врачи
9303

Вадим Шпаков: «Население боится психически больных»

Наш сегодняшний герой – врач-психиатр, заведующий психиатрическим отделением Республиканского психоневрологического диспансера Вадим Шпаков, человек профессии, которой невозможно просто научиться в медицинском вузе

Фото Александра Гармаева

Он и сам уверен – глубина психиатрии как отрасли медицины неизведанна до конца и становиться истинным специалистом в этой области можно бесконечно.

- Вадим Герасимович, расскажите, как вы пришли к профессии врача?

- В пору ссылок мы с матерью и двумя братьями поехали за своим отцом в Магадан. Там я окончил геолого-разведочный техникум по специальности «геофизик». Учился неплохо, и мне дали выбрать, где я хочу работать. Я отправился в Бурятию, так как она была самым западным регионом от Магадана. Два года проработал здесь геофизиком. Но еще во время учебы в техникуме во мне теплилась надежда стать врачом. Мечту я осуществил, поступив в 1961 году в Иркутский медицинский институт. Во время студенчества женился, моя супруга, кстати, бурятка и также работает врачом. Двое наших сыновей сегодня тоже врачи. Свой путь они, как и я, выбрали самостоятельно. Более того, они и жен встретили той же профессии! Теперь моя внучка учится в мединституте. Другие внуки еще маленькие, пока неизвестно, кем будут они.

- Настоящая династия врачей! Но в вашем случае почему именно психиатрия?

- Это особенная отрасль медицины, при работе в которой нужна как голова, так и душа, особое отношение к людям. Кроме того, что греха таить, в то время профессия психиатра считалась престижной с достойной по тем меркам зарплатой. Работая в психиатрии, я прошел ординатуру по неврологии и по совместительству работал невропатологом. Также стал сексопатологом. Ну а  психотерапевтом продолжаю становиться до сих пор – это бездонный труд.

- Сколько человек сегодня обслуживает отделение психиатрии? Хватает ли на всех специалистов?

- К сожалению, не хватает. Приходится уплотнять свое время до предела. В нашем отделении должно быть три врача, в том числе заведующий. Сейчас я работаю один. Но, слава богу, у меня есть отличные помощники – соцработник и психолог. Сегодня в отделении лечатся 50 пациентов, за год – около 300 человек. Люди лежат подолгу - многие психические заболевания требуют длительного лечения.

- С какими проблемами к вам чаще обращаются жители Бурятии?

- В основном это наследственные заболевания. Вторая категория - это черепно-мозговые травмы и болезни, осложненные алкоголизацией и приемом наркотиков. Наркология занимается более легкими формами, когда нет необходимости вытаскивать человека из психоза. Тяжелые попадают к нам. В последующем им приходится оформлять группу инвалидности, кого-то устраивать в дома-интернаты, ведь многие из них брошенные люди. Вот передо мной висит памятка о пациенте «Есть двое детей». Но, как мы выяснили, своего отца они принимать не хотят.

- Наверное, в дело вступают социальные ярлыки?

- Да, сегодня у многих людей восприятие психически больных стереотипно. Население боится, не принимает их. Поэтому в большинстве это одинокие люди.

- Такие понятия, как «психиатр», «психотерапевт» и «психолог», часто трактуются одинаково.

- Стать психотерапевтом нельзя, не будучи психиатром. Психиатр - это человек, который занимается тяжелыми психическими расстройствами. Эта работа требует госпитализации больного, постоянного наблюдения и четкого использования медикаментов. Психотерапевт занимается пограничными проблемами, более легкими. Задача же психолога состоит в диагностике и консультировании. Лечить он не может.

- Страх людей перед психиатрией объясняется также главенствующей ролью таблетки в лечении.

- Что касается медикаментов, психиатр должен быть очень хорошим «снайпером», одной «пулей» уметь поразить болезнь. Если он этим умением обладает, таблетка работает как надо. Другое дело, когда люди, пытаясь обойти психиатра, идут на всевозможные риски. Вот сегодня ко мне на прием приходила женщина, которая прежде побывала у священника, экстрасенса и лекаря. Разумеется, эти люди не помогли ее ребенку.

- Мне понравилось одно утверждение. Оно гласит: психиатры не делают людей счастливыми, а лишь лечат психические страдания, создавая тем самым возможность счастья. Насколько вы согласны с этим?

- Интересное утверждение… Ко мне иногда попадают люди с тяжелыми формами заболеваний, которым очень сложно помочь. Так вот моя задача в таких случаях состоит в том, чтобы как можно больше удержать человека в социуме. То есть сделать так, чтобы родные и близкие принимали его таким, какой он есть. Окружающие начинают понимать его, и он перестает бояться. Это разве не счастье?

- Какими качествами должен обладать психиатр?

- Любовь к людям, терпение и снисходительность. Ведь для того, чтобы вылечить больного, нужно, чтобы он тебя принял. Психиатрия - это такая же отрасль медицины, как и хирургия, например. Поэтому, когда психиатр предлагает вам свою помощь, ее стоит принять. Так же как и согласиться на жизненно важную операцию. Не стоит сокрушаться: «В психушку угодил – стыд-то какой!». Болезнь – это не стыдно.

- В заключение беседы хотелось бы услышать совет молодым людям, желающим, как и вы, посвятить себя этой благородной профессии. Какие трудности нужно преодолеть, чтобы стать хорошим психиатром?

- Преодолевать ничего не нужно, это дается само собой. Нужно лишь работать, когда к тебе это приходит (улыбается).

Справка

Вадим Герасимович Шпаков, заслуженный врач Республики Бурятия, заведующий психиатрическим отделением Республиканского психоневрологического диспансера

Образование:

1. Иркутский государственный медицинский институт, специальность – лечебное дело, квалификация – врач.

2. 2-й Московский ордена Ленина государственный медицинский институт им. Н.И. Пирогова, клиническая ординатура по неврологии.

3. Украинский институт усовершенствования врачей, специализация по психиатрии.

4. Читинская государственная медицинская академия, сертификат по специальности «психиатрия».

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях