На второй день фестиваля «Голос кочевника» еще более «окреп». Были учтены некоторые неизбежные шероховатости первого дня, убраны номера, неоправданно затягивающие концерт. И как результат – второй день фестиваля прошел на одном дыхании.





Невозможно не отметить «открытие» прошедшего недавно норвежского фестиваля «Ридду-Ридду» - Алдара Дашиева. Казалось нереальным его искусство так играть голосом. Единственный пока в Бурятии исполнитель протяжной песни наглядно показал, какое древнее искусство мы чуть не утратили.

- Поразительно. Он же почти не дышит! – потрясенным шепотом воскликнула моя соседка.

Между сном и явью

Вслед за Алдаром на сцене появились саамы. И с первых звуков все перенеслись в забытый мир «бабушкиного» детства. Казалось, что пробуждается «генная» память о песнопениях вокруг очага, когда за стенами долгая зимняя ночь. Сара Мариэль Бауп, солистка группы «Adjagas» - норвежская саамка вместе со своим партнером держала зал  невидимыми поводьями звуков. «Adjagas» - саамское слово, обозначающее состояние начинающегося пробуждения, между сном и явью.

- Мы поем традиционные йойки, но на современный лад. Этот йойок рассказывает о впечатлениях саама от большого города, о тоске по родине – пересказывала она содержание до и после песен.

Хотя смысл ложился в подсознание слушателей сам, и без перевода. А для демонстрации настоящего йойка, Сара продемонстрировала как поют две ее разные тети и вдруг неожиданно заскулила, так как жалуются на что-то собаки. Зрители легко угадали, от имени какого животных был этот йойок. А вот партнер Сары исполнил, по мнению зала, йойк волка. Зал ошибся и взорвался хохотом, когда узнал, что это был комар. Видимо, комары в саамской тундре имеют волчьи голоса.

Организаторы фестиваля угадали с ведущим Виктором Жалсановым. Сам певец, сказитель, он не просто вел концерт. Виктор напевал песни разных бурятских племен, удивительно похожих то на йойки саамов, то на думы украинских казаков.

Песня умирающего воин

Есть старинная бурятская песня умирающего воина. Она так и называется. В ней воин просит передать на память своим родным и друзьям свои вещи. Кому оружие, кому нож, кому шапку. Приехавший из Нью-Йорка Джулиан Китасти заиграл на бандуре и запел почти те же слова, только по-украински.

Невольно вспомнилось версия о том, что украинцев стали называть «хохлами» за хохолок на голове запорожских казаков. В старину они выбривали головы и оставляли чуб. Прическа весьма напоминает древнюю монгольскую прическу воинов. К тому же, действительно, слово хохол на монгольском и тюркских языках означает чуб, хохол. по монгольски [хєхєл, кöкул], азербайжански [kəkil], узбецкое [кокил] и т.д

Атмосфера степной олимпиады

Те, кто бывал на монгольских «Надаамах», чьей пародией стал наш Сурхарбан, знают, какой дух царит на этом празднике кочевников. Несутся скакуны, издали сливаясь в одно пыльное облако, звенят украшения девушек, степенно вышагивают исполины-борцы. Все эти картины оживали при звуках группы «Буртэ», которая пополнила программу второго дня. Настоящим украшением стала солистка группы, которую в Монголии по праву называют «Ятагын хатан» - Царица ятага. Ее пальцы порхали по ятагу и будто сами издавали неземные льющиеся звуки.

Те, кто не был в первый день фестиваля и не мог сравнить эту группу со вчерашним «Номадик», ощутили себя участниками древнего Наадама – олимпиады степняков. Утихли на время войны, меткие лучники стреляют не друг в друга, а в мишени, воины вложили мечи в ножны…

В бой! В атаку!



И совершенно другая энергетика исходит от группы «Номадик». Дело даже не в том, что она поет этнорок, а Бурте этноджаз. Дело в энергетике как самих песен, так и певцов.

На первом же припеве песни «Номадик» зритель незаметно очутился в седле и помчался прямо в гущу боя. От физически ощущаемой ярости битвы дыхание становилось горячим, ладони потели от желания взмахнуть мечом.

- Какими бы горожанами мы не стали, в каждом пробудился кочевник – высказал общее мнение Виктор Жалсанов.

В первый день фестиваля зал легко подхватывал припевы «Номадика», яростно выдыхая клокотавшие в душе звуки. Во второй день зрители выплеснули часть эмоций на «Буртэ» и реакция на «Номадик» была не столь бурной. Воины устали…

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

6-(2).jpg

6.jpg

7-(2).jpg

7.jpg

8-(2).jpg

8.jpg

9.jpg

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13-(2).jpg

13.jpg

14-(2).jpg

14.jpg

15.jpg

16.jpg

17.jpg

18.jpg

18-(2).jpg

19.jpg

20.jpg

21.jpg

21-(2).jpg

22.jpg

23.jpg

24.jpg

25-(2).jpg

25.jpg

26.jpg

27.jpg

28.jpg

29.jpg

Фото Огородник А.

См. также "Информ Полис": "Голос Кочевников". День первый