Бизнес
7683

Виртуальная Бурятия

В далеком 1965 году в оборонных целях в США была установлена связь между двумя компьютерами. Так начала виться паутина глобальной сети — Интернета. Через 25 лет она добралась до Советского Союза. В августе 1990 года ученые-физики и программисты Института атомной энергии им. И.В. Курчатова и Института повышения квалификации Мин­автопрома впервые соединились с мировой компьютерной сетью



19 сентября 1990 года был зарегистрирован советский домен su, а 7 апреля 1994 года — российский домен ru.

В те годы мало кто из обывателей знал о существовании этой сети и тем более не догадывался, как через 10 — 15 лет благодаря ей изменится мир.

Выскользнув из рук военных и учёных в широкий круг пользователей, компьютерная паутина начала расползаться по миру с огромной скоростью и сегодня объединяет уже более четверти населения мира — 1,8 млрд. человек.

Британские ученые провели опрос и выяснили, что тотальное отключение Интернета на земле всего на один месяц нанесет удар по человечеству, сравнимый с третьей мировой войной, а 23 процента опрошенных вообще сравнили исчезновение Интернета с пропажей близкого человека.

Российские исследователи утверждают, что почти половина соотечественников-пользователей сети не готовы отказаться от Интернета, даже если им не будет хватать средств на еду или одежду.

Без сомнений, Интернет прочно вошел в жизнь россиян и многие не мыслят без него своего существования. А насколько глубоко он проник в дома и офисы нашей республики, много ли жителей Бурятии им «заразились» и что интересного они в нем нашли — «Информ Полис» попытался разобраться с помощью экспертов рынка и активных пользователей сети.





Ключевые показатели развития Интернета в Бурятии



• Аудитория Интернета Бурятии летом 2010 года составила 320,2 тыс. человек.

• В Улан-Удэ Интернетом пользуются 44,5% горожан, т.е. 167,8 тыс. человек.

• В остальных городах Бурятии Интернет-аудитория составляет 36% - 60,4 тыс. человек.

• В селах республики Интернет в среднем доступен 22% населения – 92,0 тыс. человек.

• Уровень проникновения широкополосного доступа по Бурятии – 24%.

• Каждый пятый (20-21%) выходит в сеть из дома, с рабочего места – 8-9% населения.

• Мужчин и женщин в Интернете стало приблизительно поровну.

• Среди пользователей уменьшается доля 18–24-летних.

• Социальные сети посещает каждый второй интернет-пользователь.

• Самая популярная социальная сеть в Бурятии - «Вконтакте», в ней зарегистрировано приблизительно 180 тыс. пользователей, а ежедневно ее посещает каждый третий пользователь Интернета.

• 48% пользователей выходят в Интернет за новостями.

• 62% пользователей периодически используют мобильный интернет, из них 14% - ежедневно.

Данные: Бурятстат, RUметрика, ФОМ, TNS Россия, ГфК-Русь, MASMI Russia

Аудитория социальных сервисов – число уникальных пользователей в месяц























Сервис

Россия,

октябрь 2010
Бурятия,

декабрь 2010
Вконтакте31,9 млн.  130 тыс.
Одноклассники 20,5 млн.

28 тыс.
Facebook

6,4 млн. -
Twitter 2,5 млн. -
Мой мир@Mail.ru16,0 млн.  40 тыс.
Mail.ru-  25 тыс.


Данные: МедиаМарка, Comscore, Ведомости





Мнения активных "юзеров" Сети



Савватий, епископ Улан-Удэнский и Бурятский:

Интернет меняет жизнь человека и общества. И, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Но, в целом, всё же положительных сторон, на мой взгляд, больше.

С появлением Интернета человеку открываются доступ к информации со всего света и прекрасная возможность для установления контактов и общения с людьми из разных уголков земли. Но в этом же кроется опасность. "Живое" общение часто подменяется виртуальным, происходит подмена ценностей. В результате Интернет-пользователь, поддерживая связь с друзьями по всему миру, закрывает для себя людей из ближнего круга, формирует некий вымышленный им мир, живет в нем, растворяется, теряет свои индивидуальные качества, подменяет их вымышленными, не имеющими ничего общего с реальностью.

