Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова на протяжении последних лет гастролировал в Японии, Болгарии, на Украине, бывал в разных городах России. В Улан-Удэ последний раз иркутская труппа приезжала двадцать лет тому назад. Теперь появилась возможность вновь встретить старых друзей. О грядущей поездке рассказывает директор Иркутского театра Анатолий Стрельцов



- Итак, в сентябре Иркутский академический театр едет на гастроли…

- Гастроли являются одной из важнейших составляющих работы театра. Такие поездки дают возможность остановиться, посмотреть на себя со стороны, проверить ощущения своих театральных устремлений на другой публике. Однако не нужно путать гастрольные театральные туры с антрепризой, которая на сегодняшний день, на мой взгляд, не является настоящим искусством. Русский театр никогда не преследовал цель собрать со своих спектаклей как можно больше средств, он искал единомышленников, с которыми можно завести интересную беседу.

- О чем хотите побеседовать со зрителями города Улан-Удэ?

- Мы везем в Бурятию Чехова, Распутина, Вампилова, Шекспира. Это спектакли камерной сцены, которые не рассчитаны на большое количество зрителей, и потому предполагают доверительный разговор о судьбах старшего поколения, о приоритетах молодежи, о распаде общества.

- Насколько я знаю, в улан-удэнском театре так же, как и у нас, показывают «Вишневый сад» по Чехову. Не боитесь сравнений?

- На протяжении ста лет это произведение Чехова ставилось очень много раз, но оно интересно всегда. Раньше говорили о кулаках, которые порубили сад, теперь – об одиночестве человека. Нельзя сравнивать картины Саврасова и Левитана, стихи Пушкина и Лермонтова, нельзя сравнивать одну театральную постановку с другой. Это каждое отдельное произведение искусства, где что-то очень нравится, а что-то не берет за душу. Все зависит от вашего воспитания, мировоззрения, эстетического, нравственного и даже физического состояния на сегодняшний день.

- В Крым вывозили Чехова и Вампилова. В Улан-Удэ везете еще и Шекспира. Причем спектакли осовремененные. Какую реакцию ожидаете?

- О, реакцию сложно предугадать! Но то, что мы поставили рок-спектакли по Шекспиру, не мешает говорить на важные темы. «Ромео и Джульетту» мы включили в современные ритмы жизни. Например, парни танцуют брейк-данс, что близко молодому зрителю. И вот с этим близким они воспримут то, что мы до них пытаемся донести – разговор об отношении к любви. Хочется, чтобы как можно больше юных зрителей открыли для себя Шекспира. Иркутской молодежи эта постановка нравится, надеюсь, что в Бурятии ее тоже воспримут хорошо.

- Анатолий Андреевич, как Вы думаете, почему в театре города Улан-Удэ нет постановок по Вампилову и Распутину? Ведь территориально это близкие авторы.

- Долгое время у театра не было здания, а в таких условиях сложно формировать репертуарную политику. Теперь проще будет выбрать то, о чем они хотят говорить со зрителем. Сейчас начнется становление этого театра в новом здании. Думаю, что и эти авторы вскоре найдут себя на улан-удэнской сцене.

- Если уж коснулись Распутина - возрос ли интерес к спектаклю «Последний срок» после получения «Золотого витязя»?

- А он и не угасал! Камерная сцена иркутского театра вмещает сто зрителей. И билеты на каждый спектакль раскупаются моментально. Тем более - на «Последний срок». Мы считаем, что спектакль удалась, если хотя бы два человека после просмотра позвонят своим родителям. Для этого и нужен театр.

- Кроме показа спектаклей в Улан-Удэ есть еще планы?

- Нам бы хотелось встретиться с интеллигенцией города, которая имеет свои театральные традиции; поделиться с ними своим опытом и перенять их. Напитаться энергетикой Улан-Удэнского театра, ведь это намоленное место. Безусловно, интересно посмотреть новое здание театра и поработать на этой сцене. Хочется встретить старых друзей – драматурга Степана Лукича Лобозерова (презентация его пьесы «В двух шагах от праздника» прошла на Вампиловском фестивале в нашем театре), Вадима Михайловича Бройко – бессменного главного художника этого театра, директора Петра Григорьевича Степанова. И, конечно, пригласить коллектив Государственного русского драматического театра имени Н.А. Бестужева на гастроли к нам, на Сибирскую землю.