Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о присвоении этого звания артистке Русского драматического театра им. Николая Бестужева 8 февраля 2011 года



Ее невозможно не заметить: яркая, пленительная. В каждом движении – грация, изящество, любовь к жизни! Каждая роль – жизнеутверждающая. Она играет так, словно бы сомневаясь в поступках своей героини, словно бы приглашает зрителя к откровенному разговору. Каждая роль – поиск, глубокий процесс познания и «самокапания». Она очень импульсивная, открытая. Говорит то, что думает. Вступает в спор с режиссером, но способна на компромисс. Удивительно привлекательная и обаятельная во всех без исключениях ролях. Женщина, которая совместила две, казалось бы, невозможных профессии – две стези - театр и бизнес. Вот уж действительно – неподражаемая Марина Ланина!

Творческая судьба актрисы началась в Государственном русском драматическом театре им. Н.А. Бестужева в 1986 году после окончания Красноярского института искусств. С первых же ролей, сыгранных ею в театре она демонстрировала незаурядные творческие возможности: одухотворенность, пластику, драматизм, умение раскрыть глубину человеческой мысли, образа, характера в свойственной только ей творческой манере. До сих пор многие помнят ее яркую работу – Лолиту в спектакле по произведению В. Набокова (1990 г.), ее Лоран в спектакле «Звезды на утреннем небе» по пьесе А. Галина (1988 г.). Богатство ее артистических возможностей стало очевидным в спектаклях «Любовь – книга золотая» по пьесе А. Толстого (Княгиня), «Женский стол в охотничьем зале» по пьесе Мережко (Шаганэ). Ее героиня Цейтл в спектакле «Поминальная молитва» по пьесе Г. Горина – обаятельна, наделенная чувством романтизма и лиризма. Роль не главная, но с каждым появлением актрисы зритель непременно переживал за судьбу молодой девушки. Умение правдиво раскрыть внутренний трагизм своей героини – несомненно дар актрисы.

Не осталась незамеченной ее Липочка в спектакле «Свои люди - сочтемся» А. Островского. Капризная, жеманная и избалованная, такой она кажется вначале и циничная, жестокая в конце спектакля. Комедия живет на сцене бестужевского театра более десяти лет и все это время неизменная исполнительница Липочки – Марина Ланина. И это не единственный пример долгожительства роли актрисы. Образ Василисы в спектакле «На дне» по пьесе М. Горького созданный актрисой в 1998 году с тонким вкусом и необычным внутренним психологическим рисунком до сих пор поражает зрителя. Героиня М. Ланиной – красивая, страстная, властолюбивая женщина, жадная до любви и богатства. Неутомимая в ласках и страшная в мести. Она знает наверняка, чего хочет и идет к своей цели любыми путями и добивается. Этакая леди Макбет…. Эта яркая и интересная работа актрисы отмечена критикой и прессой после показа спектакля в г. Йошкар-Оле на четвертом Международном фестивале русских театров национальных республик России и стран ближнего зарубежья

Можно утверждать, что актриса в совершенстве владеет мастерством создания убедительных и ярких психологических портретов на сцене; это Арлет в комедии Ж. Пуаре «Искусство обольщать», Эльмира в спектакле «Тартюф» по пьесе Ж. Мольера, Мария в спектакле «Вестсайдская история».

Клея в спектакле «Эзоп» по пьесе современного бразильского драматурга Г. Фигейредо несомненно этапная работа актрисы. Ее героиня, несмотря на то, что пережила в истории литературы несколько столетий, очень современна. Красивая и мудрая, в силу обстоятельств, она становится жертвой «золотой клетки». Но в поисках свободы она готова пройти все круги ада. Лучшие черты дарования актрисы: одухотворенность, проникновенный лиризм, острый драматизм, психологическая углубленность – все эти свойства артистичной личности Ланиной позволили ей подняться до высот подлинной трагедийности.

Уровень дарования актрисы непрерывно растет. Творческая и профессиональная зрелость проявились в роли Зиночки в сценической версии театра по мотивам повести Ф. Достоевского. Подкупает искренность и откровенность героини. Актриса глубоко проникает во внутренний мир своих героинь, органически перевоплощается.

Психологическую глубину образа и трагизм женской судьбы хорошо раскрыла актриса в образе Варвары в спектакле «Вишневый сад» по А.Чехову. Это отмечало жюри фестиваля «Сибирский транзит», проходившего в г.Улан-Удэ в 2006 году.

Главная роль в спектакле «Мария Стюарт» по одноименной пьесе Ф. Шиллера– актерская удача. Здесь сочетаются и используются прекрасные сценические данные и необычайная пластичность актрисы. Это помогло передать душевные переживания героини, раскрывая ее глубокий внутренний мир. За роль Марии актриса награждена премией V Всероссийского конкурса премии «Хрустальная Роза Виктора Розова» в номинации «Лучшая женская роль».

Актриса очень плотно занята в репертуаре театра. Профессионализм, мастерство и дарование она умело использует в современных комедиях положений: Барбара Смит и Жаклин в спектаклях: «Слишком женатый таксист» по пьесе Р.Куни, «Играем в дружную семью, или гарнир по-французски» М.Камолетти. Актриса несет через весь спектакль образ избалованной жизнью и мужьями дамочки, которая в финале спускается с небес на землю и превращается в добропорядочную женщину. В детективной истории «Восемь любящих женщин» Робера Тома актриса проживает драму, демонстрируя богатейшую палитру чувств. Благодаря женской интуиции ее героиня понимает всю трагичность ситуации и то опустошение, с каким она выходит из любовного треугольника скрыть не возможно. И актриса великолепно это проживает на сцене.

За ее персонажами всегда интересно наблюдать, им сочувствуешь и сопереживаешь, их осуждаешь, с ними живешь. Не случайно на гастролях, в других городах, в книге отзывов зрителей солидная доля комплиментов достается ей: «Восхитительная, обворожительна, неподражаемая, замечательная», -…и это все о ней!

Актриса очень работоспособна. Она жадная до работы и до ролей, всегда в мечтах о той самой заветной и несыгранной роли. Кажется, она знает, как быть счастливой, и знает как это нелегко. Борется с тем же упорством, что и ее героини!

Лилия Маркина, руководитель литературно-драматургической частью Русдрама