На сегодняшний день качество Интернета в Бурятии я бы оценил как более чем скромное: высокоскоростные ADSL-модемы от лидера Интернет-услуг "Сибирьтелекома" остаются довольно дорогим удовольствием для населения. В европейской части страны провайдеры предлагают тарифы по цене иногда в десять раз дешевле. Например, один мой добрый знакомый в центре России использует высокоскоростную выделенную сеть со скоростью приема-передачи данных 15 Мбит/с (с безлимитным тарифом) всего за 250 рублей в месяц. Возможно, не мне судить, но до тех пор, пока у "Сибирьтелекома" не появится достойный конкурент, цены в Бурятии будут оставаться такими же заоблачными, а Интернет – малодоступной услугой для населения нашей республики.

Интернетом стал пользоваться в 2001 году, как только появился у меня компьютер. Как и для многих, с приходом Интернета для меня открылся доступ к информации, появилось много знакомых по всему миру, со многими я имел возможность познакомиться лично. Наряду с этим, я понимаю, что Интернет - лишь средство для облегчения общения, получения различного рода знаний. Он не должен всецело поглощать человека.

Несмотря на всё это, Интернет отнимает значительную часть времени. 2-3 часа у меня уходит на то, чтобы прочитать всю почту, ответить на сообщения в социальных сетях, оставить заметки в своём личном блоге (bishop-savatius.livejournal.com – Прим. редакции).

Я полагаю, что и священник, и епископ должны использовать все имеющиеся у него средства и возможности для проповеди, для свидетельства Евангелия. Эта мысль не нова, но мне очень близка. Поэтому игнорировать такой огромный ресурс как Интернет, мне думается, было бы очень неразумно. Поэтому я стараюсь использовать не только Интернет-дневники «Живого Журнала», но и социальные сети, такие как «В контакте» или Facebook. Ну и, конечно, хочется, чтобы пользователи сети видели, что священнослужители - живые люди, а не какие-то допотопные дикие чудовища, которыми нас пытаются выставить некоторые не вполне порядочные люди.

Кроме новостных сайтов и церковных интернет-ресурсов, как сказал выше, посещаю социальные сети. Также, безусловно, изучаю республиканские сайты, в том числе и уважаемый Infpol.ru и Baikal-Daily. И, естественно, активно использую поисковые системы.

Наталья Тучкова, директор креативного агентства «Восток-Запад»:

Интернет способен сделать жизнь более качественной. Открыть бездонный источник информации. Расширить связи. Отыскать старых друзей и обрести новых. Дать возможность получить дополнительное образование онлайн, работать удаленно самим и привлекать трудовые ресурсы из других городов и даже стран. Интернет открывает горизонты, как бы ни банально это звучало, и дает возможность ощутить себя гражданином мира. Изменения не происходят в один миг. На это потребуются годы.

Я пользуюсь интернетом с 1998 года. Сейчас уже сложно вспомнить, как жилось без него.

Сегодня он занимает у меня 4-16 часов ежедневно. Интернет значительно экономит мое время (поиск и передача нужной информации), мои деньги (общение с другими городами и странами), расширяет мои знания (использование профессиональных ресурсов), соединяет с друзьями, дает информацию обо всем новом и позволяет делать покупки. У меня есть несколько сотрудников, которые находятся в тысячах километрах от нашего офиса, - в Москве и в США. Мы делаем совместные проекты и общаемся каждый день только благодаря интернету.

Я работаю с почтой Gmail, ищу информацию в Google и Яндексе, обязательно посещаю профессиональные сайты Sostav.ru и Adme.ru, живу в социальных сетях, могу надолго «залипнуть» на Youtube.

