Досуг
2115

Как Восточная Сибирь обрела своего святого

В истории России православная церковь сыграла огромную роль и оказала влияние на все стороны развития общества. Это справедливо и для истории Сибири

Причем особенно значительный вклад в освоение и развитие Сибири она внесла в первые столетия после присоединения региона к России.

Духовные миссии и дипломатия

Православное духовенство принимало самое активное и непосредственное участие в хозяйственном освоении и культурном развитии Восточной Сибири. Зачастую именно представители церкви основывали новые поселения русских колонистов, развивали различные промыслы и ремесла, строили мельницы и солеварни, выступали инициаторами новых хозяйственных начинаний.

Большая просветительская роль православной церкви на бурятской земле проявилась и в том, что именно через её посредство и при прямом участии её представителей коренные народы стали приобщаться к русской культуре, русскому языку, образованию и знаниям.



Забайкалье как часть Тобольской епархии


Первые русские пришли в Забайкалье в середине XVII века, и с этого времени Забайкалье вошло в состав Тобольской епархии. В течение XVII века её территория непрерывно расширялась вместе с русским государством.

К началу XVIII века она почти достигла естественных границ Сибири, охватив гигантскую территорию. В 1681 году по указу царя Федора Алексеевича и благословению патриарха Иоакима в Забайкалье в Даурию была отправлена первая организованная православная духовная миссия.

Она состояла из 12 монахов из разных монастырей во главе с игуменом Темникова Сретенского монастыря (Тамбовской епархии) Феодосием; в тот же год ими были основаны Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь и Николаевская пустынь на Посольском мысу на Байкале, которая впоследствии приобрела самостоятельный статус Посольского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Иркутская епархия и легендарные личности

В 1727 году была учреждена Иркутская епархия, первым правящим епископом которой стал Преосвященный Иннокентий, который придавал большое значение распространению знаний среди местного населения. Благодаря его стараниям сибиряки получили доступ к образованию в стенах первого в Восточной Сибири учебного заведения.

Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий скончался в Иркутске в 1731 году. Мощи его были обретены в 1764 году, а в 1804 году Иннокентий (Кульчицкий) был причислен церковью к лику святых. Восточная Сибирь обрела своего святого. Поклониться его нетленным мощам приезжают со всей Сибири. Многие свидетельства говорят о различных чудесах, которые совершаются от мощей великого подвижника духа. События из жизни этого святого стали сюжетами восточно-сибирской живописи. Его именем были названы многие церкви в сибирских епархиях.

Другим подвижником благочестия, яркой духовной звездой нашего края является преподобный Варлаам Чикойский, основатель иноческого скита в таёжных Чикойских горах. По преданию, Василий (так мирское имя преподобного Варлаама) получил благословение на пустынножительство в Свято-Троицком Селенгинском монастыре.

В селе Мало-Кударинское Урлукской волости, будущий подвижник обнаружил горячее стремление к благочестивой жизни и удалению от мирских соблазнов. Он старался трудиться под сенью храмов, чтобы беспрепятственно предаваться молитве и служить Богу.

Ради трудов во славу Божию на поприще пустынножителя он оставляет мир и поселяется в Чикойских горах. Здесь начался его тернистый путь ко спасению, полный молитвенных трудов, телесных подвигов, смиренного богомыслия. Через несколько лет его отшельнической жизни молва о нем стала распространяться по окрестностям, потянулись к нему люди в надежде услышать от пустынника назидательное слово.



Каждый верующий – миссионер


В церкви Христовой каждый в большей или меньшей степени миссионер. Это означает, что христианам нужно обязательно подавать пример образцового поведения, пропагандировать правильный образ жизни, открывать что-то неземное и прекрасное.

Тот, кто участвует в церковных таинствах, сам становится тайной, которую пытаются разгадать родные и знакомые. Иисус Христос стал человеком, оставаясь при этом Богом, и каждый христианин призван быть человеком в грешном мире людей, оставаясь при этом в Царстве Небесном со Христом.

Это интересно

Бурятское благочиние образовалось в 1994 году. Вначале оно входило в состав Иркутской и Читинской епархии Русской православной церкви. Но с возобновлением деятельности Читинской и Забайкальской епархии в 1994 году Бурятское благочиние перешло в юрисдикцию Читинской и Забайкальской епархии.

10 октября 2009 года на заседании Священного Синода Русской православной церкви было принято решение о создании Улан-Удэнской и Бурятской епархии. Создание епархии открыло новую страницу в жизни православия на бурятской земле.



Автор текста: Владыко Савватий, епископ Улан-Удэнской и Бурятской епархии.


Фото: пресс-служба Бурятской Епархии.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях