Стечение счастливых случайностей и, надеюсь, мои собственные заслуги подарили мне приятную возможность ежегодно посещать США в течение последних десяти лет. Все мои визиты, если не считать нескольких вылазок в ближайшую провинцию, приходились на славный город Нью-Йорк. При этом все мои американские знакомые сообщали мне, что Нью-Йорк – это не Америка. Я им, как аборигенам, конечно, верил



Но как человек, сформировавшийся под влиянием марксистско-ленинского учения, всегда немного не доверял «буржуинам». Всегда желалось удостовериться лично. Говорят, если желать что-то очень сильно – сбудется. И вот в нынешнею поездку, похоже, начало сбываться. Тьфу-тьфу, не сглазить бы.

С моим старинным приятелем мы совершили автопутешествие длиной в три тысячи миль в район Великих озер. Выбор маршрута был обусловлен жестким лимитом времени и средств. Плюс фактор родины. Приятель мой появился на свет в Детройте, штат Мичиган. Дорога и озера – тема для отдельных статей. Сегодня про «Мотор-сити».

Немного истории. В 1701 году некто Кадиллак (есть другие варианты написания) на реке Детройт установил одноименный форт. В 1763 году форт был подвержен осаде восставшими индейцами под предводительством бесстрашного вождя Понтиака. Получил статус города в 1815 году и столицы штата Мичиган. А в начале XX века благодаря Форду, братьям Доджу, Паккарду и Крайслеру стал негласной автомобильной столицей мира. Некоторые считают, что этому поспособствовало еще и географическое положение населенного пункта. В период «сухого закона» благодаря все той же географии (Канада через реку) стал столицей бутлегеров. В 1935 году город политически грамотно описан Ильфом и Петровым. Цитировать не стану, читайте сами – глава 15-я и 16-я «Одноэтажной Америки».

В 1943-м и особенно в 1967 году на улицах Детройта развернулись ожесточенные бои черных против нечерных. Для усмирения в 1967 году была привлечена армия, 34 человека убиты, среди них 25 черных. Однако, судя по демографическим сводкам, нечерные проиграли – разбежались по пригородам, а некоторые и дальше. И в настоящее время население на 82% состоит из афроамериканцев. Также демографы сообщают, что за последние 50 лет население города сократилось с почти двух миллионов до восьмисот тысяч. Некоторые связывают отток населения еще и с нефтяным кризисом начала семидесятых. Как известно, в тот период американцы и неамериканцы стали массово пересаживаться на экономичные японские авто. Часть аналитиков добавляет в причины и нынешний экономический кризис.

А один абориген сообщил мне, что во всем виноваты профсоюзы. В Детройте сильный профсоюз, и потому производство переносят в штаты, где меньше проблем с правами рабочих. Самое последнее перемещение – «Форд» стал собирать «мустанги» в Джорджии. Большинство же сходится в том, что причина краха «Мотор-сити» комплексна.

002.jpg

Детройт-2010

Теперь о том, что увидел я. Широченные авеню-проспекты, по четыре полосы движения в каждую сторону. Практически полное отсутствие общественного транспорта. За два дня я видел лишь четыре рейсовых автобуса. В деловом центре по единственной ветке метро в 12 станций ходят по кругу редкие двухвагонные поезда. Ни трамваев, ни троллейбусов, даже такси редки. Детройт – город для автомобилей и немного для их владельцев.

О занятиях среднестатистического жителя у меня сложилось следующее мнение. Детройтцы раскатывают по прекрасным дорогам в своих шикарных, а чаще наоборот, авто. В городе огромное количество автомастерских, где они иногда ремонтируют своих железных коней. Часто употребляют алкоголь и играют в лотереи, самые распространенные магазины – «Вино, пиво, лотерея».

Те, кому по возрасту еще пить нельзя, упражняются в граффити и жгут пустующие дома прежних горожан. И молятся, молятся, молятся. Таким количеством разного рода церквей не может гордиться ни один другой город из виденных мной. Церкви преимущественно нетрадиционных христиан, баптистов-адвентистов. Говорят, что для этого «бизнеса» требуются минимальные вложения. Значительную часть времени некоторые горожане посвящают красоте.

003.jpg

Сложная криминальная обстановка заставляет торговать мороженым через "амбразуру"

По количеству маникюрные-парикмахерские уступают только молельным домам. Сложилось мнение, что едят жители или редко, или питаются только дома. Ресторанов мало, но сетевые «быстрожральни» все же присутствуют. Еще говорят, что некоторые работают. В городе осталось несколько заводов. В Детройте расположена штаб-квартира «Дженерал Моторс».

009.jpg

Квартира большая, высотная, из зеркального стекла. В одном из пригородов находится головной офис «Форда». Ну а несреднестатистические горожане играют в одном из лучших в стране симфонических оркестров, гоняют по льду шайбу за одну из ведущих команд НХЛ. Такие же несредние горожане выдумали направление ритм-анд-блюз, известное под названием «мотаунское звучание».

Здесь начинали свою карьеру Стиви Уандер, Дайана Росс и Майкл Джексон. В Детройте родились Элис Купер и Эминем. Музыка техно, говорят, отсюда родом. Некоторые горожане пропадают в университетах и колледжах. А в остальном полная разруха. Зато жилплощадь дешевая. В одной из арт-галерей ухоженного центра города переехавший сюда из Нью-Йорка художник похвастался приобретением в собственность дома за две тысячи долларов. И налог всего шестьдесят долларов в месяц. Он счастлив. Кстати, вы тоже можете стать обладателем такого счастья. Пишут, что в Детройте сто двадцать тысяч пустующих домов. Вопрос, испортивший москвичей, здесь не вопрос. Даже местных нищих не назовешь бомжами, крыша над головой есть у всех. И если тесно в малометражном доме, можно подобрать себе цех одного из бывших автозаводов. Да и центральный вокзал пустует. Поезда в Детройт не ходят. Так что соберетесь сюда, добраться можно только самолетом или на авто. А пока смотрите фото.

004.jpg

Бывший вокзал

Ленин писал, что крах капитализма и высшей стадии его империализма неизбежен. А далее будет социализм, потом коммунизм, где от каждого по возможностям и каждому по потребностям. И если у вас скромные потребности, независимо от ваших возможностей, в Детройте для вас будет коммунизм. На скромное госпособие вы сможете позволить себе и дом, и автомобиль, и останется еще на покушать-выпить-поиграть. Осталось только придумать, как выудить это пособие. Многие в «Мотор-сити» придумали. Ну или мне так показалось.

005.jpg

Известная по одноименному фильму Восьмая миля является негласной границей между благополучной частью города и остальную

006.jpg

Пустующие дома становятся арт-объектами

007.jpg

В этом домике можно не дорого купить гамбургеры

008.jpg

Дом художника по совместительству галерея

010.jpg

Дом ждет нового хозяина

011.jpg

Требуется косметический ремонт

012.jpg

В этих цехах строили Студебекеры

013.jpg

Еще один бывший автогигант

014.jpg

Самый распространеный магазин алкогольно-лотерейный

015.jpg

Закрываются заводы, закрывается все вокруг. Бар продается, недорого.

016.jpg

Снимать приходилось из окна машины. Страшно пешком, да с камерой