Досуг
2464

В Бурятии зазвучали гармошка-сапог, лира Орфея и бамбуковые трубочки

С 16 по 21 сентября состоялся III Международный фестиваль традиционной музыки «Звуки Евразии»

Живое звучание народных инструментов народов евразийского континента услышали жители Бурятии. С 16 по 21 сентября состоялся III Международный фестиваль традиционной музыки «Звуки Евразии». В нём приняли участие артисты, профессора музыки из регионов России, а также из Китая и Болгарии.

- Их исполнительское мастерство можно рассматривать как эталонное, - говорит Виктор Китов, профессор ВСГАКИ, организатор проекта.

 

Ему как минимум три тысячи лет

Гости из Китая представили свои пять народных инструментов – эрху, шэн, пипа, янцинь, люцинь. Всего их в Поднебесной порядка тридцати, сообщил Дун Цинь, профессор музыки из Китая.

Сам он представил духовой инструмент шэн, возраст которого как минимум три тысячи лет. Сделан он из связанных бамбуковых трубочек и медных пластинок. Профессор рассказал, что трубочек в нем бывает от 17 до 36. Одна трубка – один звук. Днище, куда они насаживаются, сделано в форме пиалы из меди. Хотя в древних шэнах, найденных в захоронениях, они из дерева.

Другой инструмент – эрху, самый популярный в Китае, появился в стране более тысячи лет назад, во время арабского завоевания во времена династии Тан. Он и формой, и звуками напоминает бурятский морин-хур. Изготавливается из дерева и кожи редкой змеи, обитающей только в провинции на границе с Вьетнамом. Инструмент украшен фигурами из слоновьей кости. Имеет две стальные струны, а смычок сделан из конских волос только белого цвета.       

 

Инструмент из ели, пораженной молнией  

Большой восторг зрителей вызвала знаменитая маленькая саратовская гармошка двух разновидностей - одна с колокольчиками и другая, еще меньше, в форме сапожка.

-         Два колокольчика на гармошке звенели при резком нажатии на левые клавиши, при плавном издавали простой бас. На другой, совсем крошечной – пикколо, нет левой клавиатуры. Поэтому звук у нее высокий, писклявый. Ее можно вставлять в чехол любой формы – сапога, самовара, петушка. По возрасту она молодая – 150 лет, - говорит Сергей Самусенко, руководитель ансамбля «Саратовская гармоника».

По его словам, каждый игрок на этой гармони - композитор и интерпретатор, так как нет профессиональных композиторов, пишущих музыку под этот инструмент.

 

Сергей Кунгуров, руководитель ансамбля «Быдзым крезь» из Удмуртии, представил культовый инструмент крезь, который, по преданиям, изготавливали только из ели, пораженной молнией. На нем раньше играли на обрядах, молениях. Хранились инструменты в родовых и семейных святилищах – куале. Еще его называют великий крезь. Когда рождался ребенок в семье, добавлялась струна.

Такая же интересная история у болгарского народного смычкового инструмента с необычным названием "гадулка".

-         Она появилась за тысячу лет до нашей эры. Искусствоведы предполагают, что именно она является потомком древнегреческой лиры, - рассказывает Георгий Андреев, композитор из Болгарии.

Былинные звончатые гусли зазвучали на фестивале под руками московского музыканта Павла Лукоянова. По его словам, сейчас в столице уроки игры на них получают и в музыкальных школах, и академиях искусств. На фестивале зрители услышали и бурятские, и русские народные инструменты в исполнении местных музыкантов. По словам многих зрителей, фестиваль дал возможность им прикоснуться к древнейшей музыкальной традиции мира.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях