Дорогие лекарства и их аналоги: «за» и «против»

Непосвященному человеку очень сложно разобраться, почему два препарата с одним общим названием (международным непатентованным наименованием) отличаются по цене в десятки раз. И почему врач не выписал вот этот за 30 рублей, а тот, который стоит почти тысячу.

«Фармакологи»

Если пациент решит проигнорировать рекомендации врача и купить самовольно более дешевый препарат, то в большинстве случаев он ему либо не поможет, либо поможет, но через гораздо большее время. Бывает, врач, думая, что назначенный препарат «не работает», начнет менять терапию. Пациент увеличивает траты денег и времени, начинает считать врача неумехой-недоучкой.



Оригинал и дженерик – что выбрать?


На фармацевтическом рынке существуют две группы препаратов – оригинальные и дженериковые. Первые стоят дорого, вторые в разы (и десятки раз) дешевле первых. О разнице между ними знает не более 20% пациентов.

Итак, оригинальный препарат – это новая разработка фармацевтической компании, которая впервые его открыла, синтезировала и защитила патентом на много лет (обычно 20). На протяжении этого срока препарат производит только эта компания. Оригинальный препарат чаще всего уникален в своем роде и не имеет аналогов у компаний-конкурентов, поэтому в аптеке вам не смогут подобрать аналог, пока действует патентная защита. Когда же патентная защита снимается, появляются аналоги – дженерики - препараты-копии оригинальной таблетки.

Дешевле они потому, что последующим производителям не нужно тратиться на их разработку, они работают с уже готовым лекарственным продуктом, нет необходимости доказывать в больших исследованиях безопасность и эффективность – это в свое время сделала компания-разработчик.

Требования к производственной части и оригинала, и дженерика должны быть абсолютно одинаковыми, но на практике это не всегда так.

Стоимость дженериков тоже существенно варьируется - от дорогих до крайне дешевых. Препараты, которые прошли все эти стадии исследований, дороги, те же, которые прошли только лабораторно определяемую биоэквивалентность, – дешевы.

Согласно требованиям РФ, у нас определяется только биоэквивалентность, причем с очень значительным разбросом данных от оригинала.

«Антифармакологи»

Фармацевтические компании подкупают всех. Выяснилось, что компании платят огромные взятки врачам и даже медицинские журналы настолько развращены их влиянием, что им можно верить не больше, чем скрытой рекламе. Медицинские журналы публикуют «положительные» отзывы о лекарствах в пять раз чаще, чем отрицательные, а результаты четверти всех клинических исследований и испытаний вообще никогда не публикуются, в связи с чем врачи прописывают то или иное лекарство, полагая, что владеют всей информацией в полном объеме.

Известны случаи, когда производитель договаривался с сотрудниками здравоохранения и врачами, чтобы те навязывали определенные препараты своим пациентам, даже если в этом не было необходимости. За популяризацию этих препаратов компания давала взятки и устраивала для медицинских сотрудников роскошные приемы.

В таких случаях никогда не стоит сваливать всю вину на «злые» фармакологические концерны, которые дурачат «добрых» врачей, заставляя их прописывать выгодные концернам медикаменты.

Нововведения на рынке медикаментов прописываются врачами, несмотря на отсутствие опыта их применения и серьёзную дороговизну по сравнению со «старыми» препаратами. «Лекарства для снятия симптомов, а не для лечения» - такова бизнес-модель, позволяющая пожизненно давать человеку препарат.

Фармагиганты имеют лучшие отделы маркетинга в мире. Просто гениальные. Платят профессионалам – врачам, профессорам, психиатрам – за отчёты, будто исследование обнаружило позитивные результаты.

Индустрия в миллиарды долларов делает людей больными и на этом процветает. rotfront.su



Особое мнение


Ситуация, когда во время приема у врача входит агент фармакологической компании, многим знакома. Прямо при пациенте агент, не стесняясь, объясняет врачу выгоду от продвижения препарата. До этого агент уже побывал у главных врачей и заведующих. А где он был до этого – многие могут догадываться.

Корреспондент «ИП», подобно многим, был в этой ситуации и в ситуации, когда врач навязывает приобретение продукции сетевых компаний.

 Причем всегда курсами. В одном случае врач и вовсе не начинал осмотр, занявшись продвижением продукции сразу нескольких сетевых компаний. Одна из них предлагает плацентарную продукцию, отношение к которой очень неоднозначное.

Чтобы стать активным участником своего лечения, нужно знать: почти всегда есть аналоги назначаемых вам лекарств с одним и тем же действующим веществом и большим разбросом по цене, и иногда число таких аналогов достигает десятков.

Преимущество более дорогих лекарств - в степени очистки, в наличии дополнительных добавок, которые влияют на продолжительность действия основного вещества, в отсутствии тех или иных побочных проявлений.

В цене более дорогих лекарств содержатся затраты на маркетинг (прямая реклама, «подкуп врача», надбавка аптеки), патент, более сложную технологию изготовления и прибыль.

Дешевые лекарства не подделают, это экономически невыгодно.

Интересные таблицы





Фото: gazetart.su.

Инфографика Николая Козичева.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста