Если малышей, гуляющих под присмотром родителей, ещё можно увидеть на улице, то школьников трудно застать за какими-либо подвижными играми, кроме катания на коньках или с ледяных горок. И это вполне объяснимо - время идёт, меняются условия жизни и интересы детей. Но свежий воздух и движение ещё никому не навредили, если, конечно же, соблюдать правила безопасности (!)

Мы уже писали о семи дворовых забавах советской ребятни, но их, конечно же, гораздо больше, и к тому же почти у каждой существуют различные вариации. В этот раз вспомнить некоторые игры из советского прошлого нам помог наш коллега Дорж Цыбикдоржиев. Многие увлекательные подвижные игры, в которые тогда играли все мальчишки, да и девчонки тоже, он помнит и сегодня. Некоторые правила в них отличались друг от друга в зависимости от двора. Имело значение даже то, песок у тебя перед домом или асфальт.

Бурятский хоккей

Оказывается, был и такой хоккей. Он кардинально отличался от обычного.

- Родственники рассказывали мне в детстве, что у них был свой хоккей. На ровной площадке выкапывалась небольшая ямка. Вместо шайбы было нечто наподобие мяча, самодельного. Играли хоть и двумя командами, но лунка была одна. Задача была загнать мяч в лунку с помощью обычных палок наибольшее количество раз. Во времена моего детства в нашем дворе мы играли хоккейными клюшками, но почему-то не шайбой, а мячиком. В других дворах ребята гоняли шайбы. Причём между играми хранили шайбу в холодильнике, наверное, для того, чтобы она не теряла каких-то скользящих свойств, - говорит Дорж.

Играть в такой хоккей можно как зимой, так и летом, ведь лёд и коньки в нём не нужны. 

Царь горы

Эта игра развивает ловкость, координацию и силу. Играть в неё лучше командой от четырёх человек.

- Зимой мы также играли в "Царя горы", но мы его почему-то называли "Царь горох", - вспоминает Дорж. - Задача игроков - залезть вперёд всех на скользкую снежную горку и всех оттуда спихивать. Тот, кто дольше всех продержится на вершине горы, тот и "Царь". Правила не ахти какие, но смешно.

Сами конкуренты часто облегчают задачу "царю", схватываясь между собой. Игра сразу же превращается в шумную азартную свалку и обычно ведётся до тех пор, пока у игроков не иссякнут силы.

Хали-хало

Для этой игры нужно не меньше четырёх игроков и мяч. 

Сначала выбирается водящий, который берёт мяч в руки и становится в центр круга, образованного остальными игроками. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока, например, "Хали-хало Ваня". Ваня должен поймать мяч, а в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него. 

Поймав мяч, игрок кричит "Хали-Хало стоп!", и все замирают на месте. Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом. Затем он делает расчёты, сколько и каких шагов ему понадобится, чтобы достать до игрока. 

Шаги были такие:

  • гигантские — шаг на весь размах ноги
  • человеческие — обычные шаги
  • лилипутские — когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой
  • муравьиные — маленькие шажки на носочках
  • зонтики — кружок вокруг себя на одной ноге
  • утиные — шаги вприсядку
  • лягушка — прыжок
  • верблюжьи — шаги до собственного плевка. 

К примеру, игрок с мячом говорил: "До Пети пять гигантских шага, четыре утиных и три лилипутских". Спрогнозировав и выполнив свои шаги, игрок кидает мяч в сторону загаданного игрока. Если в игрока попали, то он становится водящим. Если же он поймал мяч или увернулся от него, то игра начинается снова. 

Банкир

В 80-е годы эта игра была одной из самых популярных среди мальчишек. Её также называли "палки-банки", "повар", "поп" и так далее. Смысл игры - сбить палкой стоящие банки и продвинуться по уровням от "чернорабочего" до "короля".

- В этой игре участники приходят во двор каждый со своей палкой. Выбирается самая короткая из них, и на земле чертится шесть или семь полос. Расстояние между ними отмеряется той самой короткой палкой. У каждой полосы своё название: чернорабочий, солдат, офицер, капитан, генерал, принц и король - возможны другие варианты. На некотором расстоянии ставили банки одна на другую. Все вставали у первой линии и по очереди кидали биту, стараясь сбить банки, - объясняет правила игры Дорж. 

Перед игрой нужно было выбрать водящего - банкира, задача которого состояла в защите банок. Для этого каждый игрок должен был толкнуть палку как можно дальше, прежде поставив её одним концом на носок ботинка и одной рукой придерживая другой конец. Водящим становился тот, кто толкнул палку хуже всех. Тот, кто метнул её дальше всех, открывал игру первым броском по банкам. 

Попадание по банкам обеспечивало игроку продвижение на один уровень вперёд. Водящий ждал, пока все метнут свои палки. Если никто из них не сбил банки, то водящий должен был задеть своей палкой игроков, пытающихся подобрать свои палки, а также сбить банки. 

Если кому-либо всё-таки удавалось сбить банки, то все должны были немедленно собрать свои биты с площадки, пока водящий ставит банки на место. Задача водящего в этот момент быстро составить банки и осалить кого-нибудь рукой или палкой, чтобы "слезть с банок", а пойманного поставить на своё место. 

- В некоторых дворах Улан-Удэ, где был асфальт, ребята катали, а не бросали палки. И таким образом им тоже удавалось сбивать банки. А у нас это считалось нарушением. Мы кидали биты либо обычным броском, либо держась обеими руками за её концы, замахиваясь над головой, - говорит Дорж. 

Пробки

В этой игре ребятня использовала колпачки от духов или одеколонов - «пробки». Каждая из разновидностей имела своё название - «пустышка», «шлемик», «дамка», «коронка» и другие. 

Конечно же, больше остальных ценились красивые золотистые колпачки - у них было больше «жизней», меньше - простые белые или из дешёвой пластмассы, которая быстро изнашивалась. 

Суть игры заключалась в том, чтобы бросить свою пробку в пробку соперника. Видов бросков было всего два - «кузнечиком» и «ракеткой». Многие дети предпочитали бросать «кузнечиком» - так интереснее. Для этого нужно было зажать пробку между ботинками и подпрыгнуть, швырнув при этом пробку.

Если игрок промахивался, второму давалось право сбить его пробку в том месте, где она упала. Если первый игрок попал, то у сбитой пробки отнималась одна жизнь. С этого момента игроки либо расходились на обговоренное расстояние, либо продолжали играть. 

Совсем скоро мы опубликуем обзор зимних дворовых игр, в которые вы можете поиграть всей семьёй.