Более 300 учащихся из 9 бурятских школ собрались в Джидинском районе для совместного празднования Нового года по лунному календарю. Делегаты участвовали в народных играх, в конкурсе на лучшее исполнение ёхора, представляли национальную кухню и проект «Модель национальной школы». 

В этом году Ассоциация этнокультурных образовательных организаций отмечает Сагаалган в третий раз. До этого празднование Белого месяца всегда проходило в столице Бурятии. На прошлогоднем торжестве делегаты решили провести Сагаалган вне Улан-Удэ. С помощью жребия было определено, что Цагатуйская школа примет и проведет Сагаалган при поддержке ассоциации.

- Я думаю, что ассоциация выполняет огромную работу. Даже у нас в селе дети буряты начали чаще разговаривать на русском языке. Мы с радостью согласились принять гостей. В Цагатуе все участники просто не смогли бы вместиться. Администрация района и дом культуры пошли нам навстречу, и мы празднуем Сагаалган здесь в Петропавловке, - говорит директор Цагатуйской школы Бато Доржиев.

Народные игры

На площадке «Шагай наадан» еще до начала зачетных игр было многолюдно. Все от мала до велика проявляли интерес к этой древней бурятской забаве. Между тем сами игры проводились по двум видам - «Шагай няhалалга» и «Шагай шүүрэлгэ». По правилам, во встречах должны были принимать участие только дети. Азарт и спортивный интерес подогревали всех участников игр. Несмотря на результаты, все остались довольны.

Зрелищным получился турнир по разбиванию хребтовой кости «hээр шаалган». Восемь «костоломов»-старшеклассников вышли на помост и стали героями этого дня. На них с трепетным ожиданием смотрели глаза учителей и их младших друзей. Ввиду возраста юным «костоломам» было разрешено делать по два удара. Первый же круг показал, что юноши не из робкого десятка. Семеро из них с треском сломали hээр. После второго и третьего кругов юных «баторов» становилось все меньше, а четвертый стал решающим. Победителем стал учащийся Усть-Алтачейской школы-интерната Виталий Хандажапов.

- Я не думал, что выиграю. Первый  круг я посмотрел, все очень жесткие были. А потом просто бил наверняка, чтобы сломать. Очень рад, что удалось победить, - говорит чемпион.

Вкусное и полезное

Самой популярной и обширной соревновательной площадкой стал конкурс на лучшее оформление бурятского стола на шесть персон. Тут участники подошли к заданию очень ответственно. Большое разнообразие национальных блюд просто никого не оставило равнодушным. Кроме презентации блюд, участники должны были как полагается встретить гостей в лице членов жюри. После их оценки все желающие могли попробовать приготовленные деликатесы.

- Кто-то скажет, что бурятская кухня одинакова везде, но это не так. В каждом уголке бурятской земли одно и то же блюдо могут приготовить разными способами. У некоторых есть деликатесы, которых нет в других районах. Очень трудно было оценивать, - отметила член жюри конкурса Светлана Сушкеева, учитель математики Шимкинской школы-интерната.

Модель национальной школы

В рамках празднования работала еще одна очень важная площадка. На ней дети совместно с учителями делились своими соображениями по поводу наиболее эффективного изучения родного языка. В ходе конференции поступило много актуальных предложений по использованию новых методик преподавания не только бурятского языка, но и остальных предметов на родном наречии. Идея данной площадки была инициирована и материально поддержана известным меценатом, учредителем МРО «Дхарма» Нимажапом Илюхиновым, выходцем из Цагатуя.

- Конечно, в нынешнее время изучать наш язык нужно с детства. Среда воспитания и образовательные программы сегодня идут сплошь на русском языке. Поэтому нам надо находить как можно больше путей, чтобы не терять язык и культуру бурят, - говорит член жюри, заместитель директора по научно-методической работе Кижингинского лицея им. Виктора Мункина Дагба Цыденов.

Ёхор наадан hайхандаа

Все бурятские праздники всегда заканчивались ёхором. Этот танец буряты не случайно называют игрой. Быстрый темп хоровода и разные пируэты оставляли слабых вне круга, а до конца игры оставались самые сильные, выносливые, с лучшим музыкальным слухом, умеющие держать себя на людях. В разных районах ёхор танцевали по-разному. Именно эту разницу показали учащиеся школ.

История ассоциации

Ассоциация этнокультурных школ появилась в 2014 году. В то время с изучением бурятского языка было не все понятно. Было много спорных вопросов по этому поводу. Поэтому несколько школ Бурятии совместно с детьми, желающими изучать родной язык, и их родителями решили создать данную ассоциацию.  На сегодняшний день в нее входят 9 школ из разных районов республики и Улан-Удэ. В ближайшее время Ассоциация этнокультурных образовательных учреждений Бурятии будет расширяться. На мероприятие прибыли представители еще трех школ, из Курумканского, Окинского и Тункинского районов, желающих вступить в ассоциацию. Они приняли участие в конференции «Лучшая модель бурятской школы» и просто ознакомились с деятельностью данного сообщества. Вопрос о вступлении этих школ в ассоциацию будет решен в этом учебном году.                     

- Двери в нашу ассоциацию открыты всем школам. Многим кажется, что вступление в нее будет нести дополнительные затраты или, наоборот, финансовую помощь, но это не совсем так. В первую очередь мы популяризируем изучение родного языка, обычаев, традиций бурят. Также работаем над качеством методических материалов, который позволяет учителям бурятского языка планомерно повышать свой уровень, - говорит директор 29-й гимназии Баир Ширапов.

Результат

В результате конкурсов на всех пяти площадках были выявлены лучшие из лучших. Все они получили ценные призы и подарки. Лучшей бурятской школой был признан Республиканский бурятский лицей-интернат №1. Но важнее всего было то, что дети из разных районов Бурятии, несмотря на различие диалектов, знакомились и общались на родном бурятском языке.

Все высказывания интервьюеров переведены с бурятского языка.