Бизнес
2134

Через пять лет Бурятия станет бездотационной

На Байкальском экономическом форуме нам посулили сытое будущее

На Байкальском экономическом форуме нам посулили сытое будущее

Пятый БЭФ начался 8 сентября с неформального открытия. Гостей покатали на катерах по Байкалу и привезли в этнографический музей «Тальцы» в 47-ми километрах от Иркутска. Официальной части избежать не удалось, но она была короткой. После речей председателя оргкомитета форума, главы Совета Федерации Сергея Миронова, и хозяина мероприятия, и.о. главы Иркутской области Игоря Есиповского начался концерт.

 Однако гости сквозь стайки народных коллективов стали постепенно пробираться к накрытым под тентами столам. Блюда из омуля и местная водка шли на ура, поскольку в первый день форума было пасмурно и прохладно.

На природе присутствовал и президент Бурятии Вячеслав Наговицын с командой из правительства республики. Однако он быстро уехал в Листвянку на другой банкет в честь 70-летия командира глубоководного аппарата «Мир-1» Анатолия Сагалевича. «Информ Полис» узнал, что президент (сам гидронавт) подарил знаменитому гидронавту картину Байкала, выполненную из поднятых со дна озера камней.

Официальное открытие БЭФ прошло в Сибэкспоцентре на следующий день.

ГДЕ МЫ ВПЕРЕДИ

Самое интересное для Бурятии происходило не на пленарном заедании, а в фойе. Там развернули выставку инвестиционных проектов.

Гостей прямо напротив входа встречал огромный стенд агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Пройти мимо было невозможно. На нем представили макеты ОЭЗ на иркутской стороне Байкала и нашей «Байкальской гавани».

Руководитель территориального управления РосОЭЗ по Бурятии Анатолий Думнов уже к полудню выглядел уставшим. К его подсвеченному макету развития порта Турка то и дело подходили участники форума, задавали вопросы. У стоявшего чуть поодаль похожего на наш, но с какими-то непонятными коробками-домами на побережье стенда иркутской зоны «Ворота Байкала» почти никто не останавливался.

Думнов всем объяснял, что слева от реки Турки, которая разделяет поселок пополам, возведут коттеджный поселок, где смогут жить и туристы, и постоянные хозяева. Там же будет гостиница, аквапарк, сауны и фитнес-центры. Справа от реки построят деловой центр. В самом порту появится причал для больших прогулочных судов, а в яхт-клубе по соседству сделают причалы для катеров.

Возведение объектов в Турке начнется уже весной 2009 года. Это подтвердил позже и Андрей Алпатов, глава РосОЭЗ, где сейчас ждет утверждения полностью готовый проект участка Турка. Он отметил, что его агентство ведет активный поиск резидентов для обеих турзон. В Иркутске, по конфиденциальной информации, с этим большие проблемы, поэтому даже концептуальные проекты для «Ворот Байкала» вряд ли утвердят до середины следующего года. «Турка» же получит одобрении РосОЭЗ в октябре. В этом мы опередили конкурентов с другой стороны Байкала.

Уже известны наши первые инвесторы. Группа компаний «Метрополь» намерена построить яхт-клуб. Компания «Техинвест-Байкал» готова устраивать круизы по озеру. «Прометей-Мир» вложит деньги в гостиницу в Турке. Государство на развитие «Байкальской гавани» потратит 4 млрд. рублей. Инвесторы свои вложения не раскрывают.

Первые туристы смогут насладиться отдыхом в Турке в 2010 году. Причем от Верхней Березовки они смогут добраться туда по хорошему шоссе. Участок дороги от Улан-Удэ до Турунтаева, по словам Думнова, наконец-то начнут реконструировать весной 2009 года.

 

ГДЕ ОТСТАЛИ

Правда, «Метрополь», которой принадлежит Холоднинское месторождение полиметаллов на севере Бурятии, может и не приступить к инвестициям в «Байкальскую гавань». Дело в том, что компания пока находится в патовой ситуации с этим месторождением. Лицензию на него она купила, а потом правительство России утвердило границы Центральной экологической зоны Байкала, куда и попал будущий рудник. А в ЦЭЗ разработка полезных ископаемых запрещена.

Компания инициировала ряд экологических проектов (например, «Миры» на Байкале») и вела вместе с правительством Бурятии переговоры с Минприроды и Росприроднадзором об изменении перечня запрещенных в ЦЭЗ видов деятельности в сторону смягчения. Но на форуме главу группы Михаила Слипенчука ждало разочарование.

Министр природных ресурсов Юрий Трутнев твердо заявил на БЭФ, что режим природопользования в ЦЭЗ, наоборот, в ближайшее время ужесточат. Уже готов проект постановления правительства. Список запрещенных видов деятельности в ЦЭЗ расширят. Этому очень обрадовались иркутские экологи, которые все дни форума митинговали в разных местах Иркутска, но был не рад Слипенчук.

 

ПОЛЕТЕЛИ, НО ПОКА БЕЗ НАС

На выставке представили стенд «Восточно-Сибирской региональной авиакомпании». Договор о ее создании на БЭФ подписали вице-губернатор Иркутской области Сергей Сокол и глава авиакомпании «Интеравиа» Владимир Глошкин. Вообще-то идею о таком перевозчике, как писал «Информ Полис», выдвинул летом президент Бурятии Вячеслав Наговицын. Он тоже обещал инвестировать в покупку новых самолетов, чтобы обеспечить авиасообщение с отдаленными районами республики.

Кстати, то, что база межрегиональной авиакомпании будет находиться в Иркутске, очень плохо с точки зрения развития улан-удэнского аэропорта, не имеющего базового перевозчика. Ведь Минтранс России сообщил на БЭФ, что с 2010-го по 2015 год точно выделит 16 млрд. рублей на строительство нового иркутского аэропорта около деревни Поздняково.

Правда, Бурятия, как и Забайкальский край, если верить подписанному сторонами документу, входит в сферу интересов новой авиакомпании. Она должна обеспечить перелеты по региону дальностью до 1000 километров при низких тарифах. Вячеслав Наговицын объяснил «Информ Полису», что Бурятия тоже обязательно войдет в эту авиакомпанию.

- Где-то через год, - сказал он. – В течение этого времени мы разберемся с собственностью на наши местные аэропорты. В Улан-Удэ и Северобайкальск новая авиакомпания и так собирается летать.

Базовым компания предполагает сделать АТР-42-500 в количестве 20 самолетов. Планируется купить и пять новых Як-42Д. Их вместимость – до 120 мест.

Иркутянам вообще много чего удалось сделать на форуме в области авиации. Например, «Объединенная авиастроительная корпорация» подписала с заводом «Иркут» соглашение о производстве с 2014 года самолета МС-21. Он должен в 2015 году заменить устаревший Ту-154.

 

ПРЕКРАСНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Ну а в целом Бурятии на форуме напророчили хорошее будущее. Например, на итоговой пресс-конференции полпред президента России в СФО Анатолий Квашнин отметил, что за пять-семь лет Бурятия, Забайкальский край и Тыва смогут из дотационных и депрессивных регионов превратиться в регионы-доноры. Правда, потом сделал оговорку, что на это может понадобиться и 10 лет.

- Но это максимум, - подчеркнул он.

Отвечая на вопрос «Информ Полиса» о сроке конкретно для Бурятии, полпред отрезал: «Пять лет!».

Чтобы достичь этого, федеральный бюджет и бизнесмены вскоре начнут, по словам Квашнина, вкладывать огромные деньги в развитие инфраструктуры всего Байкальского региона: дорог, ЛЭП, трубопроводов, железных дорог. Они-то и позволят добраться к запасам кладовой, «которую мы только сейчас начали распечатывать». А уж добыча полезных ископаемых позволит нам жить безбедно.

Правда, непонятно, как это соотносится с позицией Минприроды. Ладно, посмотрим, что скажут ответственные лица о будущем Бурятии через 2, 4 или 6 лет, когда пройдут следующие форумы в Иркутске. Местные журналисты вспоминали о десятках инвестиционных проектов, о которых говорили как о реальных на предыдущих БЭФ, а теперь все забыли.

На фото Юрия Зонхоева: гости БЭФ рассматривают проект застройки участка Турка турзоны "Байкальская гавань"

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях