мы возвращаем денежную сумму. Для нас это очень важно.

Акции приносят радость

Руководитель отдела считает, что в продвижении компании важно правильно распоряжаться инструментами, увеличивающими продажи. И самое главное, они не должны быть навязчивыми для посетителей сайта.

- Мы понимаем, что реклама «Скидка 20%» не привлекает внимание покупателей. Поэтому придумываем интересные акции, конкурсы в нашей официальной группе «Барис онлайн» в сети «ВКонтакте» и на официальном сайте, - отмечает он.

Вот, к примеру, при покупке продуктов от 1500 рублей мы создали комбо-набор, который можно купить за 16 рублей (туда входят мука «Аллейка» (2 кг) + растительное масло «Сказка» + десяток яиц 1-й категории).

Несмотря на то что цены в интернет-магазине изначально ниже, чем в розничных магазинах, каждый месяц на сайте проходят конкурсы и акции.

К примеру, сейчас проходит еще одна акция по продуктам питания «При заказе от 1500 рублей - продукты  за 16 рублей!». При покупке любого японского подгузника компания дает три замечательных подарка из средств гигиены.

- Мы даем хорошие призы при повторной покупке. Приз можно получить, если ты сыграл в «рулетку удачи». Призы разные: от ватных дисков до 2 кг стирального порошка

Раньше в соцсетях использовали конкурсы репостов. Но как выяснилось позже, появилось много фейковых страниц, которые созданы с целью участия в таких акциях. Много школьников делали репосты, но они не являются целевой аудиторией интернет-магазина, поэтому отделу пришлось отказаться от подобного формата.

Одной из ярких акций стал конкурс фотографий «Счастливый покупатель». Лучшая фотография выиграла дорогой смартфон. Вот так компания радует своих клиентов.

«Барис онлайн» проводит и благотворительные марафоны. Два года назад Александр Батоевич помог молодой девушке Александре Цыреновой с организацией волонтерского движения по уборке мусора. ТД «Барис» предоставил мешки, и за 2 года волонтеры убрали горы мусора по городу Улан-Удэ.

Кто здесь работает?

Штат отдела небольшой: два курьера, администратор (ответственный по сайту), оператор (работает с клиентом) и руководитель. Программисты, дизайнеры сотрудничают на условиях аутсорсинга.

- У нас практически нет текучки. Только по личным обстоятельствам, в связи с переездом и т.д.

Даже курьеры после года работы на доставке имеют возможность занять хорошую должность в другом отделе и получать достойную заработную плату, - говорит директор отдела.

Кстати, по разговору стало понятно, что руководитель уважает работу доставщика, ведь курьер - лицо интернет-магазина.

- Если сотрудник год проработал без проблем, это говорит о том, что он человек очень ответственный, волевой, не боится работы и трудностей. Таких людей мы стараемся замечать и продвигать по карьерной лестнице, ведь они у меня стараются с утра и до самого позднего вечера на развозе заказов, - отметил Александр Балданов.

Даем возможность каждому

Руководитель отдела каждый день помнит о той возможности, которую ему предоставили в ТД «Барис».  Поэтому, когда к нему приходят молодые толковые ребята с предложениями о сотрудничестве, он всегда внимательно их выслушивает. Бывает, может немного «помучить», чтобы удостовериться в их мотивации.

Так, недавно в офис «Барис онлайн» пришел молодой человек в возрасте 26 лет и представился суши-поваром. Раньше он работал в известном ресторане японской кухни в городе и сейчас хочет запустить свой бизнес. Однако ему нужна поддержка.

- Я посоветовал составить уникальное торговое предложение, выделить преимущества и только после этого дал добро. Он согласился изготавливать и обслуживать Левый берег по ценам ниже среднего, так как в городе уже хватает доставщиков по японской кухне. Также приходили ребята, которые пекут торты. Думаю, они станут хорошими конкурентами таким тортам, как «Медовик» или «Наполеон». И вообще сейчас много молодых талантливых ребят, которым нужно помочь, - приводит примеры директор сайта.

А что в планах?

В ближайших планах «Барис онлайн» сделать жизнь жителей Левого берега легче и открыть там филиал. Ассортиментная линейка также обновится. Например, появятся детские игрушки, товары для интерьера и красивые украшения для девушек и девочек. Так же хотим заключить договоры с местными фермерами и осуществлять доставку свежего натурального продукта, таких как сметана, сливки, молоко, творог.

В перспективе руководитель думает о создании штатной единицы в виде одного программиста для создания мобильной версии сайта и улучшения работы самого сайта, так как интернет-магазин с 2012 года визуально и технически не обновлялся. Ведь сейчас все больше людей пользуются смартфонами и важно идти в ногу со временем.

Генеральный партнер премии Серебряная стрела