Дмитрий Галсан, арт-директор дизайн-студии iji-design.ru (Москва),

сооснователь издательского проекта "Буряад-Монгол Ном" (Улан-Удэ)


Степень развитости системы коммуникации, коей является Интернет, напрямую влияет на повседневность нашего бытия. Процесс этот, в рамках оговариваемых и принимаемых "нормальных условий", то бишь без экстремальных ситуаций для человечества, скорее неотвратим, и поэтому вряд ли Бурятия избежит участия в общезначимых трендах. С другой стороны, мне кажется, что Интернет - это не более чем система коммуникации, и в первую очередь людей, а не машин, поэтому базовые ценности коммуникаций людей будут мало зависеть от степени развитости машин. Впрочем, это уже больше предмет философских или футурологических дискуссий, а не уверенный прогноз.

Если быть ближе к повседневности, то можно вспомнить, каким образом в нашу жизнь входила мобильная связь. Мне кажется, можно проводить очевидные параллели. Главный фактор - это доступность. Технологически доступность эффективно решаема, в отличие допустим от того же 1998 года, поэтому сейчас на кону стоимость доступа в Интернет. Можно вполне уверенно предполагать, что дешевый (читай - массовый) доступ в Интернет напрямую влияет на любые сообщества и их коммуникации. К примеру, инцидент с Wikileaks это показывает очень наглядно, насколько Интернет влияет на всех нас.

Для моего поколения Интернет был хоть и новым, но вполне неотвратимым явлением. В реальности все было очень похоже на проникновение мобильной связи. Каждый из нас, наверное, помнит, как прикасался к первому в жизни мобильному телефону. И с "первым" Интернетом то же самое. Помню, как мне приходилось объяснять своим одногруппникам в 1995-96 году что такое Интернет и в чем его польза. Но изменения происходят очень быстро, и скорее, это вопрос ностальгии, чем взгляда в будущее.

В Интернете провожу весь трудовой день, который не нормирован. Такова специфика деятельности в любой дизайн-студии. Сеть использую в основном по работе – посещаю специализированные сайты, в первую очередь - www.behance.net. Рад отметить, что из Бурятии и наших округов появляется определенное количество профайлов на Бихансе.

В последние полгода активно развивается российская часть Facebook, там тоже довольно много времени сжирается вполне себе бесцельно. Раньше вместо FB был ЖЖ, но это уже, конечно, прошедший день, ушедшая эпоха.

Если говорить о чисто бурятских проектах, мы недавно с ребятами запустили бурят-монгольский веб-проект "Мүнөөдэрэй Басаган" — basagan.buryatia.org, так что в данный момент достаточно много внимания уделяем ему, постоянно ищем хорошие и качественные фотографии красивых девушек всех монголоязычных народов.

Иван Худяков, директор «Байкал Софт»:

Использование дистанционных технологий через Интернет будет у нас развиваться быстрее, чем, например, в центральных регионах России. Поскольку у нас огромная территория (площадь республики в два раза больше Москвы, Московской, Тверской и Рязанской областей вместе взятых) и половина населения живет не в Улан-Удэ.

Интернет - это сфера, которая не находится под государственной властью. По крайне мере, он не так явно встроен в эту вертикаль. И лично я верю в то, что Интернет способен повлиять на развитие Бурятии: уменьшить коррупцию, повысить качество жизни и т.д.

Сейчас можно отметить недостаток качественного контента в Интернете, он зачастую наполнен бессодержательной информацией. Если это новости, то они, как говорит Леонид Парфенов, в основном "проходные", все "не проходные" вырезаются.

Тем не менее, Интернет позволяет мне экономить время, быть более информированным, повышать образовательный уровень, общаться. Я в нем нахожусь круглые сутки. Например, электронную почту я получаю на свой коммуникатор.

Если говорить про посещение сайтов, то минут 20-60 в день на них трачу.

