Досуг
4360

Она не стала танцевать у Моисеева

82-летняя бурятская балерина живет в Крыму и ностальгирует о Бурятии

82-летняя бурятская балерина живет в Крыму и ностальгирует о Бурятии



У этой гражданки Украины грациозное телосложение, стройные сильные ноги. Лишь год назад она оставила работу балетмейстера. Сейчас Софье Базыровне 82 года



В 37-м году выпускник Московской балетной школы Михаил Арсеньев с женой организовал хореографическую группу музыкально-драматического театра в Улан-Удэ. Через три года по инициативе Арсеньевых из бурятских детей набирали учеников в Ленинградское хорео­графическое училище. Среди них была и Сонечка Барцева из бедной многодетной и совсем нетеатральной семьи. Война прервала занятия, и Соня доучивалась уже в открывшемся балетном отделении Улан-Удэнского театрально-музыкального училища.

— Тогда у меня были густые длинные волосы. Но мыло в военные годы было трудно достать, и мама меня наголо обстригла. На первое свое занятие в училище я пришла в белой косынке. Нерешительно открыла дверь и увидела педагога. Кто бы мог подумать тогда, что она, Татьяна Константиновна Глязер, станет моей свекровью, — вспоминает Софья Базыровна.

Софья Барцева считалась одной из сильнейших балерин характерного танца. Яркая девушка была окружена поклонниками. Особенно настойчив был Володя Манкетов, будущий известный оперный певец, сыгравший в кинофильмах «Пора таежного подснежника», «Песня табунщика» и др.

Второй поклонник — Миша Арсеньев, сын мастеров балета, учился в музыкальном училище по классу ударных инструментов. Он организовал со своими друзьями подпольную джазовую группу. Но джаз только-только начал «просачиваться» в Советский Союз, поэтому Михаила исключили из училища. Летом 1949 года Соня отправилась на гастроли по селам республики. Соперники поехали следом. Миша готов был в качестве грузчика таскать ящики с театральным оборудованием, чтобы быть рядом с любимой, а Володя подрядился петь «Вдоль по Питерской» да «Одинокую гармонь». Но осенью Манкетов уехал учиться в Ленин­град.

— Татьяна Константиновна позже говорила мне: «Если бы ты выходила замуж за другого, я бы тебя отговорила, уж очень большие надежды возлагала на тебя. А тут сын влюбился, твердил, что ему нужна только Соня. Я была меж двух огней», — смеется Софья Базыровна.

В 60-х годах у молодых супругов Софьи и Михаила Арсеньевых новый поворот в судьбе. Эстраде открыли зеленую улицу. Младший Арсеньев создал первую эстрадную группу в Бурятии. На первом всероссийском конкурсе эстрады, где лауреатами стали певица Людмила Зыкина и танцор Махмуд Эсамбаев, Соня стала дипломантом.

У молодых родились две дочери. Впоследствии старшая стала пианисткой, младшая — медиком. Татьяна Константиновна Глязер всю заботу о внучках взяла на себя. Но когда девочки стали учиться в старших классах и надо было думать об их будущем, свекровь сказала сыну с невесткой: «Из искусства надо уходить вовремя». Послушные дети перестали ездить на гастроли и отправились на отдых в Крым.

— Арсеньевы-старшие хотели вернуться в Москву, но я сопротивлялась. Не представляла жизни без Бурятии. Как-то в гости приехал знаменитый Игорь Моисеев, однокурсник Михаила Сергеевича, и Татьяна Константиновна пожаловалась ему: «Сонечка не хочет уезжать из Бурятии, боится, что не найдет работы в Москве». На что Моисеев предложил: «Будет работать у меня».

Но Крым поменял все планы. Младшие Арсеньевы купили там двухэтажный особняк. Вскоре вся семья переехала на юг. При Доме культуры медработников был создан народный оперный театр, но балетмейстера не было. Туда и устроилась работать Софья Барцева. Она занималась с коллективами в 25 и 100 человек. Сейчас ее ученики сами стали бабушками и дедушками.

balerin.jpg

— Радость приносили гости. Кто только у нас не был. Разве что Пугачева и Кобзон не приезжали. Желанными гостями были Лариса Сахьянова и Петр Абашеев, — рассказывает Софья Базыровна.

Ровно год прошел, как она оставила работу. Старшие Арсеньевы умерли на руках любимой невестки. Михаил Михайлович и Софья Базыровна прожили душа в душу 56 лет. Пять лет назад и его не стало. Подвело сердце.

Софье Барцевой-Арсеньевой никто не дает ее возраст. До сих пор у нее жесткий режим дня. В то время, как ее ровесницы ходят с тросточками, балерина по 120 раз делает упражнение ногами «ножницы». В порядке вещей считает занятия йогой.

— Не знаю, что такое температура. Ни разу в жизни не ставила градусник. Седую прядь волос оставляю, чтобы видели, что я уже немолодая, — отмечает балерина.

В последние годы ее тянет в Улан-Удэ. Она следит за преображением города. Любит ездить на трамвае, разглядывая здания, улицы, напоминающие ей о своей молодости, людях, которых нет рядом.

А еще ее немного угнетает, что на Украине нет двойного гражданства, а ей так хотелось быть жительницей Бурятии.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях