18 января в театре бурятской драмы состоится премьера спектакля «Утиная охота»

О том, чтобы сыграть главную роль в этом спектакле, режиссер Баста Цыденов мечтал с 25 лет – с тех пор, как пьеса Александра Вампилова впервые попала ему в руки. Было это в конце 70-х годов, вскоре после трагической смерти писателя. Сегодня спектакли по пьесе «Утиная охота» украшают репертуары ведущих театров страны, а тогда… Пьесу долго отказывались публиковать. Сегодня в глобальной Сети люди продолжают делиться впечатлениями от просмотра «Утиной охоты» так, словно мы, как прежде, самая читающая, самая вдумчивая страна в мире.

С пьесой по жизни

- Наш театр поставил почти все пьесы Вампилова, но «Утиную охоту» мы ставим впервые,- говорит режиссер спектакля.

Тогда, 35 лет назад, актеру Басте Цыденову не удалось уговорить режиссеров взяться за постановку спектакля.

-Мне было 35, когда я попытался поставить «Утиную охоту» самостоятельно и сыграть в ней главного героя – Зилова. Но у меня ничего не получилось. Сегодня мне 60. Самое время взрослеть, - с грустью говорит Баста Цыденов и выносит на суд зрителей спектакль, в котором он уже не актер, а режиссер.

Роль Зилова досталась Цэнгэ Ломбоеву – талантливому актеру, сменившему знаменитого Михаила Елбонова в роли Будамшу. Те Зиловы – современники Вампилова, конечно, сейчас постарели. Но и сегодня характер главного героя остается актуальным.

- Зилов – это человек, который пришел к жизненному тупику. В жизни каждого человека наступает переломный момент, когда нужно осмыслить собственный путь. И не каждый оказывается к этому готов, - поясняет Баста Цыденов.

Жизнь, по мнению режиссера спектакля, требует роста, и если человек не готов к этому, то внутри него начинается конфликт, разрешить который необходимо.

На вопрос, находит ли главный герой пьесы выход из тупика, Баста Цыденов отвечает:

- Мне кажется, что находит. Перед ним много дорог, две из которых я вижу отчетливо: либо он будет действовать жестко, холодно, расчетливо, предприимчиво, либо выберет духовный путь прощения себя и своих близких, будет заново учиться любить и видеть прекрасное в людях, какими бы они ни были.

Наши лица и маски

В процессе работы над спектаклем режиссер и актеры вместе пришли к пониманию природы двойственности – попытки человека соответствовать обществу. И причина этого, по мнению режиссера, – страх. Страх остаться оголенным, беззащитным.

- Сейчас я могу честно себе признаться в том, что страх всегда со мной, - говорит он.

По мнению режиссера, людям, которые живут без двойственности, придется много страдать, получать удары и, дай бог, чтобы они это пережили и при этом выросли духовно. Именно этот путь Баста Цыденов считает самым достойным.

- Я до сих пор каждый раз стою перед выбором, но понимаю: идти нужно туда, где трудно и больше риска, туда, где нужно думать. Идти с большим сердцем, с желанием победить страх, - делится человек, мечтавший сыграть роль Зилова.

Театр – великая сила

В 90-е годы он ушел из театра. Работал столяром и уборщиком в Москве. Выживал, но однажды попал на спектакль великого Тадаши Сузуки. И этот спектакль вернул его в театр.

- Я снова влюбился в театр. Один спектакль блестящего режиссера вернул меня в творчество. Многие люди чисто интуитивно идут в театр для того, чтобы получить живую энергию, которая исходит от актеров во время игры, - полагает он.

Конечно, не каждый театр способен подарить зрителю такое чудо. Но в талантливости актеров театра бурятской драмы Баста Цыденов не сомневается.

- Наш театр, как и Зилов, находится сейчас на перепутье, в поисках пути развития, - считает режиссер.

Молодежь – это те, кому адресован спектакль, кому еще предстоит сделать свой выбор.

- Конечно, придет наш верный зритель. Тот, что читал Вампилова, жил в описываемые времена. Но так хочется, чтобы молодые люди имели возможность вглядеться в недавнее прошлое, почувствовать время и дух пьесы, многими признанной пророческой.