Бизнес
5812

Бизнес-леди Улан-Удэ: как спасти свое дело в кризис

Многие отрасли экономики в республике уже успели прочувствовать на себе дыхание очередного кризиса. Курс национальной валюты неуклонно движется вниз – от «летних» 38 рублей за один евро до нынешних 74-х. Ситуация месяц от месяца становится все более апокалиптичной

Фото russianstock.ru и из личного архива героев публикации

Несмотря на заверения властей о сдерживании цен, продовольственные товары уже подорожали. Сейчас предприниматели ждут новых цен на электронику, первым о подорожании в России своей продукции заявил Apple. У большинства бизнесменов наблюдается спад продаж. Массовые сокращения персонала и производства на крупных предприятиях Бурятии также не дают повода для оптимизма.

В этой связи мы решили поинтересоваться у улан-удэнских предпринимателей, как они выживают во времена невзгод.

Не ввязываться в авантюры

Одними из первых кризис ощутили на себе турагентства. Спрос на туры в этом году стал меняться волнообразно, и большинству компаний при таком спросе стало сложно планировать и выстраивать стратегию. Спрос то рос, то падал, а рентабельность сокращалась. Это и привело к банкротству туроператоров в Москве и Санкт-Петербурге. Жители республики начали отказываться от отдыха за рубежом сначала под впечатлением от банкротств крупных туроператоров, а затем и из-за резко подскочивших курсов валют. Общероссийское падение спроса на туры составляет до 30%, данные по Бурятии властями пока не раскрываются.

По словам директора одной из турфирм Даримы Тугутовой, сфера туризма сейчас переживает не лучшие времена, в то же время не все так плохо, как могло бы быть.

d tugutova- Наш бизнес зависит от многих обстоятельств, и нам приходится внимательно следить за общими российскими и мировыми тенденциями. Наблюдаем за ситуацией на туристическом рынке, прислушиваемся к советам финансистов, юристов, наших московских друзей-коллег. Весной 2014 года, когда стало понятно, что череды банкротств не избежать, мы стали очень осторожно выбирать туроператоров-партнеров, почти отказались от раннего бронирования туров, - делится опытом предпринимательница.

Последствием кризисного лета, массового банкротства туроператоров, по ее словам, стало то, что люди стали тщательнее относиться к выбору агентств.

- Клиенты поняли, что главное в отдыхе не размер скидки на тур, а безопасность и надежность, которую может гарантировать серьезная компания. Своим коллегам желаю не ввязываться в авантюрный бизнес и избегать явных афер, хоть и сулящих большой доход, - советует Дарима Тугутова.

Оптимизировать расходы

Услуги салонов красоты, так же как и услуги медицины, похоже, относятся к числу необходимых, поэтому сильного сокращения спроса в этом сегменте не ожидается, по крайней мере, пока. Сегодня женщины вынуждены отказывать себе в крупных покупках и тратах, а потребность отвлечься и побаловать себя приводит к росту спроса на косметику и услуги салонов красоты. Согласно данным исследований, именно в трудные времена женщины меняют прически, цвет волос в попытке справиться с последствиями экономической рецессии. Наши соотечественницы скорее готовы экономить на продуктах питания, одежде, развлечениях, чем отказаться от посещения салона красоты или спа. Вложения в собственное образование и здоровье во все времена были самым ликвидным активом. Это подтверждает владелица улан-удэнского салона красоты Галина Субанова.

g subanova- «Случайных» клиентов стало меньше. Остались те, у кого уже было время оценить качество продукции и услуг. В то же время сказать, что количество посетителей резко уменьшилось, не могу, - говорит Галина.

Секрет лояльности клиентов заключается прежде всего в сдерживании роста цен.

- Цены, несмотря на подорожание продукции, держим на прежнем уровне. Этого удается достичь за счет сокращения других расходов салона. К примеру, с оптовых покупок перешли на мелкий опт. Сделать это было не так просто, полгода мы вели переговоры с поставщиком, и нам удалось прийти к договоренности. Сократили расходы и на рекламу. Если ранее мы размещали ее везде, где только можно, то сейчас изменили тактику. Промониторили, откуда приходят клиенты. Проанализировав ответы, выбрала топовые варианты, то есть те СМИ, которые «привели» ко мне наибольшее количество посетителей. Сейчас размещаю рекламу только в этих изданиях, - рассказывает бизнес-леди.

Еще один секрет успешного бизнеса, по мнению Галины, заключается в отношении к клиенту.

– Относись к клиенту как к другу, и тогда они будут лояльны к вам, - говорит она.

Затянуть потуже пояса

Сокращение объемов ипотечного кредитования и рост кредитных ставок повлечет за собой падение объемов рынка недвижимости. Без работы рискуют остаться не только строители, но и риэлторы, которым попросту некого обслуживать. Те немногие покупатели, у которых есть наличные средства для приобретения недвижимости, ждут, когда цены достигнут дна. Трудности испытывают все агентства недвижимости, многие рискуют не пережить кризис. Наш эксперт, директор одного из улан-удэнских агентств недвижимости Нина Самсыка, подтверждает негативный прогноз.

n samsika- Мы работаем в условиях падающего рынка, на вторичное жилье цены снижаются, а продавцов стало гораздо больше, чем покупателей. Соответственно, уменьшилось количество сделок, - говорит она.

Причин этому сразу несколько. Одна из них – поднятие кредитных ставок.

- Цены на недвижимость у нас надуты ипотекой. Сейчас процентные ставки по ипотечным кредитам увеличились, что затрудняет получение ссуд в кредитных организациях. В Бурятии большие предприятия испытывают финансовые трудности, их сотрудники, которым ранее банки без проблем одобряли ипотечные кредиты, становятся неплатежеспособными. Ведь, чтобы взять ипотечный кредит, надо быть уверенным в завтрашнем дне, в том, что человек не останется без работы. Сейчас на рынке недвижимости произошло небольшое сезонное увеличение спроса, гораздо меньшее, чем обычно. Очень мало было выделено бюджетных денег по различным социальным жилищным программам, которые, как правило, реализуются в конце года, - рассказывает директор агентства.

От 2015 года наша собеседница не ждет хороших событий.

- Что будет в следующем году, мы не знаем. Видимо, ничего хорошего. От нас в этой ситуации мало что зависит. Если жители Москвы и других крупных городов при росте курса валют вкладываются в недвижимость, у нас такого не происходит. У жителей Бурятии свободных средств почти нет. Стоимость жилья в 2015 году, я думаю, будет продолжать падать. Вести риэлторский бизнес в таких условиях, конечно, сложно. Но мы пережили кризис 2008 - 2009 годов, остается только затянуть потуже пояса и продолжать работу, - подытоживает гостья нашей рубрики.

Искать новые ниши

Кризис настигает ресторанный бизнес не сразу, а волнами. Посещение ресторанов – дело привычки, и даже при финансовых проблемах люди будут ее некоторое время поддерживать. Прогнозируется, что первыми ощутят удар дорогие рестораны. Вопрос денег для клиентов будет стоять на первом месте, и они могут начать питаться в заведениях более скромных. Богатые клиенты, которые не захотят отказаться от посещения элитных заведений, вероятнее всего, значительно сократят расходы в них и начнут более сдержанно относиться к дорогим деликатесам. Владелица улан-удэнского ресторана и кафе Баирма Шантагарова уверена, что в сложный период необходимо подумать о дополнительных услугах к основному бизнесу.

b shantagarova- Осенью резко увеличились цены на продукты у наших зарубежных партнеров, подорожала вся импортная продукция. Наши местные производители держали цены около месяца, однако затем подняли цены. Если раньше люди посещали заведения общепита без повода, то теперь чаще в честь какого-то события – свадьбы, милана, корпоратива, - жалуется Баирма.

Своим коллегам она советует не опускать руки и искать новые возможности.

- Мы в этой ситуации лавируем, как можем: при проведении мероприятий на большое количество гостей делаем скидки, проводим разные акции. Вообще люди сейчас во всем мире отходят от готовки дома и питаются в кафе и ресторанах. В Иркутске платежеспособность у населения выше, однако, и у нас не все так плохо. В любом деле важно не опускать руки. Сейчас нужны новые идеи по привлечению клиентов, к традиционным услугам организации питания можно добавить что-то еще, не относящееся к основному бизнесу. Имеют большое значение контакты, знакомства. В Улан-Удэ работает принцип «сарафанного радио» - оно лучше любой рекламы. Гости, увидев хорошее обслуживание и доброжелательное отношение персонала, обязательно захотят вернуться еще раз и приведут к вам новых клиентов, - делится секретами бизнесвумен.

Очевидно, что в ближайшем будущем нас ожидает стагнация в самых разных сферах экономики. Слабые игроки на рынке, скорее всего, будут вынуждены покинуть его, а сильные сосредоточатся на оптимизации процессов внутри компании и не будут активно расширяться.

Автор: Лариса Ситник

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях