Бизнес
4036

УФАС "наехало" на Байкал

Улан-удэнский аэропорт обвинили в монополизме на рынке

Улан-удэнский аэропорт обвинили в монополизме на рынке



Прошлой зимой по маршруту Москва — Улан-Удэ стали летать две новые авиакомпании: «Якутия» и «Транс­аэро». Они потеснили на рынке многолетнего монополиста на этом направлении авиакомпанию «Глобус» («дочка» S7 Airlines)



Аэропорт Байкал предоставил новым перевозчикам скидки на обслуживание. Это вызвало недовольство прежнего монополиста, который обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Бурятии (УФАС).

Это случилось в декабре 2009 года. Именно тогда «Якутия» и «Трансаэро» пришли на рынок с невероятно низкими для улан-удэнцев ценами. Аэро­порт мотивировал предоставление скидки тем, что новые авиакомпании приходят на рынок в зимний, так называемый «низкий» сезон, когда число пассажиров уменьшается и рентабельность перевозок резко падает.

УФАС возбудило административное производство. Эксперты пришли к выводу, что, предоставив скидки, аэропорт злоупотребил доминирующим положением, ущемив права авиакомпании «Глобус». Последняя ведь платила по старым, более высоким ставкам. В конце мая УФАС возбудило против ОАО «Аэропорт Байкал» административное производство и предложило аэро­порту устранить нарушения антимонопольного законодательства.

Самое интересное, что в мае скидки для авиакомпаний «Якутия» и «Трансаэро» уже не действовали: аэропорт предоставил им льготы только на первые полгода. С начала мая все три авиакомпании платят одинаковые аэропортовые сборы. Но, тем не менее, Байкал все же будет оштрафован за нарушение Закона «О конкуренции». Сумма штрафа пока не известна.

БАЙКАЛ ОКАЗАЛСЯ КРАЙНИМ

Правда, в руководстве аэропорта считают выводы антимонопольной службы недостаточно обоснованными.

— Если скидки, которые предоставляются для новых перевозчиков при заходе на направление Улан-Удэ — Москва, исчезнут, мы можем вновь вернуться к ситуации, когда у нас будет летать одна компания, — сообщили «Информ Полису» в аэропорту. — А это значит, что стоимость билетов будет по-прежнему недоступной для большинства жителей Бурятии. И они будут вынуждены летать через Иркутск.

Действительно, если проследить за ценовой политикой «Глобуса», тарифы которого прошлым летом достигали 20 тысяч рублей в один конец до Москвы, то выясняются интересные вещи. В этом году в те дни, когда в Улан-Удэ летают самолеты «Якутии» или «Транс­аэро», «Глобус» снижает цены на свои билеты на несколько тысяч рублей, делая их сопоставимыми с конкурентами. Это прямой результат исчезновения монополии на линии Москва — Улан-Удэ.

В аэропорту считают, что много лет группа компаний S7, не имея конкурентов, фактически манипулировала рынком авиаперевозок в Бурятии. Имея высокие тарифы на полеты из Улан-Удэ, она привлекала тех пассажиров, которые вынуждены были летать из столицы Бурятии. А тех, кто не мог платить за дорогие билеты, вынуждала летать через Иркутск. Часть последних пассажиров пользовалась и рейсами S7 из Иркутска, обеспечивая их загрузку.

Таким образом, развитие рынка авиаперевозок Бурятии с точки зрения аэропорта искусственно сдерживалось, несмотря на имеющийся потенциал.

Сейчас авиакомпании «Якутия» и «Трансаэро» постепенно увеличивают число рейсов в неделю и количество пассажиров на линии Улан-Удэ — Москва и, наверное, смогут прочно закрепиться на рынке перевозок.

— При одинаковых для всех тарифах это будет сделать сложно, но можно, — подчеркнули в аэропорту. — Спрос на авиаперевозки по относительно дешевым билетам есть и постоянно растет.

Автор: Константин Гетманский

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях