Интервью с художественным руководителем цирка Бурятии Туяной Догдановой

13 лет назад в нашей республике официально появился свой цирк. Мощной поддержки государства, в отличие от театров, он никогда не получал. Поэтому многие в надежде на развитие уезжают за пределы Улан-Удэ. Тем не менее наш цирк из сезона в сезон ставит спектакли для детей, успешно представляет республику на фестивалях.

Например, коллектив «Проснувшиеся змеи» запомнился всей стране по «Минуте славы» на первом канале. А не так давно в театре оперы и балета устроили потрясающее красочное шоу, посвященное Всемирному дню цирка. Бурятский цирк умеет делать чудеса?

- Туяна Молоновна, вы уже около пяти лет руководите художественной частью цирка Бурятии. Как вы оцениваете его сегодняшнее состояние, его развитие?

- Мы имеем огромный потенциал в развитии циркового искусства в Бурятии. В Улан-Удэ есть хорошая Бурятская республиканская цирковая школа, где обучаются около 60 детей разного возраста, есть «цирковое отделение» в колледже искусств им. П.И. Чайковского. Выпускники устраиваются на работу к нам в Государственный цирк РБ.

Для выхода на международные площадки есть потенциал и у нашего города, и у студий всей Восточной Сибири. Проведя фестиваль цирковых искусств, куда съехались цирковые студии всего региона, а также гости из дружественной Монголии, мы поняли, насколько мы востребованы как профессиональное учреждение.

Руководители студий с удовольствием посещали мастер-классы, особенно по эквилибристике, оригинальному жанру "каучук". Я считаю, мы готовы и к тому, чтобы приглашать членов жюри международных фестивалей.



- Как и чьими усилиями был создан республиканский цирк?


- Хорошая школа была дана монгольским тренером Ценд-Очир Сэлэнгэ, учителем нашей артистки Анны Хабеевой и нашей знаменитой четверки (ее номера «Проснувшиеся змеи», «Богини»). Они стали золотым фондом нашего цирка. Замечательные тренеры и постановщики Бямбажав Борхуу, Бараан Тумэр-Баатор, Улзий Энх-Баатор, Гант-Болд – люди, которые стояли у истоков бурятского цирка. И цирк, который был создан из пустоты гениальным организатором Майдари Хайдаповичем Жапхандаевым, мы сбережем и сохраним.

Мы гордимся нашими девочками, которые работают в цирке «Дю солей» и, приезжая на родину, обязательно украшают наши выступления. Я верю, они вернутся к нам уже тренерами и вырастят таких же талантливых ребят. В цирковой школе преподают наши артисты, это Анна Хабеева, Баир Гуржапов. В колледже искусств - Буянто Цыренов. Так что преемственность существует.



- Чего вам конкретно удалось добиться за последнее время?


- В прошлом году мы провели международный фестиваль циркового искусства «Мир, где торжествует цирк» и получили хорошие отзывы. Министерство культуры Бурятии предложило сделать этот фестиваль ежегодным и проводить его в нашем шапито в парке имени Орешкова. Мы принимали участие в международном цирковом фестивале «Мамонтенок-2012» в Якутии, где наши артисты завоевали «Бронзового мамонтенка».

Впервые благодаря поддержке Министерства культуры широко отметили Всемирный день цирка в БГАТД им. Хоца Намсараева. Шоу вызвало восторг зрителей, появилось немало желающих увидеть выступление снова, и недавно мы повторили шоу в БГАТОБ им. Цыдынжапова.



- Как вы считаете, чем примечателен именно наш, бурятский цирк?


- Есть, конечно, небольшие отличия от цирка других городов. Многие стационарные цирки не имеют своей труппы. К примеру, такого понятия, как труппа при цирке, в России нет уже много лет. Есть коллективы, собранные Росгосцирком, и не только. У них составлены программы, которые работают в разных городах страны по гастрольному графику.

Стационарные цирки в данном случае выступают репетиционной базой, где формируется, подготавливается, выпускается номер. А цирк Бурятии уникален тем, что у нас есть своя труппа, свои артисты. Причем артисты, работающие в нескольких жанрах, что несвойственно для циркового артиста. Время требует от артиста синтетичности. Он должен, кроме безупречного исполнения трюка, сыграть роль коварного или доброго героя сказки, танцевать, если надо, говорить и петь. Это все умеют наши артисты.

- Цирк в республике работает уже более 10 лет. С какими проблемами он сталкивается чаще всего?

- Сейчас решается вопрос о привлечении цирковых специалистов. Стоит признать, есть и проблемы в возможностях развития артиста. Если человек решил стать профессионалом, ему нужно куда-то развиваться. Сегодня вариантов, кроме как уезжать, у него не осталось.

Чтобы создать перспективу для таких ребят у нас в Бурятии, одним из вариантов является создание оборудованной репетиционной базы. В первую очередь это важно для подрастающего поколения артистов – тех, кто занимается в цирковых студиях.

- Достойно ли сегодня, по вашему мнению, оплачивается труд цирковых артистов?

- Я могу сказать, что, зарплата у них достойная и соразмерна тем рискам и нагрузкам, которые артисты испытывают. И нужно понимать, что, как любое искусство, здесь зарплата не основная цель. Пока есть артисты и есть молодежь, которая хочет заниматься цирковым искусством, материальный вопрос так или иначе поднимается. И уровень достаточен для того, чтобы желание заниматься не пропадало.

- Что больше всего вам нравится в вашей работе?

- Всё. Иначе незачем работать. Увлекает творческая часть, когда придумывается детская сказка. Мы поставили много хороших сказок для детей: «Путешествие Деда Мороза и Снегурочки» в КСК - это была моя первая работа в цирке, «Зов джунглей», «Легенды Белого месяца», «Питер Пэн», «Волшебный ларчик», «Джуманджи», «Маугли».

На Новый год мы обязательно радуем детей новой сказкой. На Сагаалган у нас специальная национальная программа с привлечением танцоров, морин-хуристов, певцов. И, конечно же, большая радость для нас, когда наступает теплое время года и мы устанавливаем свой шатер. Шапито у нас небольшое, но уютное. Предстоящих работ по благоустройству территории немало. В прошлом году мы закупили по госзаказу детские батуты, аттракционы, чтобы маленьким деткам было где размять ножки после представления.

- Как вы думаете, почему некоторые считают, что приезжие циркачи как бы «затмевают» бурятский цирк?

- Приезжие цирки ставят шатры прямо в центре. Ребенок, проезжая мимо, естественно, требует пойти в этот цирк. Центром циркового искусства веселья и досуга должен стать парк Орешкова, бурятский цирк-шапито. И нужно, чтобы в этом направлении работали все.

И городские власти, дающие разрешение для установки шапито приезжим циркам, и Министерство культуры, и в первую очередь мы. Поднимая маркетинговую структуру на должный уровень, только объединившись, мы сможем работать над идеей развития цирка Бурятии, как национальной идеи.

- Для чего современному обществу нужен цирк?

- Мы заботимся о гармоничном развитии наших детей, эстетическом воспитании. Приобщаем молодежь к здоровому образу жизни. Выезжая на гастроли по самым отдаленным уголкам нашей республики, мы дарим детям праздник-терапию. Ни с чем не сравнимы переполненные радостью глаза детей сирот-инвалидов, которым очень дорого наше внимание.



- Как относитесь к критике, что, мол, цирк у нас в республике уже не тот, нет роста и т.д.?


- Всем не угодишь. Цирк работает, растет по мере возможности, появляются новые звездочки. Процесс не остановился, и это главное.



- Когда в этом году ставите шапито?


- Шапито мы уже поставили, ведутся технические работы, установка свето- звуковой аппаратуры, подвесной страховой оснастки. Начнутся репетиции в шапито, и 1 июня мы ждем своих юных зрителей с программой «Моя родина - моя Бурятия», посвященной 90-летию РБ, где примут участие детские коллективы нашего города. Мы поведаем об истории Бурятии в форме игр и викторин, а самые активные участники получат призы и подарки.

*Личное дело: Туяна Догданова

Дата рождения - 22 ноября 1981 года, село Курумкан.

1999 г. - лауреат республиканского конкурса «Дангина – Гэсэр».

2004 г. - окончила ВСГАКИ с квалификацией «художественный руководитель любительского театра, преподаватель».

Преподавала на цирковом отделении республиканского училища культуры и искусств. Параллельно до 2006 года играла в театре бурятской драмы в спектаклях «Улейские девушки», «Чингисхаан», «Утиная охота» и др.

2005 г. - снялась в клипе Чингиса Раднаева «Уран Дуран».

2006 г. - первая большая режиссерская работа в цирковом жанре «Космическая фантазия» на сцене оперного театра.

2007 г. - первая квалификационная категория.

2009 г. - художественный руководитель Государственного цирка Бурятии.



*Справка «ИП»


Откуда пошел бурятский цирк?

Официально цирк в республике появился в 2000 году, работали выпускники Бурятской национальной цирковой школы-студии под руководством народного артиста России Майдари Жапхандаева. С 2010 года коллектив работает в цирке шапито в парке Орешкова. Основные жанры - акробатика, гимнастика, жонглирование, клоунада и оригинальный.

За 13 лет артисты добились заметных результатов. Цирк Бурятии успешно представляет республику на фестивалях разного уровня, несколько выходцев из Бурятии работают в самом известном цирке мира - Дю Солей.

Фото из архива Т. Догдановой.