Происшествия
3608

Иркутские экологи разоблачили Селенгинский ЦКК

По их мнению, предприятие сбрасывает в Селенгу сточные воды безо всякой очистки

Экологи бьют тревогу — никакого замкнутого цикла на комбинате нет. Есть лишь имитация оборотного водоснабжения

Это сенсационное заключение, которое разоблачает одно из крупнейших предприятий республики. Между тем в апреле 2011 года Селенгинский ЦКК стал победителем всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия» в номинации «Экологическая ответственность»…

Комбинат принадлежит ООО «ЛПК Континенталь Менеджмент», входящему в группу «Базовый Элемент» Олега Дерипаски. Восточно-Байкальская природоохранная прокуратура подала иск в суд на предприятие. В нем более 20 требований. В частности, прокуратура требует принудить построить новый отстойник для отходов. Однако руководство предприятия отказывается, уверяя, что это очень затратно. По их мнению, легче закрыть комбинат.

В 1991 году было официально провозглашено, что Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат переходит на замкнутый цикл водоснабжения. Считалось, что это чуть ли не единственный в мире ЦКК, который работает по бессточной схеме в условиях замкнутого водооборота.

А месяц назад экологи неформальной общественной организации «Байкальское движение» из Иркутска развенчали миф о безопасной деятельности предприятия. Они уверены, что это грозит большими проблемами для экологии Байкала. «Началось с того, что в «Байкальское движение» приехал бывший житель Кабанского района и сообщил, что он может показать трубу, из которой сточные воды СЦКК отводятся и сбрасываются без какой бы то ни было очистки прямо в Селенгу», — написали экологи в своем обращении.

«Байкальское движение» направило своих общественников в Кабанский район. Они увидели, что отработанная жижа с комбината поступает в карты-накопители.

— Карты-накопители — это искусственно возведённые насыпи. Ложем этих отстойников является естественный грунт. В него концентрированная жижа с комбината, частично испаряясь, легко дренирует, достигая по водоносным слоям русла Селенги, в четырех километрах оттуда, — рассказал Вячеслав Иванов, член НОО «Байкальское движение».

Их насторожило состояние задвижек на возвратной насосной станции, которая должна подавать воду обратно на комбинат. Они усомнились в том, что этот процесс вообще происходит.

— Беседы с дежурным механиком насосной станции подтвердили сомнения, — говорят экологи.

Они заверяют, что их позицию можно доказать, если сопоставить данные по расходу электроэнергии на двух насосных станциях. В качестве своих доводов они приводят жалобы местных жителей, которые уверены, что проблемы с рыбой и бормашем на Селенгинском мелководье возникли из-за выбросов ЦКК. А жители деревень Елань и Брянск стали жаловаться на качество питьевой воды. Экологи отметили старания коллег из Бурятии, которые также обеспокоены состоянием воды в окрестностях комбината. В ежегодном государственном докладе «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2008 году» зафиксировано ухудшение качества воды во всех створах наблюдений и признано соответствующим 3А классу, потому что снимки дельты Селенги из космоса указали на серьёзные загрязнения грунтовых вод.

Все двадцать лет руководству комбината удавалось вводить в заблуждение многочисленных проверяющих, уверены экологи из Иркутска. По их мнению, это стало возможно, потому что представители контролирующих и надзорных организаций «ограничивались лишь проверкой документации, заседая всё время, отведённое на проверку, в кабинетах начальства. Особенно если там им оказывают очень тёплый приём».

— Селенгинский ЦКК до сих пор считается единственным в мире целлюлозным производством, работающим по замкнутой системе водопользования. А если на нём замкнутый цикл водопользования является фикцией, то выходит, что в мире вообще не существует ни одного такого предприятия, — утверждают они.

«Отстойники без документов»

Ирина Чистякова, старший помощник прокурора Восточно-Байкальской природоохранной прокуратуры

Понуждаем через суд

В 2010 году проводилась комплексная проверка. Было выявлено множество серьезных нарушений. В процессе производства образуются опасные отходы, на 23 вида не было получено даже паспортов. Еще один вопиющий факт – вода, которая идет населению через ТЭЦ-1 от ЦКК, никогда не имела санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии воды питьевым качествам. Гидротехническое состояние комбината находится в неудовлетворительном состоянии. Прокурором ЦКК привлечен к административной ответственности – штрафу свыше 100 тысяч рублей. Уже полгода мы через суд понуждаем их устранить все нарушения. Нами заявлено свыше двадцати требований.

Без протокола признают

У предприятия имеется две системы замкнутого оборота по их проекту: одна на производстве, где варят целлюлозу, другая на ТЭЦ-1, которая отапливает предприятие и к тому же поселок. Отстойник для отходов от ТЭЦ и является источником основного загрязнения подземных вод. На комбинате говорят: документы на отстойник утеряны. Либо нам просто не хотят их давать. В этом проекте должны быть расписаны все природоохранные мероприятия, а также детальный инструктаж, который должен исполнять ЦКК. Гидротехнические сооружения ЦКК очень старые, дренируют, и все сочится в землю. Все состоит из конструкций, которые нуждаются в постоянном капитальном ремонте. Все железные конструкции давно проржавели, каменно-бетонные конструкции дали трещины и выбоины. Причем не для протокола представители комбината признают этот факт. А в суде категорически отказываются строить новый либо альтернативный технологический вариант. Они заняли выжидательную позицию — как решит суд. По данным самого ЦКК, максимум еще год — и отстойник заполнится до краев.

Уже незамкнутая

Может быть, больше 20 лет назад это и была замкнутая система. И опасения экологов небеспочвенны. Они делали чисто математические расчеты: сколько комбинат забирает воды из скважин, перекачивает. И на этом основании сделали вывод, что очень много воды из отстойника уходит под землю. На самом деле так и есть. Через суд мы понуждаем отстойник закрыть и рекультивировать. То есть засыпать таким почвогрунтом, который не пропускает сверху влагу. Тогда отходы из золы закаменеют и перестанут представлять опасность.

Автор: Туяна Цыренжапова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях