А также целую делегацию, в которую вошли, например, первый замминистра транспорта РФ Евгений Дитрих, зам. руководителя ФАС России Виталий Королев и директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Павел Сниккарс.

Совещание, которое посвятили трем наболевшим проблемам – тарифам на электроэнергию, транспорту и дорожному хозяйству, началось с аплодисментов.

Бизнесменам снизят тариф на 10%

С самого начала своего выступления Аркадий Дворкович обрадовал присутствующих тем, что средние цены на электроэнергию для потребителей Бурятии могут снизиться почти на четверть:

- Антимонопольная служба в начале августа примет решение о конкретном снижении тарифов для разных категорий потребителей. Наибольший эффект будет для малого и среднего бизнеса. Мы приняли решение, понимая, что развитие бизнеса здесь напрямую зависит от уровня платежей за электроэнергию. В соседней Иркутской области она намного ниже, неудивительно, что бизнес стремится туда.

Этого решения тысячи предпринимателей республики ждали давно. Сегодня, как отметил врио главы Бурятии Алексей Цыденов, «тариф для предприятий с большим объёмом (РЖД и авиазавод) составляет 3,66 рубля за кВт, для малых –5,91 рубля».

У предпринимателей есть резонный повод возмущаться. Улан-удэнка Наталья Еланова, исполнительный директор ООО «Вета-пресс», приводит в качестве примера затраты на электроэнергию своего предприятия:

- Летом мы платим от 16 до 22 тысяч рублей. За июнь, например, около 17000 рублей за 12 киосков площадью 10 кв.м. В холодное время года платежки за электроэнергию увеличиваются до 50 – 80 тысяч рублей. А за январь я заплатила около 100 тысяч рублей.

Директор фирмы, занимающейся изготовлением мебели и рекламных конструкций, Эрдэм Цыбенов даже думал переводить производство в соседний Иркутск:

- Там коллеги вообще не заморачиваются об электроэнергии, они и платят в три раза меньше нашего. А я за свой маленький цех плачу ежемесячно не менее 15 тысяч рублей, зимой расходы возрастают в разы. Как-то подсчитал, что дешевле производить в Иркутске и оттуда возить в Улан-Удэ, даже с учетом транспортных расходов выходит дешевле.

Теперь малый и средний бизнес, а также простые потребители могут вздохнуть.

- По расчетам, тарифы снизятся примерно на 1 рубль, это почти 20% по отношению к январю текущего года. Фактическое снижение произойдет примерно через месяц, сентябрьские платежки уже должны быть с пониженными суммами, - заверил Аркадий Дворкович.

Объединить сетевиков

Чтобы снизить тарифы, нужно навести порядок и в энергосбытовом хозяйстве, которое то и дело сотрясают скандалы и разборки между разными сетевыми компаниями, а их в Бурятии 22. Понимает это и руководство республики.

«Нам нужно объединить сети, чтобы обеспечить единое содержание и безопасность в комплексном управлении. Объединение сетей под одним управлением дает возможность повысить безопасность их эксплуатации, реализовывать инвестпрограммы, присоединять новых потребителей и обеспечивать устойчивое функционирование сетей. Мы готовы проводить торги по продаже сетей, но мы должны четко понимать, кому мы их отдаем», - резюмировал Алексей Цыденов.

Снижая тарифы, в федеральном центре надеются, что и Бурятия не будет сидеть, сложа руки. На совещании, в частности, зампред правительства обратил внимание республики на то, что «нужно наращивать объем экспорта электроэнергии в соседнюю Монголию, что позволит снизить удельные сетевые затраты и нагрузку на другие регионы страны».

Дороги. Когда-то надо начинать

В программе пребывания Дворковича в Бурятии есть и такой пункт, как осмотр тех участков дорог, которые ремонтируются в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги». Напомним, что Бурятии удалось буквально заскочить в эту программу в последний момент и получить более 600 млн рублей на ремонт и модернизацию дорог в Улан-Удэ.

- Лишь треть дорог агломерации находится в нормативном состоянии. Нужно довести этот уровень за ближайшие два года до 50%, за семь лет – до 85%. Знаем, что руководство республики советуется с жителями – какие проекты в приоритете, какие дороги нужно ремонтировать в первую очередь. Такого республика не видела никогда. Когда-то это должны были начать делать, - отметил Аркадий Дворкович.

Север станет ближе

Проекту по строительству железнодорожной ветки Могзон – Новый Уоян, который соединит БАМ и Транссиб, все же быть. Напомним, что в начале июля Алексей Цыденов достиг договоренности с президентом РЖД Олегом Белозеровым об актуализации сроков и условий, которые позволят начать строить новую железную дорогу. На вчерашнем совещании он подтвердил – новой дороге, которая объединит Могзон и Новый Уоян, а между ними 700 километров, быть:

- После оценки технико-экономического обоснования, формирования новой грузовой базы и распределения потоков между западным БАМом и Транссибом будет принято решение о сроках и условиях, которые позволят начать строить эту новую железную дорогу, - рассказал он журналистам республиканских и федеральных СМИ.

Изменения грядут и для всех тех, кто пользуется поездами. Аркадий Дворкович поделился, что на федеральном уровне обсуждается вопрос смены подвижного состава, замены вагонов, срок службы которых истекает:

- Вопрос непростой, т.к. требует больших затрат. Мы ищем системные решения для страны, но в тех регионах, где текущие финансовые проблемы решены, сделать это будет легче. Надеюсь, что в Республике Бурятия и Иркутской области мы сможем это сделать быстрее. Начало программы стартует уже со следующего года.

В федеральную программу включили места, где, по данным ГИБДД, чаще всего происходят аварии и наезды на пешеходов. Помимо нового асфальта, там появятся светофоры, автобусные остановки и дорожная разметка. В рамках этой программы до конца 2017 года в городе планируется «обновить» дорожное полотно на 12-ти участках, в том числе на пересечении улиц Гагарина и Добролюбова, Жердева и Шумяцкого, Николая Петрова и Комсомольской, а также на перекрёстке проспект 50-летия Октября – улица Гагарина. Но самый ожидаемый ремонт уже начался на дороге в 100-е кварталы. Ремонтники обещают завершить работы к 1 октября. Второй этап продолжится в 2018 году.