10 января Намгар выступила на международном музыкальном фестивале GlobalFest в Нью-Йорке. Это один из самых престижных фестивалей в области World music

Туда попадают только на конкурсной основе, пройдя жесткий отбор в два этапа. Во втором туре было 400 исполнителей, из которых на GlobalFest пригласили только 12, в том числе и единственную певицу из России – Намгар.

В Америку Намгар поехала с группой музыкантов, с которыми она работает уже два года - Вадим Шубин (ударные), Виктор Якушев (бас), Владимир Попов (флейта, клавиши), Дмитрий Павлов (гитара), Улзы (морин хуур), Евгений Золотарев (вокал, чанза). Все парни из Сибири, пару лет назад переехали в Москву, за исключением Евгения Золотарева, мужа певицы.

Все музыканты GlobalFest играли на трех площадках Нью-Йорка. Намгар выступала на главной сцене знаменитого клуба Webster  Hall. Это культовый клуб Америки, который славится богатством «живых» концертов. В Webster  Hall выступали Мадонна, Мик Джаггер, Эрик Клэптон, Стинг, KISS, Guns N' Roses, Linkin Park, Franz Ferdinand и многие другие. В целом музыкальная история этого заведения насчитывает более 120 лет. В Webster Hall проходили крупные церемонии вручения Грэмми и вечеринки MTV.

В фестивальной программе этого года был и цыганский джаз из Франции, и регги из Сенегала, гибридный блюз из Румынии, нью-йоркская сальса, традиционные песни Ирландии, Колумбии, Гваделупы и сентиментальный неофолк из Аргентины, и много чего еще. Между тем, лицом фестиваля в этом году стала Намгар Лхасаранова и ее группа из России, которая исполняла бурятские песни в стиле шаман-рок.

На сайте фестиваля GlobalFest творчество Намгар охарактеризовали так: «Смешение звуков древних азиатских инструментов с кинематографическим электро-роком. Сочный, звонкий и изящный голос певицы Намгар Лхасарановой, словно белые  облака над Тибетом, от которых она и ее группа взяла себе имя. Солистка Намгар родилась в Бурятии, в маленькой деревне на границе, где встречаются Россия, Монголия и Китай. Этот географический и культурный перекресток оказал влияние на творчество певицы. Музыка «Намгар» - это эхо голосов предков, которое звучит в памяти гор и степей  Центральной Азии. Группа не только сохраняет традиционный бурятский фольклор, но и преподносит его в новом звучании, сочетая народные мотивы с роком, джазом и электроникой».

Особое звучание группы появилось благодаря аранжировщику и продюсеру Леониду Воробьеву. Леонид приехал в Москву в 1997 году, до этого двадцать один год прожив в Улан-Удэ. В столице его талант аранжировщика и звукорежиссера оказался очень востребован, Леонид работал с огромным количеством известных рок- и поп-исполнителей от Земфиры до Баскова. Однако, всю эту работу он называет не иначе как ремеслом, и только Намгар для него - это творчество.

 «Я с детства пропитался бурятской музыкой, - говорит Леонид Воробьев, - кроме того, когда работаешь с российской поп-музыкой, сразу сталкиваешься с понятием «формат», а это уже рамки. В случае с Намгар  у меня полная свобода, и никаких ограничений для музыкальных фантазий и идей».

Леонид говорит, что когда слушает любой фольклор в чистом виде, то через три-четыре песни ему становится скучно. «Традиционная народная музыка создавалась, когда время текло медленно, а пространство было огромным, - объясняет он, - сейчас и время, и пространство сильно уплотнилось и требует новой формы от музыки». Новая форма создавалась за счет соединений нескольких народных песен в одну и придания ей нового звучания за счет элементов рока, джаза и электроники.

Первые экзерсисы талантливого аранжировщика с Намгар и Евгением Золотаревым вылились в альбом «Номад», в работе над которым принял участие еще один наш земляк – Алексей Аштаев. Презентация альбома состоялась весной 2009 года в московском клубе «Б2». После этого последовало приглашение группы в Калмыкию на фестиваль «Океан сострадания», затем Намгар пригласили в Норвегию на международный фестиваль «Riddu Riddu». В октябре прошлого года была поездка в Канаду на  конференцию фольклорных фестивалей OCFF. И в январе 2010 года песни Намгар прозвучали на GlobalFest в Нью-Йорке.

Леонид Воробьев уверен, что у Намгар большой потенциал, и она достойна крупных инвестиций, потому что с большим успехом представляет не только колоритную культуру, но и российскую этно-музыку.

Подтверждение тому рецензии в американской прессе. «Нью-Йорк Таймс» пишет: «… что касается экзотики, как вам Намгар? Эта рок-группа из сибирских степей, которая сочетает в своей музыке традиционные и современные инструменты, называется именем певицы, одетой в красочную одежду, а певица похожа на монгольскую Бьорк".

По традиции GlobalFest совпадает с ежегодной конференцией APAP (Association for Performing Arts Presenters conference), когда тысячи представителей концертного бизнеса приезжают в Нью-Йорк, чтобы отсмотреть музыкантов для формирования программ нового сезона. Кроме того, большое количество агентов, менеджеров, представителей звукозаписывающих лейблов, и, конечно же, журналистов ищет новые таланты для выпуска свежих CD, глянца и билбордов.  

Намгар уже получила приглашение выступить в Сан-Франциско и в штате Пенсильвания.

Кстати, после Нью-Йорка музыканты отправились в Вашингтон, где отыграли концерт в легендарном Центре исполнительских искусств имени Д.Ф.Кеннеди. После выступления к Намгар и продюсеру Леониду Воробьеву подошел атташе по культуре посольства РФ в Вашингтоне Вячеслав Мошкало и выразил свою благодарность за хороший концерт и за прекрасный способ познакомить американцев с культурой бурят. «Слово «Бурятия» впервые стало известно многим американцам благодаря Намгар, - рассказывает Леонид Воробьев, - американские журналисты пытаются описывать ее творчество как монгольское явление, но мы и на концертах, и в интервью постоянно пропагандируем именно Бурятию».

Особенно приятными для музыкантов были слова признательности от знатоков блюза и рока после выступления в одном из клубов Гарлема в Нью-Йорке.

Вообще, и в Америке, и в Канаде публика, по словам музыкантов, была в восторге от творчества Намгар, чего, к сожалению, не скажешь о России, где World music не так популярна. Леонид Воробьев считает, что причина тому в обилии фонограммы на отечественной сцене. «World music – это, прежде всего, живая музыка, - говорит он, - а у нас в стране мало кто может обеспечить качественный живой звук, поэтому подавляющее большинство артистов поет под фонограмму, а на телевидении все это пропагандируют. К тому же на западе тратят огромные средства на техническое оснащение концертов, на подготовку профессиональных звукорежиссеров, гонорары которых сопоставимы с гонорарами исполнителей. А у нас эти деньги организаторы часто кладут себе в карман. До тех пор, пока все это будет продолжаться, живая музыка не будет популярна в России».