Бизнес
4230

Творческий подход в цене - так говорят на Улан-Удэнском авиационном заводе

Реализация всех поставленных перед предприятием задач требует от коллектива не просто напряженных усилий, но и часто неординарного взгляда на вещи

Об объемах производства, новациях и модернизации на У-УАЗ мы побеседовали с управляющим директором Леонидом Белых

- Леонид Яковлевич, говоря о промышленности Бурятии и ее экономических показателях, в первую очередь вспоминают авиазавод. В связи с этим не может не волновать вопрос: каких итогов ждет предприятие по результатам 2014 года?

- В начале года в соответствии со стратегией развития госкорпорации «Ростех» и планами холдинга «Вертолеты России» мы ставили перед собой значительные задачи как по выпуску авиатехники, так и по модернизации производства, по выполнению опытных работ. В прошедшем году в связи с опережающими поставками Министерству обороны страны предприятие изготовило и отгрузило рекордное количество машин за последние 20 лет. Набранный темп работы в этом году пригодился для дальнейшей модернизации нашей техники, создания новых образцов. По госзаказу была поставлена первая серийная партия вертолетов Ми-8АМТШ-В с улучшенными ресурсными показателями. Запущен в производство арктический вариант этого вертолета.

C 2011 года в рамках проекта холдинга «Вертолеты России» по глубокой модернизации вертолета Ми-8/17 Улан-Удэнский авиационный завод направляет часть чистой прибыли на опытно-конструкторские работы по созданию конвертируемого, сертифицированного вертолета Ми-171А2. В ноябре этого года состоялся первый полет первого опытного образца вертолета. В настоящее время в ОАО «МВЗ им. Михаила Миля» передано для доработки четыре фюзеляжа. Уже на этапе их изготовления были использованы современные компьютерные технологии, часть узлов и агрегатов вертолета впервые выпущена по электронной конструкторской документации.

- Освоение этого изделия - революция?

- Да. Мы уже проделали огромную работу и продолжаем коренную перестройку всего процесса. По-новому учатся работать все службы. Службой подготовки производства целенаправленно проводятся развитие и внедрение современных методов проектирования и изготовления сборочной оснастки, разработка сборочных техпроцессов для освоения нового изделия. Разрабатываются директивные технологические материалы и отрабатываются техпроцессы пилотных проектов, например, концевой балки и модифицированного стабилизатора, изготовленных по безэталонному методу монтажа.

Разработана модель данных для системы управления инженерными данными Teamcenter, внедрен набор инструментов, соответствующий конструкторским и технологическим требованиям на основе математической модели. Решены задачи по формированию облика будущего изделия, обеспечено высокоточное описание отдельных деталей и крупных сборочных узлов и агрегатов, проведение сложных инженерных расчетов и моделирование поведения изделия в реальных условиях, программирование и управление станками с ЧПУ.

Производственные цеха осваивают станки нового поколения для запуска механообрабатывающей номенклатуры с помощью этой системы. Благодаря модернизации локальных вычислительных сетей, около половины работников завода, все имеющиеся станки с ЧПУ сегодня подключены к корпоративной сети. На участках стапельной и окончательной сборки, например, построена надёжная и соответствующая требованиям безопасности беспроводная локальная сеть, что трудно было представить себе еще совсем недавно. Предприятие подключено к информационным системам ОАО «Вертолёты России». Огромная работа, о которой можно долго рассказывать, проделана по реализации инвестиционных проектов. Напряженный каждодневный труд всего коллектива приносит свои результаты.

- Кто занимается всем этим? Где готовят специалистов для такой работы?

- Обеспечение У-УАЗ высококвалифицированными специализированными кадрами – задача не сегодняшнего дня. Еще в 2002 году в Восточно-Сибирском технологическом университете при участии завода была организована кафедра самолето- и вертолетостроения. Мы начали участвовать в корректировке учебных планов профильных для нас учебных заведений.

Потом пришло понимание, что этого недостаточно, и мы стали работать над выстраиванием для себя целой системы «школа – техникум – вуз». В рамках этой работы в этом году начал самостоятельную работу выделенный из индустриально-педагогического колледжа авиационный техникум.

Сегодня предприятием закуплены для него 10 современных лабораторий, отвечающих самым передовым стандартам технического образования, аналогов которым нет ни в одном учебном заведении России. Правительством республики на условиях софинансирования предусмотрено проведение капитального ремонта помещений для размещения этого учебного комплекса.

Возможность продолжить образование во ВСГУТУ, гарантия трудоустройства, поддержка талантливых ребят финансово через стипендии уже сегодня дают результат - впервые за многие годы в техникум был конкурс при поступлении.

Большая профориентационная работа ведется и со школами. В поселке Загорск работает авиамодельный кружок.

На предприятии организованы система работы по подготовке, переподготовке персонала, постоянное повышение квалификации сотрудников, в том числе масштабное обучение принципам бережливого производства. Это необходимое условие работы в современных условиях. Эти принципы также внедряются на У-УАЗ системно и дают значительный эффект – десятки миллионов рублей от внедренных на сегодня кайдзен-предложений.

 - А раньше работали небережливо?

- Раньше работали, как привыкли, так, как можно было работать какое-то время назад. Но меняется время, меняются его требования, значит, должны меняться и мы. Целью концепции бережливого производства «ТОПАЗ» (Тотальная Оптимизация Производства Авиационного Завода) является повышение производительности труда, улучшение качества продукции, сокращение производственного цикла, сокращение издержек путем организационных преобразований – все то, что необходимо для удовлетворения требования заказчиков.

Для того чтобы продолжать работать на мировых рынках, приходится забыть слово «невозможно». «Невозможно» установить это оборудование, «невозможно» сделать в эти сроки. Приходится делать невозможное возможным, и это - задача всего коллектива.

На сегодня каждый сотрудник предприятия может внести свое предложение по улучшению производственного процесса и условий труда, влияющих на производительность и качество, экономию материальных и энергетических ресурсов, и получить вознаграждение.

Оказалось огромное количество резервов, которые могут оптимизировать процесс! Только в 2014 году поступило 480 предложений по улучшению всех видов деятельности, из них реализовано 233 предложения. Больше всего подал механосборочный завод. Многие кайдзен-предложения перерастают в рацпредложения, которые позволяют значительно экономить время, исключать ошибки и автоматизировать процесс. Из 140 поданных за этот год рацпредложений внедрено 91, общий экономический эффект составил около 9 млн рублей.

- Какие, например, рацпредложения необходимы предприятию?

- Любые необходимы. Например, инженер-технолог и инженер-конструктор предложили заменить одну заготовку на другую, в результате улучшился процесс сварки. Другие технологи пересмотрели техпроцесс покрытия клеммовых панелей. Он теперь в отличие от прошлого техпроцесса проводится непосредственно перед пайкой. Улучшилось качество пайки. Вместо клея ввели смесь клея и герметика для приклеивания рифленки к подвесному топливному баку. В результате сократилась длительность выдержки с трех суток до одних.

На станок установлен кран-укосина грузоподъемностью 250 кг, с помощью которого теперь рабочий-токарь поднимает заготовку, которую раньше устанавливали вручную. Автоматизируется то, что ранее было неавтоматизировано.

Улучшения могут быть небольшими, и каждое из них по отдельности, возможно, будет не так заметно. Но в совокупности они дают значительный эффект.

Система поощрения разработана и для отличников качества. Активно стимулируется творческий подход к делу путем проведения различных конкурсов. В качестве примера могу привести конкурс на разработку макета окраски корпоративного вертолета.

- Спасибо за беседу. Желаем успехов всему коллективу У-УАЗ в нелегком труде!

 

 

Фото предоставлено УУАЗ

 

 

Автор: Анастасия Аюшеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях