Это спектакль по пьесе Роберта Тома «Восемь любящих женщин» в постановке режиссера Андрея Штейнера

 

Действие пьесы происходит во Франции в 70–е годы прошлого века. Семья съезжается на Рождество, но праздник отменяется : всеми любимый хозяин дома убит. И тут начинается детективная история в духе Агаты Кристи. В закрытом доме 8 женщин, так или иначе близких покойному, подозревают друг друга. Кто же убийца? Чтобы это узнать, нужно раскрыть тайну каждой женщины…

Интерес к этой работе вспыхивает мгновенно, если вы видели фильм модного французского режиссера Франсуа Озона «8 женщин», который тоже снят по этой пьесе Тома. Сочную черную комедию с блестящим букетом красивейших актрис Франции - Катрин Денёв, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Эмманюэль Беар - забыть невозможно. Но в данном случае необходимо, чтобы избавиться от ненужных сравнений. В фильме Озона есть то, чего нет в пьесе, например, персонажей нетрадиционной ориентации. Так что знаменитый поцелуй героинь Денев и Ардан - бурная фантазия Озона.

Штейнер же сразу сказал: «У нас никакого «лесбоса» не будет, потому что город меня не поймет».

Озон демонстрирует изнанку женской сути, показывая, что женщины могут любить равно, как и убивать. Штейнер пытается понять, почему они это делают. Озон резвится - Штейнер глубоко копает.

«Мне неинтересно ставить просто детектив, - рассказал Андрей Штейнер. - Хочется всегда что-то выкопать. Ассоциации, которые во мне рождает женщина -  любовь, нежность, чистота, грация. Когда я прочитал эту пьесу, возникли другие ассоциации - подлость, ненависть, интриги, коварство, жадность. Что же произошло, что возникает такое извращенное представление о женщине?».

Поставить этот спектакль режиссера заставила сама судьба, оставив ему не занятых в «Плодах просвещения» у Юмова  восемь актрис.

Восемь героинь  разного возраста, социального положения, поведения и нрава. Андрей Иванович, как Андрей Миронов в «Соломенной шляпке», перебирает их имена : Пьеретта, Катрин, Габи, Сюзон, Огюстина, Луиза,  вслух размышляя о том, почему они поступают так, а не иначе. Штейнер курит, читает Юнга и Новый завет, снова курит и вновь ныряет в глубины женского подсознания.

Мне же вдруг вспомнился  древнегреческий поэт Паллад: «Всякая женщина - зло; но дважды бывает хорошей: или на ложе любви, или на смертном одре». Кажется, этой фразой начинался спектакль Романа Виктюка «Кармен». Штейнер с  Палладом не согласен. Штейнер любит женщин. И готовит им на 8 марта хороший подарок.