Из региональных сайтов предпочитаю infpol.ru, из федеральных - expert.ru, vedomosti.ru, социальные медиа - vkontakte.ru, facebook.com. Каждый день посещаю онлайн-школу молодежного предпринимательства - oirb.ru.

Тимур Цыбиков, министр культуры Бурятии:

Интернет изменит жизнь в Бурятии, поскольку открывает для людей мир и огромное количество информации. В наше время информация - это все, главное правильно ею распорядиться. К сожалению, активных пользователей в Бурятии еще очень мало. Если я не ошибаюсь, лишь около 10 процентов граждан.

Интернет стирает границы и сокращает расстояния, позволяет находить контакты по всему миру, изучать передовой опыт, быть всегда на связи. Я отдаю Интернету 2-3 часа в день - в основном для поиска инфомации, общения, переписки. Слежу за информационными и официальными сайтами, бываю в социальных сетях.

Саян Галсандоржиев, тележурналист:

Мне кажется, Инет меняет, точнее – уже изменил жизнь в Бурятии. Многие вещи я уже не представляю себе без Инета! К примеру: почта, информационные порталы, социальные сети, аська, скайп… Как вообще жить без них? Часа три в день я точно пропадаю в Инете. Vulanude.ru, arigus-tv.ru, infpol.ru – здесь я бываю часто.

Владимир Платонов, студент кафедры менеджмента и маркетинга ВСГТУ:

Думаю, в Бурятии скоро начнут работать интернет-магазины, в том числе и продуктовые. Через интернет можно будет планировать свой досуг - бронировать места в ресторанах, кино, развлекательных заведениях, ну и вызывать такси, конечно. Я убежден, что в скором времени у каждого человека будет свой вспомогательный ноутбук или нетбук. А это значит, что возрастет спрос на беспроводной доступ в глобальную сеть. Будет открываться все больше wi-fi точек. Люди станут более общительными, спрос на изучение иностранных языков вырастет.

Для меня Интернет - это основной источник информации еще со школы. С помощью Интернета я развивал свои коммуникативные навыки и нашел новые увлечения.

В Интернете я провожу не менее двух часов в день. Часто - намного больше. Как и любой молодой человек, использую Интернет для общения со своими друзьями по всему миру.

Во время сессий Интернет для меня - основной информационный ресурс. Занимаюсь самообразованием в Интернете. Смотрю видео, картинки, слушаю музыку, читаю статьи, играю в онлайн-игры, узнаю новое обо всем, что интересует.

Чаще всего я посещаю всем известные социальные сети, потом идут развлекательные сайты. Другие ресурсы – в зависимости от возникающих потребностей.

Алагуй, музыкант:

У нас в Бурятии нет радио, где местные исполнители могли бы крутить свою музыку. Интернет отчасти решает эту проблему. Я провожу достаточно много времени в нем, он мне помогает бесплатно распространять музыку. Мои сайты – Улановка, В контакте, Фейсбук, Твиттер.

Николай Будуев, политолог:

Интернет изменил и еще сильно изменит нашу жизнь. Он значительно обогатил и ускорил коммуникации. А значит, провинция по ряду параметров перестает быть провинцией. Интернет сокращает расстояния для общения. И скоро в Бурятии появится целый класс людей, работающих дистанционно. Это изменит социальную динамику.

Интернет ускорил мою жизнь. С появлением широкополосного доступа в Интернет сложно понять, как часто им пользуешься, очень много времени сидишь за компьютером в режиме «поглядывая одним глазом». Сайты, которые чаще всего смотрю - Gazeta.ru, Vkontakte.ru, baikal-media.com.

Светлана Будашкаева, общественный деятель:

Пока нет критической массы пользователей в Бурятии, вряд ли Интернет существенно изменит жизнь в республике. Мало кто осознал необходимость использования глобальной сети в работе, общении, учебе. У нас еще очень медленный Интернет.

Интернет делает возможным невозможное. Я с помощью Интернета подружилась с Ходорковским. И с Юрием Хейфецем, давно хотела с ним познакомиться.

Я путешествую по Сети как очарованный странник. Много чего уже не понимаю - так все быстро развивается. Но все равно мне нравится. Иногда чувствую себя как те люди в удобных креслах с мониторами в мультике "Валли".

Удивляюсь, что в Фэйсбуке многие и разные люди хотят со мной подружиться. Есть в друзьях даже парень из Франции, которому я симпатична (заливается смехом). Часов 5 могу зависать в Интернете, если надо. В первую очередь пользуюсь электронной почтой. Затем - поиск информации для всякой всячины. Узнаю новости, конечно. Мечтаю создать сайт клуба «Байкальские амазонки», но никак не получается: я бесталанна в этом. Очень хочу завести собственный блог, но останавливает мысль, что писать не о чем, мысли и мечты мелки, смутны и невнятны, иногда и неприличны. Неудобно перед детьми...

Нет сайтов, которые посещаю часто. Боюсь привязываться к чему-то. Интернет затягивает, общение в сети завораживает и уносит иногда непонятно куда. Стараюсь все-таки остаться на берегу и наблюдать за происходящим. Или я ленива...



Андрей Кузьмин, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью ВСГТУ:


Не могу утверждать, что Интернет способен изменить жизнь в Бурятии, но то, что Интернет сделал жизнь резидентов Бурятии удобнее - это факт. В любой момент люди моментально могут получить всю исчерпывающую информацию практически по любому вопросу.

Я завидую современным школьникам и студентам. Благодаря Интернету исчезла проблема информационного голода. Информация стала доступной и перестала быть ценностью. Хорошо это или плохо - другой вопрос. Люди, особенно молодые, перестают чувствовать себя оторванными от цивилизации, от возможности быть в курсе и обсуждении всех более или менее значительных событий в мире. При этом они сохраняют безопасность и комфорт привычного существования.

Интернет, а также связанные с ними новые гаджеты и виджеты, дали возможность родителям общаться с детьми, взрослым - увидеть и непосредственно общаться с друзьями, родственниками, знакомыми, находящимися в других регионах и даже странах. Удобнее и дешевле стало покупать некоторые товары.

Я в основном посещаю свои почтовые ящики, социальные сети, информационные ленты и некоторые другие сайты. Но я ежедневно получаю рассылки со ссылками на Интернет-ресурсы, которые мне интересны и необходимы в работе.

Мнение эксперта





Николай Крылов, эксперт рынка интернет-рекламы



- Николай, каков сейчас объем рынка интернет-рекламы Бурятии?

- Трудно посчитать. Фирмы ведь платят не только за прямую рекламу, но и за размещение пресс-релизов, рекламных статей, сложно отследить график размещения баннеров. Если учесть размещение на местных и федеральных площадках, то размер рынка в денежном выражении ориентировочно составит не более 1 миллионна рублей в месяц.

- Какие в республике самые востребованные Интернет-площадки для размещения рекламы?

Из местных это, конечно, Infpol.ru. Но одного «Инфом Полиса» недостаточно для динамичного развития рынка. Должен прийти мощный игрок, который даст новый толчок рынку. Сейчас в Бурятии мало сайтов с хорошим контентом.

Из федеральных ресурсов популярны Одноклассники.ру, Мэйл.ру, В Контакте.ру, Дром.ру.

- Социальные и почтовые сервисы известны многим, а что такое Дром.ру?

- Если в двух словах, это проект, который стабильно входит в тройку самых популярных автомобильных сайтов России. В нашей республике – это сайт №1 по автомобилям. В Бурятии его аудитория - 3 тыс. ежедневных уникальных пользователей. Здесь можно продать и купить машину, сравнить цены, пообщаться в форуме.

- Скажи, местный бизнес осознал необходимость присутствия в Сети?

- Компании, не имея собственного сайта или плохо к нему относясь, могут потерять часть своей аудитории. По результатам исследований агентства RUметрика, 57,2% пользователей отрицательно оценивает бренды с плохими сайтами либо их отсутствием. Пользователи от 18 до 44 лет осуждает компании, экономящие на представительствах в сети (62-70% отрицательных отзывов).

Конечно, в Бурятии более или менее серьезные фирмы имеют сайты. Но многие из них не используются для решения бизнес-задач, для них они как дань моде. Немало сайтов морально устаревших.

А те бизнесмены, которые еще не открыли своих представительств в Интернете, лишают себя перспектив развития. Ведь люди, которые пользуются Интернетом (число таковых с каждым годом растет с геометрической прогрессией), в качестве основного источника информации используют Сеть. И если они не находят там известную им фирму, они обращаются к их конкурентам.

- Насколько активно бурятские предприниматели размещают Интернет-рекламу?

Число клиентов растет, но не так быстро как хотелось бы. Динамика прироста клиентской базы отстает от российской динамики развития рынка Интернет-рекламы. Это говорит о том, что местный бизнес еще недостаточно осознал необходимость общения со своей аудиторией в Интернете.

Участникам рынка Интернет-рекламы нужно совместными усилиями воспитывать своего потребителя, обучать, показывать преимущества нового канала.

- А они есть, эти преимущества?

Таргетинг – самое важное преимущество Интернет-рекламы.

Реклама может показываться только той аудитории, которая тебе нужна. Можно по времени отрегулировать показы. Например, демонстрировать баннеры только в определенное время или в определенные дни недели. В социальных сетях есть возможность настроить аудиторию не только по полу и возрасту, но и по уровню образования, району проживания.

Интернет дает возможность не только адресовать рекламное сообщение нужной целевой группе, но и видеть в режиме реального времени реакцию на это сообщение. И более того, можно управлять этой реакцией, меняя рекламное сообщение для достижения максимального эффекта.

В Сети можно показать презентацию любого продукта или услуги на таком уровне, который не достижим ни для какого другого СМИ. Здесь можно одновременно использовать возможности звука, изображения, текста.

В Интернете легче контролировать рекламу, считать ее эффективность.

Исследования Фонда общественного мнения говорят о том, что среди интернет-пользователей людей, лояльно относящихся к рекламе, больше, чем среди непользователей.

Пока в бурятской части Интернета относительно мало рекламы. Те, кто разместится раньше других, сможет выделиться, показать свою современность, продвинутость.

- Ты выше сказал о том, что надо развивать местный рынок, формировать потребность в Интернет-рекламе. Есть предложения, как это сделать?

- «МедиаМарка», например, выпускает еженедельный информационный бюллетень «Маркетинг Дайджест». Он полезен любому человеку, интересующемуся маркетингом.

Мы подбираем в каждом выпуске 10 интересных полезных ссылок, найденных в сети, и даем к ним свои комментарии. В него включаем данные исследований рынка, результаты рекламных фестивалей, интересные маркетинговые идеи, примеры удачной рекламы.

Дайджест рассылается по электронной почте. Вышло уже 10 выпусков. Вот адрес, по которому можно бесплатно на него подписаться: mail@nikolaykrylov.ru.

Есть еще один проект, который поможет в работе специалистам по рекламе - Vsyareklama.ru. На этом ресурсе сосредоточена база рекламных агентств, типографий, веб-студий, дизайн-бюро, фотосалонов, исследовательских агентств, производителей бизнес-сувениров. В справочнике около 150 компаний. Это не менее 90% рекламного рынка Бурятии.

Еще нужно проводить семинары, конференции для рекламодателей. Все это помогает развивать рынок.



- Как планирует дальше развиваться «МедиаМарка»? Что вы можете предложить рынку?


- Мы собираемся обеспечить полноценное присутствие наших клиентов в Интернете. Будем работать не только с баннерами, но и начнем размещать контекстную рекламу, займемся разработкой сайтов, будем консультировать в области Интернет-маркетинга.

- Удачного бизнеса!

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях